Алгебра вдохновения
«Египетские ночи». Мастерская Петра Фоменко
«Ах, Пушкин, Пушкин», рефреном вздыхают фоменковские актеры. Мотив вздоха так понятен что бы ни натворил Александр Сергеевич, все любезно сердцу. Одно слово, Пушкин. Даже в недавнем опусе Ермоловского театра, в этом биографическом китче, ковыляющем на нескладных ходулях, нет-нет да мелькнет нечто родное: пара-тройка прелестных рифм, курчавая шевелюра┘ «Зачем твой дивный карандаш рисует мой арабский профиль?..» Петра Фоменко об этом спрашивать излишне. Его карандаш давно и остро отточен на пушкинское. Графически стройная «Пиковая дама» в Вахтанговском театре воздушное, но и вместе с тем весомое доказательство пушкинского начала в фоменковской режиссуре. Родовые ее признаки отсутствие алгебры в постижении гармонии, легкое погружение в глубину, озорство и человечность. «Египетские ночи» в его прочтении ожидались как абсолютно логичное художественное волеизъявление. Ибо это история об Импровизаторе. О том, что «всякий талант неизъясним». О том, что никому и никогда не понять, «почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя реформами, размеренная стройными однообразными стопами». Впрочем, у каждого есть своя метода. К примеру, четырехстопные ямбы Пушкина не спутаешь с четырехстопными же ямбами В. Брюсова. Брюсов тоже сочинил «Египетские ночи». Оборванную Пушкиным на полуслове стихотворную историю о трех ночах царицы Клеопатры П. Фоменко дополнил брюсовской версией. Добротной и капитальной, как все, что выходило из-под пера этого поэта. Зачем? Быть может, для сравнения совершенно несравнимых поэтических походок? Или просто для продолжения прерванной Пушкиным игры? Однако в незавершенности первых «Египетских ночей» есть своя непостижимая импровизаторская логика. Четыре сильнейшие строки ставят восклицательный знак: «Но только утренней порфирой / Аврора вечная блеснет, / Клянусь под смертною секирой / Глава счастливцев отпадет». Кто знает, почему не было продолжения? Не потому ли, что все уже сказано?
Спектакль идет чуть более двух часов без антракта. «Египетские ночи» дополнены пушкинскими же набросками «Мы проводили вечер на даче», «Гости съезжались на дачу» и стихотворениями разных лет. Таким образом, литератор Чарский, усердно топивший собственный поэтический недуг в светских удовольствиях, органично вписывается в интерьер дачных салонов, где с одинаково вялым любопытством обсуждают и ветреную княгиню Вольскую, и любвеобильную Клеопатру, и холодные широты Петербурга, не располагающие к египетским страстям, и материи достоинства и чести, продуваемые ветрами XIX века. Пушкин не раз и не два подступался к египетской царице. Фоменко (как в свое время и кинорежиссер Михаил Швейцер в «Маленьких трагедиях», куда включил и «Египетские ночи», и «дачные» пушкинские сюжеты) дважды окунает историю с Клеопатрой во временные «водоемы». Из жаркого Нила в прохладную Неву, а затем в мутные воды Москвы-реки XXI века. Но у П. Фоменко первозданная страсть выныривает насквозь промокшей и изрядно продрогшей. Пушкинская ирония на счет немощных петербургских страстей множится на фоменковскую насмешку над нынешней сферой любви и чести. В эту же временную воронку отправляется сюжет о поэтическом вдохновении. В роскошных интерьерах и костюмах В. Максимова и М. Даниловой суетятся и ерничают хрупкие артисты Мастерской. К. Бадалов играет в Импровизаторе тоненького ощипанного петушка, смешно хлопающего крылышками в приступе вдохновения. Само вдохновение воплощает неподражаемая П. Агуреева маниакально сосредоточенная девица, чуть излишне монотонная, чтобы быть смешной. Рыжеволосая Клеопатра П. Кутепова в сюжете «Царица и ее любовники» играет знакомую по новой и уже не очень новой драме тему «и рада бы любить, да некого». Три любовника, выписанные коллективными усилиями Пушкина, Брюсова и других авторов, окончательно «опускают» высокую тему. Один плотный мужлан явно не дворянского происхождения. Второй знаток-зануда, всю ночь цитирующий умные трактаты. Третий сопляк, сладко причмокивающий во сне. На «снижение» работает и Княгиня Д. Н. Курдюбова, которой отданы все сплетни и иронические пушкинские реплики. И даже навязший в зубах стишок в тему «поэт и поэзия»: «зависеть от царя? зависеть от народа?» бьет в ту же цель. Именно им, а не изначальным «Таков поэт: как Аквилон / Что хочет, то и носит он» отвечает Импровизатор на задание Чарского: «поэт сам избирает предметы для своих песен». П. Фоменко выбрал на этот раз «Египетские ночи». Историю об Импровизаторе.
Но много раньше он счастливо нащупал прием, который безошибочно работал и в «Пиковой даме», и в «Войне и мире», и в «Безумных из Шайо». Он легко смешивал диалоги и авторские ремарки. Иронически опрокидывал высокое в низкое. Шутя поднимал ввысь обыденное. Прививал бытовое к романтическому. Одомашнивал классическое. В крошечном пространстве стремительно менял места и времена действия. Гармония однажды оформилась в алгебру. Досадно то, что эта алгебра вдруг стала видна глазу. И именно в истории с Импровизатором. Именно там, где, согласно первоисточнику, должно быть все воздушно и непостижимо. Ибо «┘ветру и орлу, и сердцу девы нет закона».
Спектакль идет чуть более двух часов без антракта. «Египетские ночи» дополнены пушкинскими же набросками «Мы проводили вечер на даче», «Гости съезжались на дачу» и стихотворениями разных лет. Таким образом, литератор Чарский, усердно топивший собственный поэтический недуг в светских удовольствиях, органично вписывается в интерьер дачных салонов, где с одинаково вялым любопытством обсуждают и ветреную княгиню Вольскую, и любвеобильную Клеопатру, и холодные широты Петербурга, не располагающие к египетским страстям, и материи достоинства и чести, продуваемые ветрами XIX века. Пушкин не раз и не два подступался к египетской царице. Фоменко (как в свое время и кинорежиссер Михаил Швейцер в «Маленьких трагедиях», куда включил и «Египетские ночи», и «дачные» пушкинские сюжеты) дважды окунает историю с Клеопатрой во временные «водоемы». Из жаркого Нила в прохладную Неву, а затем в мутные воды Москвы-реки XXI века. Но у П. Фоменко первозданная страсть выныривает насквозь промокшей и изрядно продрогшей. Пушкинская ирония на счет немощных петербургских страстей множится на фоменковскую насмешку над нынешней сферой любви и чести. В эту же временную воронку отправляется сюжет о поэтическом вдохновении. В роскошных интерьерах и костюмах В. Максимова и М. Даниловой суетятся и ерничают хрупкие артисты Мастерской. К. Бадалов играет в Импровизаторе тоненького ощипанного петушка, смешно хлопающего крылышками в приступе вдохновения. Само вдохновение воплощает неподражаемая П. Агуреева маниакально сосредоточенная девица, чуть излишне монотонная, чтобы быть смешной. Рыжеволосая Клеопатра П. Кутепова в сюжете «Царица и ее любовники» играет знакомую по новой и уже не очень новой драме тему «и рада бы любить, да некого». Три любовника, выписанные коллективными усилиями Пушкина, Брюсова и других авторов, окончательно «опускают» высокую тему. Один плотный мужлан явно не дворянского происхождения. Второй знаток-зануда, всю ночь цитирующий умные трактаты. Третий сопляк, сладко причмокивающий во сне. На «снижение» работает и Княгиня Д. Н. Курдюбова, которой отданы все сплетни и иронические пушкинские реплики. И даже навязший в зубах стишок в тему «поэт и поэзия»: «зависеть от царя? зависеть от народа?» бьет в ту же цель. Именно им, а не изначальным «Таков поэт: как Аквилон / Что хочет, то и носит он» отвечает Импровизатор на задание Чарского: «поэт сам избирает предметы для своих песен». П. Фоменко выбрал на этот раз «Египетские ночи». Историю об Импровизаторе.
Но много раньше он счастливо нащупал прием, который безошибочно работал и в «Пиковой даме», и в «Войне и мире», и в «Безумных из Шайо». Он легко смешивал диалоги и авторские ремарки. Иронически опрокидывал высокое в низкое. Шутя поднимал ввысь обыденное. Прививал бытовое к романтическому. Одомашнивал классическое. В крошечном пространстве стремительно менял места и времена действия. Гармония однажды оформилась в алгебру. Досадно то, что эта алгебра вдруг стала видна глазу. И именно в истории с Импровизатором. Именно там, где, согласно первоисточнику, должно быть все воздушно и непостижимо. Ибо «┘ветру и орлу, и сердцу девы нет закона».
Наталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002