Прогулки с Пушкиным
В театре «Мастерская Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Египетские ночи» по произведениям Пушкина и Брюсова
О спектаклях Петра Фоменко давно уже тянет писать возвышенно и пафосно, а между тем внешне они совершенно просты и бесхитростны. В этой простоте, однако, и есть главная тайна фоменковских сочинений. Так иногда фокусник показывает свой фокус и вдруг сообщает, что сейчас он снова повторит его, чтобы все поняли, в чем тут секрет. Доверчивая публика открывает пошире глаза, стараясь не пропустить ни мгновения. Фокусник держит слово, показывает свои чудеса медленно, а потом абсолютно серьезно спрашивает: ну, теперь понятно? И все смеются, радуясь тому, что их одурачили.
И даже критики, по долгу службы обязанные разгадывать профессиональные секреты, отступают перед этой невыносимой смесью легкости, нравоучения, печали и откровенного лицедейства, выписывая раз от раза одни и те же слова: прелестно, неуловимо, воздушно и светло. А кто-то, наверное, и раздражается от такого однообразия, строго вопрошая: «И где же смысл? Где крупные мысли, приличествующие большому художнику?» Впрочем, чему тут удивляться, говорят, и Пушкина современники упрекали в том же. Мол, жил, шутя и играя, и умер, заигравшись слишком сильно. Вот, например, Баратынский, разбирающий бумаги покойного поэта, искренне удивлялся: «Можешь себе представить, что меня больше всего изумляет во всех этих письмах? Обилие мыслей! Пушкин мыслитель! Можно ли было ожидать?»
Ну и к чему тут, спросите вы, Пушкин? Да вот к чему: кажется, трудно найти более близкого Фоменко художника. Тут, знаете ли, все сошлось. И уже набившая оскомину легкость, и любовь к розыгрышам и представлениям, и потаенная тоска, и внезапное, из шуток и веселья возникающее пророческое знание.
Новый спектакль Фоменко составлен из сцен, этюдов и эпизодов (именно так написано в программке) повесть и неоконченная поэма Пушкина «Египетские ночи», его же наброски, стихотворения разных лет и фрагменты поэмы В. Брюсова «Египетские ночи». На наших глазах из этих клочков недоговоренного, из хаоса обрывков складывается цельное, на первый взгляд веселое и удивительно нежное театральное сочинение.
Выходят все в черном, чопорные и светские, берут в руки тающие свечки и, перебивая друг друга, бормочут стихи: «я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу» (видите и тут про смысл!), «поговорим о странностях любви, другого я не мыслю разговора┘» не договаривают фразу, садятся на место, внезапно вспыхивают и вновь начинают сначала. Зинаида Вольская (Полина Кутепова), многозначительная и трепетная. Княгиня D. (Наталья Курдюбова), хозяйка салона, засохшая от собственной едкости. Графиня К. (Полина Агуреева), пугливая и наивная, как деревенская барышня. Эстет Вершнев (Илья Любимов), не к месту вскакивающий с ударной фразой: «Когда я был во Флоренции┘» Демонстративно тоскующий в углу у колонны молодой человек по имени Алексей Иванович (Павел Баршак). Сочинитель Чарский (Андрей Щенников), тяготящийся своей зависимостью от легкомысленного вдохновения. Молчаливый генерал в отставке Сорохтин (Алексей Колубков), к месту и не к месту вздыхающий: «Ах, Пушкин, Пушкин!»
Зато весьма к месту оказался синьор Пиндемонти, он же Импровизатор, престранный тощий господин со взором печальным, кудрями до плеч и драными штанами. Карэн Бадалов отлично играет этого чужака-итальянца, летающего по тесному пространству маленького зальчика так, будто ему неведомы законы земного притяжения. Собственно, с его приходом и начинается самое интересное. Холодно любопытствующая публика пишет на бумажках темы для импровизаций, порывистая ручка в черной перчатке вытаскивает одну наугад «Клеопатра и ее любовники». И все завертелось. Барышни освобождаются от тесных корсетов и пышных юбок, молодые люди решительным жестом скидывают рубашки. Худенькая рыжеволосая красавица Клеопатра (все та же Полина Кутепова) бросила отчаянный вызов мужскому роду и предложила купить у нее ночь любви ценою собственной жизни.
Решились трое суровый воин Флавий, он же генерал Сорохтин, всезнайка и эстет Критон, он же Вершнев, и молодой человек, тот самый, нарочито грустивший весь спектакль у колонны. Буйство страсти изображается уморительно смешно под красными развевающимися полотнищами, Клеопатра влезает на котурны, составленные из книг (надо думать, сочинения г-на Пушкина), вприпрыжку порхает по сцене, постреливая глазами в публику, а только в какой-то совсем неуловимый момент становится не то чтобы грустно, но как-то явно не по себе. Нет-нет, совсем не тогда, когда взмахами гусиных перьев рубятся головы отважных любовников. А вот когда Клеопатра, не знающая свободы, искавшая страсти и испугавшаяся ее, захлебываясь стихом, оплакивает своего самого юного любовника, тут-то и начинает щемить сердце и покалывать в глазах не пойми отчего. Полине Кутеповой поразительным образом удался именно этот, трудно уловимый, переход от шутливой игры к внезапному прозрению.
На самом деле у Фоменко (и у Пушкина тоже) всегда так вроде смешно, смешно, все летит, играется и перевертывается с ног на голову, а потом вдруг раз и ты трезвеешь, прочувствовав мысль, отнюдь не такую светлую, как принято думать. Так было и в «Одной абсолютно счастливой деревне», и в «Семейном счастье», и в «Войне и мире». Так и в «Египетских ночах». Фоменко в этом спектакле играет с Пушкиным, играет в Пушкина и открывает Пушкина, даря его своим на редкость чутким актерам и публике (она тоже в этом театре кажется какой-то особенной) как дорогой подарок.
«А что вы думаете об условиях Клеопатры?» спрашивают друг у друга персонажи недописанной пушкинской прозы. И не дают ответа. Надо думать, цена за минуты счастья слишком велика. И как тут не вспомнить известного народу классика, написавшего: «Идите в театр и умрите в нем», а потом добавившего: «Если сможете». Все дело, собственно говоря, в этом уточнении.
И даже критики, по долгу службы обязанные разгадывать профессиональные секреты, отступают перед этой невыносимой смесью легкости, нравоучения, печали и откровенного лицедейства, выписывая раз от раза одни и те же слова: прелестно, неуловимо, воздушно и светло. А кто-то, наверное, и раздражается от такого однообразия, строго вопрошая: «И где же смысл? Где крупные мысли, приличествующие большому художнику?» Впрочем, чему тут удивляться, говорят, и Пушкина современники упрекали в том же. Мол, жил, шутя и играя, и умер, заигравшись слишком сильно. Вот, например, Баратынский, разбирающий бумаги покойного поэта, искренне удивлялся: «Можешь себе представить, что меня больше всего изумляет во всех этих письмах? Обилие мыслей! Пушкин мыслитель! Можно ли было ожидать?»
Ну и к чему тут, спросите вы, Пушкин? Да вот к чему: кажется, трудно найти более близкого Фоменко художника. Тут, знаете ли, все сошлось. И уже набившая оскомину легкость, и любовь к розыгрышам и представлениям, и потаенная тоска, и внезапное, из шуток и веселья возникающее пророческое знание.
Новый спектакль Фоменко составлен из сцен, этюдов и эпизодов (именно так написано в программке) повесть и неоконченная поэма Пушкина «Египетские ночи», его же наброски, стихотворения разных лет и фрагменты поэмы В. Брюсова «Египетские ночи». На наших глазах из этих клочков недоговоренного, из хаоса обрывков складывается цельное, на первый взгляд веселое и удивительно нежное театральное сочинение.
Выходят все в черном, чопорные и светские, берут в руки тающие свечки и, перебивая друг друга, бормочут стихи: «я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу» (видите и тут про смысл!), «поговорим о странностях любви, другого я не мыслю разговора┘» не договаривают фразу, садятся на место, внезапно вспыхивают и вновь начинают сначала. Зинаида Вольская (Полина Кутепова), многозначительная и трепетная. Княгиня D. (Наталья Курдюбова), хозяйка салона, засохшая от собственной едкости. Графиня К. (Полина Агуреева), пугливая и наивная, как деревенская барышня. Эстет Вершнев (Илья Любимов), не к месту вскакивающий с ударной фразой: «Когда я был во Флоренции┘» Демонстративно тоскующий в углу у колонны молодой человек по имени Алексей Иванович (Павел Баршак). Сочинитель Чарский (Андрей Щенников), тяготящийся своей зависимостью от легкомысленного вдохновения. Молчаливый генерал в отставке Сорохтин (Алексей Колубков), к месту и не к месту вздыхающий: «Ах, Пушкин, Пушкин!»
Зато весьма к месту оказался синьор Пиндемонти, он же Импровизатор, престранный тощий господин со взором печальным, кудрями до плеч и драными штанами. Карэн Бадалов отлично играет этого чужака-итальянца, летающего по тесному пространству маленького зальчика так, будто ему неведомы законы земного притяжения. Собственно, с его приходом и начинается самое интересное. Холодно любопытствующая публика пишет на бумажках темы для импровизаций, порывистая ручка в черной перчатке вытаскивает одну наугад «Клеопатра и ее любовники». И все завертелось. Барышни освобождаются от тесных корсетов и пышных юбок, молодые люди решительным жестом скидывают рубашки. Худенькая рыжеволосая красавица Клеопатра (все та же Полина Кутепова) бросила отчаянный вызов мужскому роду и предложила купить у нее ночь любви ценою собственной жизни.
Решились трое суровый воин Флавий, он же генерал Сорохтин, всезнайка и эстет Критон, он же Вершнев, и молодой человек, тот самый, нарочито грустивший весь спектакль у колонны. Буйство страсти изображается уморительно смешно под красными развевающимися полотнищами, Клеопатра влезает на котурны, составленные из книг (надо думать, сочинения г-на Пушкина), вприпрыжку порхает по сцене, постреливая глазами в публику, а только в какой-то совсем неуловимый момент становится не то чтобы грустно, но как-то явно не по себе. Нет-нет, совсем не тогда, когда взмахами гусиных перьев рубятся головы отважных любовников. А вот когда Клеопатра, не знающая свободы, искавшая страсти и испугавшаяся ее, захлебываясь стихом, оплакивает своего самого юного любовника, тут-то и начинает щемить сердце и покалывать в глазах не пойми отчего. Полине Кутеповой поразительным образом удался именно этот, трудно уловимый, переход от шутливой игры к внезапному прозрению.
На самом деле у Фоменко (и у Пушкина тоже) всегда так вроде смешно, смешно, все летит, играется и перевертывается с ног на голову, а потом вдруг раз и ты трезвеешь, прочувствовав мысль, отнюдь не такую светлую, как принято думать. Так было и в «Одной абсолютно счастливой деревне», и в «Семейном счастье», и в «Войне и мире». Так и в «Египетских ночах». Фоменко в этом спектакле играет с Пушкиным, играет в Пушкина и открывает Пушкина, даря его своим на редкость чутким актерам и публике (она тоже в этом театре кажется какой-то особенной) как дорогой подарок.
«А что вы думаете об условиях Клеопатры?» спрашивают друг у друга персонажи недописанной пушкинской прозы. И не дают ответа. Надо думать, цена за минуты счастья слишком велика. И как тут не вспомнить известного народу классика, написавшего: «Идите в театр и умрите в нем», а потом добавившего: «Если сможете». Все дело, собственно говоря, в этом уточнении.
«Итоги», 1.10.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002