Чертог сиял
«Египетские ночи» Петра Фоменко
Премьера у Фоменко это серьезно. Из сезона в сезон здесь, в тесном дисгармоничном пространстве реконструированного советского кинотеатра, случаются самые важные для нашего театра события. Сегодняшнее лидерство «фоменок» не оспорит ни один сколько-нибудь разумный критик. Но если вы припрете критика к стенке и попытаетесь сурово допросить о сути фоменковского феномена, то он вначале непременно залепечет о психологических кружевах, о легком дыхании актеров, о чудесном ансамбле, а потом осечется и честно ответит: «А кто ж его знает».
Театр Фоменко не обзовешь ни поэтическим, ни метафорическим, ни психологическим. Какой там, к черту, психологизм, если актер, ведя свою роль, может споткнуться о какое-нибудь невинное словцо и, оттолкнувшись от него, как от камешка, напрочь забыть о своем персонаже и улететь в совершенно невообразимом направлении?
Что, к примеру, происходит, в «Египетских ночах»? Дан известный пушкинский сюжет: дамы и кавалеры проводят приятный вечер в салоне, упиваясь светской болтовней. Но общий разговор вдруг расщепляется на бессвязные реплики, почти никак не связанные друг с другом. «Ах Пушкин, Пушкин» басит, качая головой, генерал Сорохтин (Алексей Колубков). Пока эстет Вершнев (Илья Любимов) вальяжно извещает публику, что он «был во Флоренции», вдова Вольская (Полина Кутепова) призывает «поговорить о странностях любви». Княгиня D. , дойдя в пушкинском тексте до слова «молва», тут же решает, что теперь она будет Молва, а графиня K. , узнав от Пушкина, что на сочинителя Чарского временами находила «такая дрянь» (то бишь вдохновение), моментально перевоплощается в Такую дрянь. Та же графиня К. (Полина Агуреева) хочет поведать публике что-то важное, значительное, но, когда на нее обратятся все взоры, подытожит свое невразумительное мычание: «Вспыхнула, запуталась». Так и пройдет первая треть спектакля ни одной внятной, доведенной до конца мысли, ни одной связной темы. Лоскуточки, тряпочки, обрывочки. Да и что вы хотите от спектакля, слепленного из разных пушкинских отрывков (кроме неоконченных «Египетских ночей», Фоменко взял разные пушкинские стихи и наброски «Мы проводили вечер на даче», «Гости съезжались на дачу», «Отрывок») да брюсовской поэмы «Египетские ночи»?
Всяк сверчок здесь знает свой звучок. Оборотившись друг к другу спинами, каждый дудит в свою дуду, и это больше похоже на настройку инструментов перед началом оперы, нежели на спектакль.
Все изменится, когда в залу войдет Импровизатор. Карэн Бадалов идеально подходит под пушкинское описание: худ, черен, смугл. Щеки впалые, глаза сверкают, штаны рваные. Когда этот аристократичный оборванец пробежит, едва отталкиваясь, по перилам и спрыгнет в зал, станет ясно, что найдена сила, способная из разношерстной толпы собрать полноценный оркестр.
Синьор Пиндемонти не дорого ценит громкие права и руководит светскими львами и львицами, которые, быстро спевшись, кладут на мотив россиниевского «Танкреда» пушкинскую прозу. «Все уселось и примолкло, все уселось и примолкло», скандируют они.
«Опыт театрального сочинения» так поименован жанр нового фоменковского спектакля. Но относится это определение скорее к тем «импровизациям» на тему о Клеопатре и ее любовниках, которые устраивают перед нами светские завсегдатаи из салона княгини D.
Сочинитель Чарский, генерал Сорохтин и Зинаида Вольская работают явно этюдным методом. Схватив с пианино вазу и напялив на голову, генерал Сорохтин предстает перед публикой в виде Флавия в бронзовом шлеме. Перевернутый подсвечник может использоваться как лавровый венок для поэта Критона (он же эстет Вершнев, он же Илья Любимов). Страстная вдова (Полина Кутепова) накинет на себя диковинный плащ, с которого нам кажут языки античные маски и свисают смешные поникшие фаллосы, и станет Клеопатрой. Что это? Любительский спектакль в светском салоне или «Сегодня мы импровизируем»?
Тема коллективного творчества, преображающего паскудную действительность, одна из самых частых у Петра Фоменко. Достаточно вспомнить классические «Без вины виноватые» спектакль об актерском счастье, разыгранный в буфете Театра имени Вахтангова. Или «Войну и мир», где роман Толстого был решен на сцене через совместное чтение книги. Мелкие, тщеславные, суетные, бесштанные актеришки волшебным образом преображаются перед нами, едва дай им тему для этюда. Что им Клеопатра? Что они Клеопатре? Но┘ «чужая мысль чуть коснулась вашего слуха и уже стала вашей собственностию, как будто вы с ней носились, лелеяли, развивали ее беспрестанно». Так говорил изумленный Чарский итальянскому шарлатану, и это изумление стало предметом спектакля Петра Фоменко. Музыка умолкает, глаза импровизатора сверкают бледным огнем, и он, подняв руку, начинает свою импровизацию: «Чертог сиял. Гремели хором┘». Хор подхватывает.
Театр Фоменко не обзовешь ни поэтическим, ни метафорическим, ни психологическим. Какой там, к черту, психологизм, если актер, ведя свою роль, может споткнуться о какое-нибудь невинное словцо и, оттолкнувшись от него, как от камешка, напрочь забыть о своем персонаже и улететь в совершенно невообразимом направлении?
Что, к примеру, происходит, в «Египетских ночах»? Дан известный пушкинский сюжет: дамы и кавалеры проводят приятный вечер в салоне, упиваясь светской болтовней. Но общий разговор вдруг расщепляется на бессвязные реплики, почти никак не связанные друг с другом. «Ах Пушкин, Пушкин» басит, качая головой, генерал Сорохтин (Алексей Колубков). Пока эстет Вершнев (Илья Любимов) вальяжно извещает публику, что он «был во Флоренции», вдова Вольская (Полина Кутепова) призывает «поговорить о странностях любви». Княгиня D. , дойдя в пушкинском тексте до слова «молва», тут же решает, что теперь она будет Молва, а графиня K. , узнав от Пушкина, что на сочинителя Чарского временами находила «такая дрянь» (то бишь вдохновение), моментально перевоплощается в Такую дрянь. Та же графиня К. (Полина Агуреева) хочет поведать публике что-то важное, значительное, но, когда на нее обратятся все взоры, подытожит свое невразумительное мычание: «Вспыхнула, запуталась». Так и пройдет первая треть спектакля ни одной внятной, доведенной до конца мысли, ни одной связной темы. Лоскуточки, тряпочки, обрывочки. Да и что вы хотите от спектакля, слепленного из разных пушкинских отрывков (кроме неоконченных «Египетских ночей», Фоменко взял разные пушкинские стихи и наброски «Мы проводили вечер на даче», «Гости съезжались на дачу», «Отрывок») да брюсовской поэмы «Египетские ночи»?
Всяк сверчок здесь знает свой звучок. Оборотившись друг к другу спинами, каждый дудит в свою дуду, и это больше похоже на настройку инструментов перед началом оперы, нежели на спектакль.
Все изменится, когда в залу войдет Импровизатор. Карэн Бадалов идеально подходит под пушкинское описание: худ, черен, смугл. Щеки впалые, глаза сверкают, штаны рваные. Когда этот аристократичный оборванец пробежит, едва отталкиваясь, по перилам и спрыгнет в зал, станет ясно, что найдена сила, способная из разношерстной толпы собрать полноценный оркестр.
Синьор Пиндемонти не дорого ценит громкие права и руководит светскими львами и львицами, которые, быстро спевшись, кладут на мотив россиниевского «Танкреда» пушкинскую прозу. «Все уселось и примолкло, все уселось и примолкло», скандируют они.
«Опыт театрального сочинения» так поименован жанр нового фоменковского спектакля. Но относится это определение скорее к тем «импровизациям» на тему о Клеопатре и ее любовниках, которые устраивают перед нами светские завсегдатаи из салона княгини D.
Сочинитель Чарский, генерал Сорохтин и Зинаида Вольская работают явно этюдным методом. Схватив с пианино вазу и напялив на голову, генерал Сорохтин предстает перед публикой в виде Флавия в бронзовом шлеме. Перевернутый подсвечник может использоваться как лавровый венок для поэта Критона (он же эстет Вершнев, он же Илья Любимов). Страстная вдова (Полина Кутепова) накинет на себя диковинный плащ, с которого нам кажут языки античные маски и свисают смешные поникшие фаллосы, и станет Клеопатрой. Что это? Любительский спектакль в светском салоне или «Сегодня мы импровизируем»?
Тема коллективного творчества, преображающего паскудную действительность, одна из самых частых у Петра Фоменко. Достаточно вспомнить классические «Без вины виноватые» спектакль об актерском счастье, разыгранный в буфете Театра имени Вахтангова. Или «Войну и мир», где роман Толстого был решен на сцене через совместное чтение книги. Мелкие, тщеславные, суетные, бесштанные актеришки волшебным образом преображаются перед нами, едва дай им тему для этюда. Что им Клеопатра? Что они Клеопатре? Но┘ «чужая мысль чуть коснулась вашего слуха и уже стала вашей собственностию, как будто вы с ней носились, лелеяли, развивали ее беспрестанно». Так говорил изумленный Чарский итальянскому шарлатану, и это изумление стало предметом спектакля Петра Фоменко. Музыка умолкает, глаза импровизатора сверкают бледным огнем, и он, подняв руку, начинает свою импровизацию: «Чертог сиял. Гремели хором┘». Хор подхватывает.
Глеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002