Торгуйтесь, торгуйтесь┘
Александр Пушкин, Валерий Брюсов, «Египетские ночи». Театр «Мастерская Петра Фоменко»
Всякая премьера у Фоменко это как встреча любовников после долгой разлуки. В первые минуты оба испытывают неловкость, но родная улыбка, родной взгляд, родной запах так сладко знакомы, так обаятельны для сердца, что в груди поднимается жаркая волна, перед которой бессильна ледяная корочка отвыкания.
«Египетские ночи» очаровывают постепенно, но уверенно. Милые подробности, гобеленовые подушечки, тусклое золото египетских узоров, цилиндры, кринолины, свечи, порывистая прелесть женщин и стойкое долготерпение мужчин; бело-розовая рыжекудрая Кутепова; «воспаленная дева» Агуреева с опухшим детским личиком, наморщенным лобиком и заплаканными глазками; Карэн Бадалов великолепный Импровизатор, тощий, с пламенем во взоре и нервными длинными пальцами, которые живут отдельной жизнью и дирижируют переборами Паганини, пока сам синьор Пиндемонти балансирует на перилах над зрительскими головами┘ Импровизатор здесь фигура главная: его выступлением в салоне княгини D. открывается коллективное фантазирование на тему «Клеопатра и ее любовники». Тут же, в салоне, Пушкин почти бесшовно переходит в Брюсова.
Пушкина читают с монотонным «ахмадулинским» подвыванием, поют текст стихотворный и даже прозаический, и так много в актерской речи протяжных свистящих, словно они втягивают, всасывают в себя строчки, как лакомство, торопясь и захлебываясь от наслаждения┘ Брюсов, конечно, солнцу русской поэзии не соперник, и фрагменты его «Египетских ночей» использованы просто для пролонгирования сюжетных коллизий. Зато Пушкин переведен на уровень звука, чтобы мы любили его по-женски ушами бессмысленно и беспощадно┘
Красоты в «Египетских ночах» действительно больше, чем смысла. Все два часа это чистое «поговорим о странностях любви», причем странность выбрана единственная так называемое, «условие Клеопатры». Скажите, кто меж вами купит ценою жизни ночь мою, и так далее. Надо быть весьма самонадеянной женщиной, чтобы ставить вопрос подобным образом. Можно ведь и оконфузиться. Помните торг у Шендеровича: «Ценою жизни? Да. Одну ночь?! Ну две┘». Но, как объясняют нам авторы, а вслед за ними и Петр Фоменко, Клеопатра вовсе не пустоголовая модель. Она лишь пресытилась безответственной болтовней, мол, люблю тебя, египетская царица, больше жизни┘ Ах, больше? Ну, смотри, за базар ответишь┘
Я вовсе не утрирую: спектакль у «фоменок» вот именно такой конкретный, натуралистичный, очень смешной. Зал то и дело хохочет, потому что радость здорового секса на сцене значительно превышает страх смерти. Клеопатра Полина Кутепова на котурнах, составленных из академических томов, с античной вазой на лихой голове, сама изумлена, что ей удалось так расторговаться («свершилось, куплены три ночи»). Любовные эпизоды пролетают молниеносно: из-под бурных колыханий алого полотнища выбрасываются то изящная ручка Кутеповой, то маленькая ножка. Поочередно сменяются перед зрительским взором толстый голый живот Флавия, мускулистый торс Критона, бледная безволосая грудка юного мальчика. Флавий нахально храпит после ночи любви, и Клеопатра готова от обиды выцарапать ему глаза (в качестве бонуса к обезглавливанию); Критон оказался жутким занудой, знайкой и «ботаником»; а мальчик самонадеянный дурачок, и эти нелицеприятные характеристики заметно сглаживают тяжелое впечатление от рассветных казней. Тем более, что здесь никто никого по-настоящему не казнит, а все просто играют, дружным многоголосьем окружая и поддерживая Импровизатора. Игра в игре, театр в театре слегка омрачены несовершенством совсем молодых фоменковских актеров и стихи читают слабо, и нескладные они какие-то в своих долгополых сюртуках и длиннохвостых фраках. Художник по костюмам Мария Данилова реабилитировалась шуршанием женских шелков и фантастической леопардовой накидкой для Клеопатры, где при каждом движении бьются друг о друга посмертные маски и напряженные бронзовые фаллосы┘
Ну а вопрос о пресловутом «условии» остается открытым. Так сказать, на зрительское усмотрение. Со своей стороны хочу заметить, что статус товара для женщины, пусть даже и египетской царицы, в любом случае не выгоден. Сразу все вокруг начинают выяснять соотношение «цена качество», подсчитывать, прикидывать, на зуб пробовать, седла поджидать┘
Женщина, как и ночь ее любви, бесценна. Торг здесь не уместен.
«Египетские ночи» очаровывают постепенно, но уверенно. Милые подробности, гобеленовые подушечки, тусклое золото египетских узоров, цилиндры, кринолины, свечи, порывистая прелесть женщин и стойкое долготерпение мужчин; бело-розовая рыжекудрая Кутепова; «воспаленная дева» Агуреева с опухшим детским личиком, наморщенным лобиком и заплаканными глазками; Карэн Бадалов великолепный Импровизатор, тощий, с пламенем во взоре и нервными длинными пальцами, которые живут отдельной жизнью и дирижируют переборами Паганини, пока сам синьор Пиндемонти балансирует на перилах над зрительскими головами┘ Импровизатор здесь фигура главная: его выступлением в салоне княгини D. открывается коллективное фантазирование на тему «Клеопатра и ее любовники». Тут же, в салоне, Пушкин почти бесшовно переходит в Брюсова.
Пушкина читают с монотонным «ахмадулинским» подвыванием, поют текст стихотворный и даже прозаический, и так много в актерской речи протяжных свистящих, словно они втягивают, всасывают в себя строчки, как лакомство, торопясь и захлебываясь от наслаждения┘ Брюсов, конечно, солнцу русской поэзии не соперник, и фрагменты его «Египетских ночей» использованы просто для пролонгирования сюжетных коллизий. Зато Пушкин переведен на уровень звука, чтобы мы любили его по-женски ушами бессмысленно и беспощадно┘
Красоты в «Египетских ночах» действительно больше, чем смысла. Все два часа это чистое «поговорим о странностях любви», причем странность выбрана единственная так называемое, «условие Клеопатры». Скажите, кто меж вами купит ценою жизни ночь мою, и так далее. Надо быть весьма самонадеянной женщиной, чтобы ставить вопрос подобным образом. Можно ведь и оконфузиться. Помните торг у Шендеровича: «Ценою жизни? Да. Одну ночь?! Ну две┘». Но, как объясняют нам авторы, а вслед за ними и Петр Фоменко, Клеопатра вовсе не пустоголовая модель. Она лишь пресытилась безответственной болтовней, мол, люблю тебя, египетская царица, больше жизни┘ Ах, больше? Ну, смотри, за базар ответишь┘
Я вовсе не утрирую: спектакль у «фоменок» вот именно такой конкретный, натуралистичный, очень смешной. Зал то и дело хохочет, потому что радость здорового секса на сцене значительно превышает страх смерти. Клеопатра Полина Кутепова на котурнах, составленных из академических томов, с античной вазой на лихой голове, сама изумлена, что ей удалось так расторговаться («свершилось, куплены три ночи»). Любовные эпизоды пролетают молниеносно: из-под бурных колыханий алого полотнища выбрасываются то изящная ручка Кутеповой, то маленькая ножка. Поочередно сменяются перед зрительским взором толстый голый живот Флавия, мускулистый торс Критона, бледная безволосая грудка юного мальчика. Флавий нахально храпит после ночи любви, и Клеопатра готова от обиды выцарапать ему глаза (в качестве бонуса к обезглавливанию); Критон оказался жутким занудой, знайкой и «ботаником»; а мальчик самонадеянный дурачок, и эти нелицеприятные характеристики заметно сглаживают тяжелое впечатление от рассветных казней. Тем более, что здесь никто никого по-настоящему не казнит, а все просто играют, дружным многоголосьем окружая и поддерживая Импровизатора. Игра в игре, театр в театре слегка омрачены несовершенством совсем молодых фоменковских актеров и стихи читают слабо, и нескладные они какие-то в своих долгополых сюртуках и длиннохвостых фраках. Художник по костюмам Мария Данилова реабилитировалась шуршанием женских шелков и фантастической леопардовой накидкой для Клеопатры, где при каждом движении бьются друг о друга посмертные маски и напряженные бронзовые фаллосы┘
Ну а вопрос о пресловутом «условии» остается открытым. Так сказать, на зрительское усмотрение. Со своей стороны хочу заметить, что статус товара для женщины, пусть даже и египетской царицы, в любом случае не выгоден. Сразу все вокруг начинают выяснять соотношение «цена качество», подсчитывать, прикидывать, на зуб пробовать, седла поджидать┘
Женщина, как и ночь ее любви, бесценна. Торг здесь не уместен.
Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002