Зачет по высшей математике
Часто поиск нового языка заводит театральные коллективы в непроходимые дебри. В «Мастерской П. Фоменко» режиссер Иван Поповски создал действо, в котором пресловутым «новым языком» стала филигранная точность. Сценическая версия трагедии «Отравленная туника» по одноименной пьесе Николая Гумилева математически выверена во всех сферах, в совокупности рождающих волшебство под названием спектакль.
С первых же секунд и на протяжении двух часов сценического действия художник по свету Владислав Фролов насыщает атмосферу красотой и тревогой. Световая партитура от акварельных полутонов и нюансов до локальных чистых цветов сопутствует интриге, отражая ее, как в зеркале. Вторя свету, то ли эхом, то ли плачем отзывается на деяния человеческие музыка ровно такая и тогда, когда ее просит душа публики и актеров. А актеры существуют в созданной стихии то со скрупулезной скупостью, то на пике эмоций.
Арабский поэт Имр в исполнении Кирилла Пирогова, как пустынный ветер самум, горяч и беспощаден. Актер намеренно сочетает огненный взгляд со скупой мимикой и монотонностью гортанной речи, отчего внутренний накал его героя, с равной силой жаждущего мщения за поруганную честь отца и любви дочери императора Юстиниана Зои, становится еще очевиднее. Не в силах бороться с собой, бросается в омут роковой любви Зоя (Мадлен Джабраилова). Тринадцатилетняя девочка, она относится к новому чувству, как к увлекательной игре, наивно полагая, что, когда «все по-честному», проиграть невозможно. М. Джабраиловой удается передать состояние юности, идущей по жердочке неизведанного, и за сутки повзрослеть вместе со своей героиней на целую жизнь. Змеей скользит по мрамору дворцовых залов сладкоголосая императрица Феодора (Галина Тюнина). Обладательница редкого амплуа интеллектуальной актрисы, Г. Тюнина и насквозь фальшивую Феодору рисует как интеллектуальное зло. Любой поворот событий та обращает себе на пользу, виртуозно вплетая в кружева своей подлости каждого, кто смеет ей помешать.
Игру актеров дополняет необычный пластический стиль (педагог Владимир Аносов), найденный «от противного», когда взрыву эмоций персонажей сопутствует намеренная статика поз, отточенность жестов, графика которых явно не случайна. Знаково решена сцена объяснения императора с супругой, где за невидимых зрителям актеров говорят их руки, подчас выдавая лживость произнесенных слов.
Закономерен и лаконизм решения сценического пространства (сценограф Владимир Максимов), подчеркивающий как изысканность поэтического языка Н. Гумилева, так и великолепие костюмов ручной работы, каждый из которых сплетен из сотен кожаных ремешков и отделан тысячами «самоцветов» (художник Ангелина Атлагич).
Несмотря на калькуляцию каждого шага, спектакль не кажется холодным. Режиссерское чутье ни на миг не обмануло Ивана Поповски, который вывел и доказал теорему о том, что искусство XXI века возможно просчитать, если подойти к расчетам творчески.
С первых же секунд и на протяжении двух часов сценического действия художник по свету Владислав Фролов насыщает атмосферу красотой и тревогой. Световая партитура от акварельных полутонов и нюансов до локальных чистых цветов сопутствует интриге, отражая ее, как в зеркале. Вторя свету, то ли эхом, то ли плачем отзывается на деяния человеческие музыка ровно такая и тогда, когда ее просит душа публики и актеров. А актеры существуют в созданной стихии то со скрупулезной скупостью, то на пике эмоций.
Арабский поэт Имр в исполнении Кирилла Пирогова, как пустынный ветер самум, горяч и беспощаден. Актер намеренно сочетает огненный взгляд со скупой мимикой и монотонностью гортанной речи, отчего внутренний накал его героя, с равной силой жаждущего мщения за поруганную честь отца и любви дочери императора Юстиниана Зои, становится еще очевиднее. Не в силах бороться с собой, бросается в омут роковой любви Зоя (Мадлен Джабраилова). Тринадцатилетняя девочка, она относится к новому чувству, как к увлекательной игре, наивно полагая, что, когда «все по-честному», проиграть невозможно. М. Джабраиловой удается передать состояние юности, идущей по жердочке неизведанного, и за сутки повзрослеть вместе со своей героиней на целую жизнь. Змеей скользит по мрамору дворцовых залов сладкоголосая императрица Феодора (Галина Тюнина). Обладательница редкого амплуа интеллектуальной актрисы, Г. Тюнина и насквозь фальшивую Феодору рисует как интеллектуальное зло. Любой поворот событий та обращает себе на пользу, виртуозно вплетая в кружева своей подлости каждого, кто смеет ей помешать.
Игру актеров дополняет необычный пластический стиль (педагог Владимир Аносов), найденный «от противного», когда взрыву эмоций персонажей сопутствует намеренная статика поз, отточенность жестов, графика которых явно не случайна. Знаково решена сцена объяснения императора с супругой, где за невидимых зрителям актеров говорят их руки, подчас выдавая лживость произнесенных слов.
Закономерен и лаконизм решения сценического пространства (сценограф Владимир Максимов), подчеркивающий как изысканность поэтического языка Н. Гумилева, так и великолепие костюмов ручной работы, каждый из которых сплетен из сотен кожаных ремешков и отделан тысячами «самоцветов» (художник Ангелина Атлагич).
Несмотря на калькуляцию каждого шага, спектакль не кажется холодным. Режиссерское чутье ни на миг не обмануло Ивана Поповски, который вывел и доказал теорему о том, что искусство XXI века возможно просчитать, если подойти к расчетам творчески.
Мария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002