Гость из прошлого
Режиссер Иван Поповски внезапно возник из небытия и поставил в «Мастерской Петра Фоменко» «Отравленную тунику» Николая Гумилева
Одиннадцать лет назад ученик Фоменко македонец Иван Поповски громогласно был объявлен гением. Учебная работа 2-го курса, спектакль «Приключение» по Марине Цветаевой случай небывалый получил премию придирчивой московской критики и стал «Гвоздем сезона». Спектакль этот, и впрямь удивительный, вошел в репертуар «Мастерской Петра Фоменко» и триумфально прокатился по всему миру. А теперь представьте себе потрясение, которое должна была пережить неокрепшая душа молодого человека от всего этого тарарама, на него свалившегося. Тут и мастера не выдерживают.
Два следующих спектакля Поповски столь же дружно нарекли провальными. Один из них был явно проходным, а другой показательным. Все в той же «Мастерской» по заказу французского «Одеона» Поповски поставил «Балаганчик» Блока, продемонстрировав пристрастие к русской поэзии Серебряного века. Спектакль был красив, холоден и печально пуст. Сыгранный раза три, он тихо исчез из репертуара. А растерявшийся режиссер замолчал. Ставил кое-что за границей, хорошо иль нет не известно. Как-то завезли в Москву из Омска его спектакль «Царь Емельян Пугачев», который опять никому не понравился, и критики все больше стали склоняться к тому, что с «гением» они поторопились. Все эти годы Поповски был тут, с нами, мелькал на премьерах чужих спектаклей, его снисходительно похлопывали по плечу, ласково называли Ваней, но уже не принимали в расчет.
Между тем «Мастерская Петра Фоменко» обрела еще большую популярность, сам мастер выпустил целую серию спектаклей, о которых, не стесняясь в выражениях, говорили шедевр, и премии сыпались на театр как из рога изобилия. Зачем понадобилось рисковать, доверив очередную постановку режиссеру, о ранней удаче которого еще вспоминают, но доверия к которому давно не испытывают? Догадаться легко. Зря, что ли, театр называется мастерской? Да и Петр Фоменко не просто значительный режиссер, но еще и педагог. Тут важно было не очередной шедевр выпустить, а ввести в театральный обиход возникшее из небытия имя ученика.
И снова Поповски сделал поэтический спектакль: Серебряный век, напевный ритм, ведущий исполнителей, красивые мизансцены и прихотливые декорации. Все те же актеры, друзья-однокурсники, проверенные давним «Приключением». А в качестве эпиграфа в программку помещают слова Гумилева: «┘Поэт, достойный этого имени, пользуется именно формой, как единственным средством выразить дух┘» В связи с чем только ленивый не сравнил «Отравленную тунику» со спектаклями американца Роберта Уилсона. Заметим, совершенно зря. Прежде всего потому, что Поповски, поставивший вещь абсолютно отвлеченную, стилизованную под классицизм, по определению холодную и нравоучительную, сумел рассказать историю. А это далеко не всякому удается.
История печальна, а главное неумолима, как и положено в трагедии. Блудница Феодора (Галина Тюнина), ставшая женой византийского императора Юстиниана (Андрей Казаков), методично перечеркивает жизни людей, рядом с ней находящихся. Юную падчерицу Зою (Мадлен Джабраилова) толкает в объятия арабского простолюдина (Кирилл Пирогов). Жених Зои, трапезондский царь, (Рустэм Юскаев) кончает жизнь самоубийством, арабу посылают отравленную тунику, Зою отправляют в монастырь. Феодора, столь жестоко мстящая за свое прошлое, торжествует.
Классицистский канон выдержан четко единство места, времени, действия, загнанные внутрь страсти, красота интерьера. Художник Владимир Максимов, раз от разу преодолевающий однообразие доставшегося «фоменкам» помещения, к надоедливым колоннам бывшего кинотеатра «Киев», торчащим среди публики, добавил другие, полые. Они катятся по полу, когда надо, делятся надвое, а их основания могут служить актерам как котурны. Во второй части спектакля пол внезапно разъезжается, открывая красивейшую композицию из воды, песка и гальки. Удивительный театральный дизайнер из Сербии Ангелина Атлагич придумала роскошные костюмы и скептическое предубеждение, теснившее мозг до начала спектакля, стало испаряться.
Актеров уже успели обругать. Мол, не справляются со стихом. Может, и так, а только скажите: кто справляется? Задача труднейшая, в том смысле, что нужно не просто стихи красиво прочесть, но при этом сыграть драму. То есть сюжет. По-настоящему совместить и то, и другое удалось лишь Галине Тюниной. Других актеров ни в чем не хочется упрекать, они точно выполняют задания режиссера и все делают хорошо. Просто Тюнина за годы, что прошли со времен старенького «Приключения», стала по-настоящему большой актрисой. Объяснить, что это значит, трудно, а почувствовать легко; она выходит на сцену и все вокруг как будто поднимается куда-то высоко-высоко. И текст, и гумилевские страсти, и мы заодно.
На самом деле Ваня Поповски все сделал правильно. Он поставил со своими однокурсниками хороший спектакль. Который, может, и не прибавит славы «Мастерской Петра Фоменко», но и не умалит ее. А это уже неплохо.
Два следующих спектакля Поповски столь же дружно нарекли провальными. Один из них был явно проходным, а другой показательным. Все в той же «Мастерской» по заказу французского «Одеона» Поповски поставил «Балаганчик» Блока, продемонстрировав пристрастие к русской поэзии Серебряного века. Спектакль был красив, холоден и печально пуст. Сыгранный раза три, он тихо исчез из репертуара. А растерявшийся режиссер замолчал. Ставил кое-что за границей, хорошо иль нет не известно. Как-то завезли в Москву из Омска его спектакль «Царь Емельян Пугачев», который опять никому не понравился, и критики все больше стали склоняться к тому, что с «гением» они поторопились. Все эти годы Поповски был тут, с нами, мелькал на премьерах чужих спектаклей, его снисходительно похлопывали по плечу, ласково называли Ваней, но уже не принимали в расчет.
Между тем «Мастерская Петра Фоменко» обрела еще большую популярность, сам мастер выпустил целую серию спектаклей, о которых, не стесняясь в выражениях, говорили шедевр, и премии сыпались на театр как из рога изобилия. Зачем понадобилось рисковать, доверив очередную постановку режиссеру, о ранней удаче которого еще вспоминают, но доверия к которому давно не испытывают? Догадаться легко. Зря, что ли, театр называется мастерской? Да и Петр Фоменко не просто значительный режиссер, но еще и педагог. Тут важно было не очередной шедевр выпустить, а ввести в театральный обиход возникшее из небытия имя ученика.
И снова Поповски сделал поэтический спектакль: Серебряный век, напевный ритм, ведущий исполнителей, красивые мизансцены и прихотливые декорации. Все те же актеры, друзья-однокурсники, проверенные давним «Приключением». А в качестве эпиграфа в программку помещают слова Гумилева: «┘Поэт, достойный этого имени, пользуется именно формой, как единственным средством выразить дух┘» В связи с чем только ленивый не сравнил «Отравленную тунику» со спектаклями американца Роберта Уилсона. Заметим, совершенно зря. Прежде всего потому, что Поповски, поставивший вещь абсолютно отвлеченную, стилизованную под классицизм, по определению холодную и нравоучительную, сумел рассказать историю. А это далеко не всякому удается.
История печальна, а главное неумолима, как и положено в трагедии. Блудница Феодора (Галина Тюнина), ставшая женой византийского императора Юстиниана (Андрей Казаков), методично перечеркивает жизни людей, рядом с ней находящихся. Юную падчерицу Зою (Мадлен Джабраилова) толкает в объятия арабского простолюдина (Кирилл Пирогов). Жених Зои, трапезондский царь, (Рустэм Юскаев) кончает жизнь самоубийством, арабу посылают отравленную тунику, Зою отправляют в монастырь. Феодора, столь жестоко мстящая за свое прошлое, торжествует.
Классицистский канон выдержан четко единство места, времени, действия, загнанные внутрь страсти, красота интерьера. Художник Владимир Максимов, раз от разу преодолевающий однообразие доставшегося «фоменкам» помещения, к надоедливым колоннам бывшего кинотеатра «Киев», торчащим среди публики, добавил другие, полые. Они катятся по полу, когда надо, делятся надвое, а их основания могут служить актерам как котурны. Во второй части спектакля пол внезапно разъезжается, открывая красивейшую композицию из воды, песка и гальки. Удивительный театральный дизайнер из Сербии Ангелина Атлагич придумала роскошные костюмы и скептическое предубеждение, теснившее мозг до начала спектакля, стало испаряться.
Актеров уже успели обругать. Мол, не справляются со стихом. Может, и так, а только скажите: кто справляется? Задача труднейшая, в том смысле, что нужно не просто стихи красиво прочесть, но при этом сыграть драму. То есть сюжет. По-настоящему совместить и то, и другое удалось лишь Галине Тюниной. Других актеров ни в чем не хочется упрекать, они точно выполняют задания режиссера и все делают хорошо. Просто Тюнина за годы, что прошли со времен старенького «Приключения», стала по-настоящему большой актрисой. Объяснить, что это значит, трудно, а почувствовать легко; она выходит на сцену и все вокруг как будто поднимается куда-то высоко-высоко. И текст, и гумилевские страсти, и мы заодно.
На самом деле Ваня Поповски все сделал правильно. Он поставил со своими однокурсниками хороший спектакль. Который, может, и не прибавит славы «Мастерской Петра Фоменко», но и не умалит ее. А это уже неплохо.
«Итоги», 2.07.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002