Десять лет спустя
Премьера Мастерской Петра Фоменко
Спектакль «Отравленная туника» в Мастерской Петра Фоменко поставил македонец Иван Поповски. Он учился на легендарном фоменковском курсе. Его одногруппницами были Галина Тюнина и Мадлен Джабраилова в 1991 году Поповски выпустил «Приключение» по Цветаевой, и они в нем играли.
«Отравленная туника» Гумилева тоже проходит по ведомству поэтического театра, и в спектакле вновь заняты Тюнина и Джабраилова (а еще Кирилл Пирогов и Рустэм Юскаев). На московской сцене появился поставленный на известных артистов и очень стильный спектакль: сербская художница Ангелина Атлагич придумала дивной красоты костюмы, Владимир Максимов лаконичные и изящные декорации. Черная кожа и мятое полотно, стальные заклепки, шапки, похожие на тиары, мантии с ажурными обручами, дерюга и шелк, а рядом камни, крошечные водоемы, светящееся лазерными огоньками ажурное зверье, в том числе и огромный, изысканный гумилевский жираф┘ (Надо полагать, тот самый, что бродит у озера Чад.)
Изысканны и «фоменки». Ломкая грация Галины Тюниной как нельзя кстати пришлась в роли императрицы Феодоры, Кирилл Пирогов (Имр, арабский поэт) заряжен энергией, нервен, порывист; Мадлен Джабраилова, много лет подряд игравшая характерные роли, да еще и с комическим оттенком, стала прекрасной принцессой Зоей девушкой, полюбившей первый раз в жизни. Смеяться на этот раз не над чем: Джабраиловой досталась почти трагическая роль.
Перестроечная мода на Гумилева прошла: многие помнят его стихи, но «Отравленную тунику» массовый читатель так и не прочел, и театры ее не ставили. Здесь есть все, что было дорого Гумилеву: пряный восточный антураж; поэт-изгнанник (да к тому же еще и царский сын), собирающийся отвоевать родную землю; дворцовые интриги; роковая, порочная, желанная женщина; чистая девушка, влюбленная в героя; страсть, победа и грядущая смерть. Имр восторжествует и над императрицей, и над императором, получит войско и отправится сражаться в родную Аравию, но вдогонку ему пошлют отравленную тунику в гумилевской мифологии поэт и герой обречен.
Иван Поповски поставил очень зрелищный спектакль, его строй близок гумилевской образности. Проблема в том, что «фоменки» давно не имели дела с поэтическим театром они не держат гумилевский ритм, им не хватает дыхания на то, чтобы говорить стихами два часа сценического времени. Кирилл Пирогов, без пяти минут кинозвезда, замечательно играющий современных молодых людей, поначалу очень хорош в роли Имра. В нем есть сухая, злая страсть, он жесток и нежен, он одержим идеей и Гумилев у него звучит замечательно. Но продолжается это не очень долго к середине спектакля арабский поэт сникает. Не выдерживает Гумилева даже тонко чувствующая слово Тюнина: поэтический театр не театр «фоменок», они привыкли плести психологическое кружево, а не чеканить ритм.
Вне контекста театра Петра Фоменко, «Одной абсолютно счастливой деревни», «Войны и мира», «Безумной из Шайо», этот спектакль смотрелся бы совсем по-другому на общемосковском театральном фоне он вполне хорош. Но здесь действуют иные критерии: сравняться с работами лучшего из московских театров нелегко.
«Отравленная туника» Гумилева тоже проходит по ведомству поэтического театра, и в спектакле вновь заняты Тюнина и Джабраилова (а еще Кирилл Пирогов и Рустэм Юскаев). На московской сцене появился поставленный на известных артистов и очень стильный спектакль: сербская художница Ангелина Атлагич придумала дивной красоты костюмы, Владимир Максимов лаконичные и изящные декорации. Черная кожа и мятое полотно, стальные заклепки, шапки, похожие на тиары, мантии с ажурными обручами, дерюга и шелк, а рядом камни, крошечные водоемы, светящееся лазерными огоньками ажурное зверье, в том числе и огромный, изысканный гумилевский жираф┘ (Надо полагать, тот самый, что бродит у озера Чад.)
Изысканны и «фоменки». Ломкая грация Галины Тюниной как нельзя кстати пришлась в роли императрицы Феодоры, Кирилл Пирогов (Имр, арабский поэт) заряжен энергией, нервен, порывист; Мадлен Джабраилова, много лет подряд игравшая характерные роли, да еще и с комическим оттенком, стала прекрасной принцессой Зоей девушкой, полюбившей первый раз в жизни. Смеяться на этот раз не над чем: Джабраиловой досталась почти трагическая роль.
Перестроечная мода на Гумилева прошла: многие помнят его стихи, но «Отравленную тунику» массовый читатель так и не прочел, и театры ее не ставили. Здесь есть все, что было дорого Гумилеву: пряный восточный антураж; поэт-изгнанник (да к тому же еще и царский сын), собирающийся отвоевать родную землю; дворцовые интриги; роковая, порочная, желанная женщина; чистая девушка, влюбленная в героя; страсть, победа и грядущая смерть. Имр восторжествует и над императрицей, и над императором, получит войско и отправится сражаться в родную Аравию, но вдогонку ему пошлют отравленную тунику в гумилевской мифологии поэт и герой обречен.
Иван Поповски поставил очень зрелищный спектакль, его строй близок гумилевской образности. Проблема в том, что «фоменки» давно не имели дела с поэтическим театром они не держат гумилевский ритм, им не хватает дыхания на то, чтобы говорить стихами два часа сценического времени. Кирилл Пирогов, без пяти минут кинозвезда, замечательно играющий современных молодых людей, поначалу очень хорош в роли Имра. В нем есть сухая, злая страсть, он жесток и нежен, он одержим идеей и Гумилев у него звучит замечательно. Но продолжается это не очень долго к середине спектакля арабский поэт сникает. Не выдерживает Гумилева даже тонко чувствующая слово Тюнина: поэтический театр не театр «фоменок», они привыкли плести психологическое кружево, а не чеканить ритм.
Вне контекста театра Петра Фоменко, «Одной абсолютно счастливой деревни», «Войны и мира», «Безумной из Шайо», этот спектакль смотрелся бы совсем по-другому на общемосковском театральном фоне он вполне хорош. Но здесь действуют иные критерии: сравняться с работами лучшего из московских театров нелегко.
Алексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002