Поэзия и правда
В «Мастерской Петра Фоменко» поставили «Отравленную тунику» Николая Гумилева
Поэтическая драма располагает к формализму. Поэтическая драма рубежа веков (Блок, Цветаева, Анненский, Гумилев) только к нему и располагает. Если быть совсем точным, это даже не поэтическая драма, а драма, созданная поэтом. То есть не пьеса, написанная стихами, а стихи, которым придано подобие пьесы. Тот же Гумилев в своей «Отравленной тунике» явно ориентировался на образцы классицистской драматургии. В его пьесе сохраняются характерные для этой драматургии единство времени (24 часа), места (зал Константинопольского дворца) и действия (ни одной побочной интриги). Более того, в ней можно обнаружить типичный классицистский конфликт между чувством и долгом (любовь дочери византийского императора и невесты трапезондского царя к арабскому скитальцу чем не сюжет для Расина). Но любой, кому не чуждо искусство сцены, поймет, что все театрально-драматургические условности для Гумилева лишь тенеты, из которых так сладко вырваться на вольные просторы стихосложения. Поэтической стихии оказываются в конечном итоге подчинены в «Тунике» и правдивость характеров, и плетение интриги, и конфликт между чувством и долгом.
Зачем же поэту до мозга костей Гумилеву вообще понадобилась драматургическая форма? Я думаю, еще и затем, что «тоску по мировой культуре» (именно так определил некогда акмеизм Осип Мандельштам, но в действительности эту емкую формулу можно приложить к культуре Серебряного века вообще) очень заманчиво выразить именно с помощью драмы, столь тесно связанной с искусством перевоплощения. Ведь не случайно при вступлении в драматические сферы стилизатор в Гумилеве немедленно побеждает новатора. В поэзии его стилизаторский пафос особенно в последний период творчества все же уравновешен новаторской смелостью. В драме же он выступает не столько творцом, сколько имитатором этой самой «мировой культуры», в данном случае ее классицистского побега.
Постановщик «Туники» Иван Поповски давно уже специализируется на поэтической драме. Слава пришла к этому уроженцу Македонии в начале 90-х, когда он, будучи студентом Петра Фоменко, поставил в ГИТИСе «Приключение» Марины Цветаевой. Оказалось, что подобного рода драматургия обладает своим театральным потенциалом. Надо только суметь его оттуда извлечь. Поповски сумел. Он сделал простую, в общем, вещь поставил не сюжет, а саму поэзию. Ей искал сценический эквивалент. Действие его спектакля разворачивалось в черном узком коридоре, снабженном системой черных занавесов. У этой сцены почти не было ширины, только глубина и высота. Быстро сменяющие друг друга сценические картины возникали перед зрителями (которые сидели по два в каждом ряду) то ближе, то дальше от условной линии рампы, и рваный ритм цветаевских стихов вдруг обретал театральную плоть.
Попытка найти эквивалент гумилевской поэзии оказалась, на мой взгляд, куда скучнее. В «Приключении» был эффект неожиданности. Цветаеву вообще ставили редко, но так никогда. Тут Поповски оказался новатором. В случае же с «Туникой» стилизатором, как и сам Гумилев. Только объектом этой стилизации стал не сам классицизм, а скорее неоклассицистский спектакль начала века. Что-то такое таировско-кооненовское. Точнее не определишь. Никаких тебе неожиданностей, не считая умопомрачительно красивых костюмов сербской художницы Ангелины Атлагич, показ которых можно устраивать отдельно от спектакля. В декорациях Владимира Максимова читаются смутные намеки на кубизм-супрематизм экстеровского толка (того, естественно, времени, когда Экстер работала с Таировым). Участники представления застывают в статуарных позах, двигаются как на котурнах (некоторые так и действительно на котурнах), выразительно чеканят гумилевский стих и демонстрируют величавую отрешенность с едва заметным налетом психологии. Сказать, что фоменковские артисты чувствуют себя «на котурнах» как рыбы в воде, было бы, мягко говоря, преувеличением. Даже музыкальный и обладающий прекрасным чувством ритма Кирилл Пирогов (араб Имр) все равно смотрится во всем этом антураже крайне неорганично. Даже величавой от природы Галине Тюниной (императрица Феодора) все это не очень идет. Но главное внутри этой стилизации нет никакого движения. Она внутренне выхолощена, хотя сделана вроде бы грамотно без вкусовых просчетов, явных режиссерских ляпов и даже с двумя-тремя милыми придумками.
Ощущение такое, словно тебя пригласили на обед куда-то во дворец (то ли во Франции, то ли в самой Византии) и подали имитации разнообразных блюд, со знанием дела изготовленные из папье-маше. Полюбоваться можно, но сыт не будешь, и занять себя за столом (а сидеть надо часа два) решительно нечем. Поэтому когда Рустэм Юскаев (трапезондский царь) начинает вдруг не просто декламировать стихи, а играть (узнав об измене невесты, он бросает ей в лицо обвинения, сжимая ее в объятьях, потом отталкивает от себя, потом опять сжимает и почти забывает при этом о приличествующей случаю величавости), сразу становится интересно. Может и не очень удачно и поперек стиля, а все равно интересно. Просто потому, что неожиданно. Как если бы к изготовленному из папье-маше торту тебе вдруг подали настоящую горчичку. Странно, конечно, и не к месту. А все равно приятно. Справедливости ради стоит добавить, что «Отравленной тунике» самой не хватает горчички. И в этом смысле спектакль Поповски драматургическому опусу Гумилева все же под стать.
Зачем же поэту до мозга костей Гумилеву вообще понадобилась драматургическая форма? Я думаю, еще и затем, что «тоску по мировой культуре» (именно так определил некогда акмеизм Осип Мандельштам, но в действительности эту емкую формулу можно приложить к культуре Серебряного века вообще) очень заманчиво выразить именно с помощью драмы, столь тесно связанной с искусством перевоплощения. Ведь не случайно при вступлении в драматические сферы стилизатор в Гумилеве немедленно побеждает новатора. В поэзии его стилизаторский пафос особенно в последний период творчества все же уравновешен новаторской смелостью. В драме же он выступает не столько творцом, сколько имитатором этой самой «мировой культуры», в данном случае ее классицистского побега.
Постановщик «Туники» Иван Поповски давно уже специализируется на поэтической драме. Слава пришла к этому уроженцу Македонии в начале 90-х, когда он, будучи студентом Петра Фоменко, поставил в ГИТИСе «Приключение» Марины Цветаевой. Оказалось, что подобного рода драматургия обладает своим театральным потенциалом. Надо только суметь его оттуда извлечь. Поповски сумел. Он сделал простую, в общем, вещь поставил не сюжет, а саму поэзию. Ей искал сценический эквивалент. Действие его спектакля разворачивалось в черном узком коридоре, снабженном системой черных занавесов. У этой сцены почти не было ширины, только глубина и высота. Быстро сменяющие друг друга сценические картины возникали перед зрителями (которые сидели по два в каждом ряду) то ближе, то дальше от условной линии рампы, и рваный ритм цветаевских стихов вдруг обретал театральную плоть.
Попытка найти эквивалент гумилевской поэзии оказалась, на мой взгляд, куда скучнее. В «Приключении» был эффект неожиданности. Цветаеву вообще ставили редко, но так никогда. Тут Поповски оказался новатором. В случае же с «Туникой» стилизатором, как и сам Гумилев. Только объектом этой стилизации стал не сам классицизм, а скорее неоклассицистский спектакль начала века. Что-то такое таировско-кооненовское. Точнее не определишь. Никаких тебе неожиданностей, не считая умопомрачительно красивых костюмов сербской художницы Ангелины Атлагич, показ которых можно устраивать отдельно от спектакля. В декорациях Владимира Максимова читаются смутные намеки на кубизм-супрематизм экстеровского толка (того, естественно, времени, когда Экстер работала с Таировым). Участники представления застывают в статуарных позах, двигаются как на котурнах (некоторые так и действительно на котурнах), выразительно чеканят гумилевский стих и демонстрируют величавую отрешенность с едва заметным налетом психологии. Сказать, что фоменковские артисты чувствуют себя «на котурнах» как рыбы в воде, было бы, мягко говоря, преувеличением. Даже музыкальный и обладающий прекрасным чувством ритма Кирилл Пирогов (араб Имр) все равно смотрится во всем этом антураже крайне неорганично. Даже величавой от природы Галине Тюниной (императрица Феодора) все это не очень идет. Но главное внутри этой стилизации нет никакого движения. Она внутренне выхолощена, хотя сделана вроде бы грамотно без вкусовых просчетов, явных режиссерских ляпов и даже с двумя-тремя милыми придумками.
Ощущение такое, словно тебя пригласили на обед куда-то во дворец (то ли во Франции, то ли в самой Византии) и подали имитации разнообразных блюд, со знанием дела изготовленные из папье-маше. Полюбоваться можно, но сыт не будешь, и занять себя за столом (а сидеть надо часа два) решительно нечем. Поэтому когда Рустэм Юскаев (трапезондский царь) начинает вдруг не просто декламировать стихи, а играть (узнав об измене невесты, он бросает ей в лицо обвинения, сжимая ее в объятьях, потом отталкивает от себя, потом опять сжимает и почти забывает при этом о приличествующей случаю величавости), сразу становится интересно. Может и не очень удачно и поперек стиля, а все равно интересно. Просто потому, что неожиданно. Как если бы к изготовленному из папье-маше торту тебе вдруг подали настоящую горчичку. Странно, конечно, и не к месту. А все равно приятно. Справедливости ради стоит добавить, что «Отравленной тунике» самой не хватает горчички. И в этом смысле спектакль Поповски драматургическому опусу Гумилева все же под стать.
Марина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002