Македонец отправился в Византию
Ученик Петра Фоменко, македонец Иван Поповски, в свое время прославившийся спектаклем «Приключение», поставил на сцене театра «Мастерская Петра Фоменко» пьесу Николая Гумилева «Отравленная туника». В театре Фоменко Иван Поповски не выпускал спектаклей восемь лет.
Это было красиво. Кто хочет послушать пышные стихи о любви, посмотреть, как на фоне сверкающего то синим, то розовым цветом полотна герои принимают скульптурные позы, сопереживать дочери византийского императора Юстиниана и арабу, изнывающим от страсти, запрещающим себе эту страсть, утоляющим ее, а после страдающим от этого тот должен побывать в театре на Кутузовском. Поклонникам театра Фоменко это тоже будет любопытно: нечасто здесь угощают пафосом почти в смертельных дозах, медитативно читают стихи, отрицая то, что стало фирменным знаком театра Петра Фоменко: легкое дыхание. Здесь дыхание нарочито тяжелое и у пьесы, и у режиссера, и у актеров. Дыхание человека, поднявшего огромную глыбу и не без основания гордого своей силой. Иногда это художественно, но порой актерам сочувствуешь, как людям с одышкой.
Все-таки, какую подножку сам себе ставит режиссер, когда начинает свою карьеру с блестящего спектакля, о котором говорит вся театральная Москва! Теперь, пока Иван Поповски не создаст чего-нибудь сверхъестественного, все будут говорить о его новых спектаклях: «Да, эта постановочка ничего себе. Но вы помните Приключение“?! То, что мы видели лет десять назад? Вот это было гениально!». Хотя «Отравленная туника» демонстрирует отменное режиссерское мастерство Поповски и блестящую работу художника по костюмам Ангелины Атлагич из Сербии и художника-постановщика Владимира Максимова.
Конечно, удивителен выбор текста. Чтобы сейчас актеры начали нараспев произносить строки, написанные одним из поэтов Серебряного века, чтобы режиссер не ради иронии, не ради постмодернистских игр с текстом или открытия в нем «новых измерений» ( ведь и сюжет этой пьесы толком мало кто знает, тут уж не до «измерений»), вдруг поставил в одном из самых популярных театров Москвы «Отравленную тунику», а руководитель театра на это согласился это риск, достойный удивления. С другой стороны, можно понять страх молодого режиссера перед затасканными классическими текстами помимо того, что нужно разгребать груду штампов и изучить ворох интерпретаций необходимо иметь какую-то боевую идею, которая заставит зрителя (идеального) сказать «А вот, оказывается, Дядя Ваня“-то у нас не был прочитан!» Но Поповски не стал заниматься археологическими раскопками, и современного текста тоже не взял.
Похоже, режиссер хотел уйти от всех сравнений классический известный текст неизбежно заставил бы его выяснять отношения с историей театра, а актуальная пьеса поставила бы его постановку в контекст сегодняшних исканий в этой области, на которые уходящий сезон был богат. Поповски пытался создать спектакль, никоим образом не сопрягающийся с реалистической манерой игры, поставить текст, который будет для большинства зрителей звучать впервые, и ограничить на сцене пространство, где человек будет столь же значим, как предмет, а перемещение по сцене, позы, или, например, стук капель, падающих с фиолетовых одежд царицы столь же важен, как звучание слов.
Его актеры Кирилл Пирогов, Андрей Казаков, Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Рустэм Юскаев, Томас Моцкус похоже, чувствуют себя в этом разлинованном, словно замороженном пространстве несколько неуютно. На подножиях колонн они медитативно излагают стихи, бродят вдоль меняющего свет задника со скоростью минутной стрелки. Иногда они похожи на заговорившие статуи посреди колонн.
Порой этот спектакль заставляет вспомнить работы Роберта Уилсона. Дело, конечно, не в медлительности актеров и переливающимся разными цветами заднике. Хотя и в этом тоже. Но, скорее, в том, что актер оказывается не основным элементом композиции, а просто важной ее составляющей. Кажется, Поповски шел в эту сторону, но, по вполне понятным причинам, остановился на полпути.
Поэтому прививка иного театрального стиля, по большому счету, не удалась все это было робко и малорезультативно. И как акция поэтического театра это не состоялось слишком однообразно звучит стих, и это однообразие не втягивает в происходящее, а порой даже раздражает. Но в памяти остаются великолепные картинки. Это было красиво.
Это было красиво. Кто хочет послушать пышные стихи о любви, посмотреть, как на фоне сверкающего то синим, то розовым цветом полотна герои принимают скульптурные позы, сопереживать дочери византийского императора Юстиниана и арабу, изнывающим от страсти, запрещающим себе эту страсть, утоляющим ее, а после страдающим от этого тот должен побывать в театре на Кутузовском. Поклонникам театра Фоменко это тоже будет любопытно: нечасто здесь угощают пафосом почти в смертельных дозах, медитативно читают стихи, отрицая то, что стало фирменным знаком театра Петра Фоменко: легкое дыхание. Здесь дыхание нарочито тяжелое и у пьесы, и у режиссера, и у актеров. Дыхание человека, поднявшего огромную глыбу и не без основания гордого своей силой. Иногда это художественно, но порой актерам сочувствуешь, как людям с одышкой.
Все-таки, какую подножку сам себе ставит режиссер, когда начинает свою карьеру с блестящего спектакля, о котором говорит вся театральная Москва! Теперь, пока Иван Поповски не создаст чего-нибудь сверхъестественного, все будут говорить о его новых спектаклях: «Да, эта постановочка ничего себе. Но вы помните Приключение“?! То, что мы видели лет десять назад? Вот это было гениально!». Хотя «Отравленная туника» демонстрирует отменное режиссерское мастерство Поповски и блестящую работу художника по костюмам Ангелины Атлагич из Сербии и художника-постановщика Владимира Максимова.
Конечно, удивителен выбор текста. Чтобы сейчас актеры начали нараспев произносить строки, написанные одним из поэтов Серебряного века, чтобы режиссер не ради иронии, не ради постмодернистских игр с текстом или открытия в нем «новых измерений» ( ведь и сюжет этой пьесы толком мало кто знает, тут уж не до «измерений»), вдруг поставил в одном из самых популярных театров Москвы «Отравленную тунику», а руководитель театра на это согласился это риск, достойный удивления. С другой стороны, можно понять страх молодого режиссера перед затасканными классическими текстами помимо того, что нужно разгребать груду штампов и изучить ворох интерпретаций необходимо иметь какую-то боевую идею, которая заставит зрителя (идеального) сказать «А вот, оказывается, Дядя Ваня“-то у нас не был прочитан!» Но Поповски не стал заниматься археологическими раскопками, и современного текста тоже не взял.
Похоже, режиссер хотел уйти от всех сравнений классический известный текст неизбежно заставил бы его выяснять отношения с историей театра, а актуальная пьеса поставила бы его постановку в контекст сегодняшних исканий в этой области, на которые уходящий сезон был богат. Поповски пытался создать спектакль, никоим образом не сопрягающийся с реалистической манерой игры, поставить текст, который будет для большинства зрителей звучать впервые, и ограничить на сцене пространство, где человек будет столь же значим, как предмет, а перемещение по сцене, позы, или, например, стук капель, падающих с фиолетовых одежд царицы столь же важен, как звучание слов.
Его актеры Кирилл Пирогов, Андрей Казаков, Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Рустэм Юскаев, Томас Моцкус похоже, чувствуют себя в этом разлинованном, словно замороженном пространстве несколько неуютно. На подножиях колонн они медитативно излагают стихи, бродят вдоль меняющего свет задника со скоростью минутной стрелки. Иногда они похожи на заговорившие статуи посреди колонн.
Порой этот спектакль заставляет вспомнить работы Роберта Уилсона. Дело, конечно, не в медлительности актеров и переливающимся разными цветами заднике. Хотя и в этом тоже. Но, скорее, в том, что актер оказывается не основным элементом композиции, а просто важной ее составляющей. Кажется, Поповски шел в эту сторону, но, по вполне понятным причинам, остановился на полпути.
Поэтому прививка иного театрального стиля, по большому счету, не удалась все это было робко и малорезультативно. И как акция поэтического театра это не состоялось слишком однообразно звучит стих, и это однообразие не втягивает в происходящее, а порой даже раздражает. Но в памяти остаются великолепные картинки. Это было красиво.
Артур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002