Театр восковых фигур
«Отравленная туника» в «Мастерской Петра Фоменко»
У «Мастерской Петра Фоменко» прибавление. Вернувшийся в театр после восьмилетней разлуки македонский режиссер Иван Поповски, прославившийся своим спектаклем «Приключение» по пьесе Марины Цветаевой, поставил здесь «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Получившийся спектакль лучше воспринимать глазами, а не ушами, считает корреспондент Ъ Марина Шимадина.
Николай Гумилев, по словам его друзей, не любил и не понимал театр, хотя и написал с десяток разнообразных драматических произведений. И театр отвечал ему взаимностью. Кому охота связываться с поднятыми на котурны пьесами, взирающими с высоты своего рафинированного поэтического совершенства так же холодно, как, бывало, поглядывал на мелких театральных людишек их автор. Кресты и мечи, прекрасные девы и печальные поэты, экзотические страны и давно минувшие эпохи не имели ничего общего не только с современной жизнью, но и с театром, который на протяжении последних ста лет только этой жизнью и интересовался. Поэтому постановки по Гумилеву можно пересчитать по пальцам. Например, Максим Горький приспособил пьесу «Отравленная туника» для своего просветительского цикла «История культуры в картинках». Правда, собственно об истории о правлении императора Византии Юстиниана и его славных делах из этой драматической поэмы нельзя ничего узнать. Зато, полагал пролетарский классик, можно почувствовать холод роскошных мраморных дворцов, у чьих стен есть уши, змеиное шипение их коронованных обитателей и лицемерное коварство божьих помазанников.
Иван Поповски, поставивший «Отравленную тунику» у Фоменко, пошел дальше великого буревестника и сделал из нее уникальный музей, какой не снился и мадам Тюссо. Вместо восковых манекенов живые актеры, вместо витрин сцена, нужную атмосферу создает грамотно подобранная музыка: тоскующие арабские мелодии и ангельские византийские песнопения. Все предельно скупо, но безумно красиво. Сербская художница Ангелина Атлагич, признанная у себя на родине лучшим дизайнером по костюмам, придумала для императорской семьи необыкновенные сверкающие драгоценностями платья жесткий каркас поверх шелковых ниспадающих туник. Постоянный художник «Мастерской» Владимир Максимов мастерски обыграл мотив колонн, подпирающих свод зрительного зала. Их половинчатые копии, установленные в кулисах, на поверку оказывались полыми и, перемещаясь по ходу спектакля, моделировали необходимое сценическое пространство. А срезанные базы-«пеньки» таких же колонн служили постаментами для актеров, которых вывозили и увозили за кулисы, словно статуи. Словом, чем не музей восковых фигур?
Но оживить эти спящие фантомы еще полдела, нужно научить их двигаться и говорить. И первое режиссеру удалось лучше, чем второе. Монументальность императора Юстиниана (Андрей Казаков), текучая пластика его жены Феодоры (Галина Тюнина), детская порывистость их дочери Зои (Мадлен Джабраилова), воинская выправка царя Трапезондского (Рустэм Юскаев) и кошачья гибкость восточного гостя, арабского поэта Имра (Кирилл Пирогов) визитные карточки героев.
Иван Поповски предлагает зрителям изысканные удовольствия прежде всего для глаз. Например, игру аристократически-тонких и выразительных кистей Галины Тюниной, которые солируют всю сцену объяснения Феодоры с мужем, в то время как сама актриса и ее партнер скрыты за колоннами так, что видны лишь края одежд. Или полет райских неоновых бабочек, птиц и жирафов, которые являются любовникам по ночам. Уху остается только прислушиваться к плеску воды и шороху гальки, напоминающему пение ветра. Потому что сам текст звучит не ахти как.
Возвышенный гумилевский белый слог всегда был главной препоной на пути постановщиков. У Ивана Поповски с поставленной задачей умерщвления простых человеческих интонаций вполне справилась одна Галина Тюнина. Ее голос становился то отрешенно ангельским и тогда слова коварной императрицы падали как жемчужные капли, то усыпляюще певучим, заставляющим поверить в любую ложь, то вдруг решительно властным, со звенящими стальными нотками. И все это вдобавок к гордому профилю с высоким лбом, точно срисованному со старинных фресок, стройному силуэту и почти балетной пластике. Наверное, нечто подобное имел в виду Гордон Крэг, когда говорил, что лучший актер это марионетка.
Николай Гумилев, по словам его друзей, не любил и не понимал театр, хотя и написал с десяток разнообразных драматических произведений. И театр отвечал ему взаимностью. Кому охота связываться с поднятыми на котурны пьесами, взирающими с высоты своего рафинированного поэтического совершенства так же холодно, как, бывало, поглядывал на мелких театральных людишек их автор. Кресты и мечи, прекрасные девы и печальные поэты, экзотические страны и давно минувшие эпохи не имели ничего общего не только с современной жизнью, но и с театром, который на протяжении последних ста лет только этой жизнью и интересовался. Поэтому постановки по Гумилеву можно пересчитать по пальцам. Например, Максим Горький приспособил пьесу «Отравленная туника» для своего просветительского цикла «История культуры в картинках». Правда, собственно об истории о правлении императора Византии Юстиниана и его славных делах из этой драматической поэмы нельзя ничего узнать. Зато, полагал пролетарский классик, можно почувствовать холод роскошных мраморных дворцов, у чьих стен есть уши, змеиное шипение их коронованных обитателей и лицемерное коварство божьих помазанников.
Иван Поповски, поставивший «Отравленную тунику» у Фоменко, пошел дальше великого буревестника и сделал из нее уникальный музей, какой не снился и мадам Тюссо. Вместо восковых манекенов живые актеры, вместо витрин сцена, нужную атмосферу создает грамотно подобранная музыка: тоскующие арабские мелодии и ангельские византийские песнопения. Все предельно скупо, но безумно красиво. Сербская художница Ангелина Атлагич, признанная у себя на родине лучшим дизайнером по костюмам, придумала для императорской семьи необыкновенные сверкающие драгоценностями платья жесткий каркас поверх шелковых ниспадающих туник. Постоянный художник «Мастерской» Владимир Максимов мастерски обыграл мотив колонн, подпирающих свод зрительного зала. Их половинчатые копии, установленные в кулисах, на поверку оказывались полыми и, перемещаясь по ходу спектакля, моделировали необходимое сценическое пространство. А срезанные базы-«пеньки» таких же колонн служили постаментами для актеров, которых вывозили и увозили за кулисы, словно статуи. Словом, чем не музей восковых фигур?
Но оживить эти спящие фантомы еще полдела, нужно научить их двигаться и говорить. И первое режиссеру удалось лучше, чем второе. Монументальность императора Юстиниана (Андрей Казаков), текучая пластика его жены Феодоры (Галина Тюнина), детская порывистость их дочери Зои (Мадлен Джабраилова), воинская выправка царя Трапезондского (Рустэм Юскаев) и кошачья гибкость восточного гостя, арабского поэта Имра (Кирилл Пирогов) визитные карточки героев.
Иван Поповски предлагает зрителям изысканные удовольствия прежде всего для глаз. Например, игру аристократически-тонких и выразительных кистей Галины Тюниной, которые солируют всю сцену объяснения Феодоры с мужем, в то время как сама актриса и ее партнер скрыты за колоннами так, что видны лишь края одежд. Или полет райских неоновых бабочек, птиц и жирафов, которые являются любовникам по ночам. Уху остается только прислушиваться к плеску воды и шороху гальки, напоминающему пение ветра. Потому что сам текст звучит не ахти как.
Возвышенный гумилевский белый слог всегда был главной препоной на пути постановщиков. У Ивана Поповски с поставленной задачей умерщвления простых человеческих интонаций вполне справилась одна Галина Тюнина. Ее голос становился то отрешенно ангельским и тогда слова коварной императрицы падали как жемчужные капли, то усыпляюще певучим, заставляющим поверить в любую ложь, то вдруг решительно властным, со звенящими стальными нотками. И все это вдобавок к гордому профилю с высоким лбом, точно срисованному со старинных фресок, стройному силуэту и почти балетной пластике. Наверное, нечто подобное имел в виду Гордон Крэг, когда говорил, что лучший актер это марионетка.
Марина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002