Любовь в Византии
Николай Гумилев, «Отравленная туника». Театр «Мастерская П. Фоменко». Режиссура Ивана Поповски, художник Владимир Максимов, костюмы Ангелины Атлагич (Сербия)
Поповски давно не ставил в Москве. Последний раз, кажется, это был «Балаганчик». С тех пор Иван (ударение по-македонски на первый слог) окончательно возмужал и превратился в зрелого, мощного, чернобородого красавца. Много воды утекло, отец всех «фоменок» получил маленький, зато свой зальчик на Кутузовском проспекте, за окнами пролегло третье транспортное кольцо, и блудный сын, наконец, вернулся. Чтобы сделать спектакль, пропетый на одном дыхании, гулкий, как эхо в каменном колодце, нежный и мягкий, как девичья ладошка (занавес бесшумно «стирает» одну картинку, открывая за ней следующую), золотой, тягучий и тайный┘
«Отравленную тунику» принято считать главной вещью в не слишком богатом драматургическом наследии Гумилева. То, что зачиналось в Париже как балетное либретто по заказу Дягилева, в итоге стало поэмой, разложенной на голоса. Гумилев, по свидетельству современников, театр не любил, но, как всякий графоман, сладострастно упиваются красотами изысканного слога. «Туника» это типичная гумилевская экзотика на грани эклектики, текстовый концентрат, который поначалу хочется разбавить как сусло водой, чтоб получился квас. Однако постепенно, прихлебнув густо-коричневого гумилевского чифиря, начинаешь испытывать завораживающее удовольствие.
«Туника» оснащена тоннами литературных подробностей, но при этом стройна и строга: классическое триединство места, времени и действия плюс размеренная стихотворная речь а-ля Расин. Кирилл Пирогов (Имр), смуглый «араб» с горящим темным взором, чеканит строфы, благородно тянет носовые согласные, на его чувственных губах вспухает воздушное «п», а в крике и без того низкий мужественный голос спускается до хрипоты. Белый стих прочих персонажей кажется эхом его рифмованной страсти.
Имр эль-Каис герой реальный, вождь арабской поэзии, наследник разоренного престола. Его называли бродячим царьком или странствующим поэтом кому как больше по вкусу. Имр действительно на перекладных верблюдах и лошадях добрался до Константинополя, император Юстиниан в самом деле хотел использовать горячего арабского парня в войне с персами, и вроде бы Имр все-таки был умерщвлен по императорскому приказу, получив в подарок пропитанную ядом тунику. Дочь Юстиниана, царевна Зоя, а также ее жених, Трапезондский царь, лица вымышленные. Что касается коварной и скрытной императрицы Феодоры, этой женщины в белом, словно вышедшей из-под пера Уилки Коллинза, то Гумилев, говорят, основательно очернил ее исторический образ.
Но все это не имеет ровно никакого значения, ибо история в итоге вышла интересная, красивая и душепросветляющая, невзирая на скорбную тягостность сюжета. Трагедия, которая вырастает из любовного безумия, достойна сама себя; любовь имеет право на трагедию, они довлеют друг другу, и это справедливое равновесие рождает ощущение покоя в зрительской душе.
Смуглокожий Сирано де Бержерак устами сладкими, как мед, сводит с ума юную деву, царевну в жемчужной шапочке (Мадлен Джабраилова), опаляет ей душу зноем аравийской пустыни. Во дворце, где журчание фонтанов заглушает шаги и тени прячутся между колоннами, в мире золотых идолов с густой римской кровью, случилось то, чего быть не должно и не может, за несколько дней до свадьбы наследница византийского престола, презрев гордость и долг, отдалась бродяге. Над тугим сплетением двух тел мелькают светлячки, распахивают крылья фантастические райские птицы, и фосфоресцирующий жираф, память об «Озере Чад», пришел склонить перед ложем любви свою нежную шею┘
Но это лишь мгновение, только камешек, брошенный в омут. Византийское золото пропитано интригами и тайнами, подлостью и хитростью. Слепит глаза пышность одежд, на какую неосмотрительно купился когда-то Владимир-креститель; легкие каркасы покачиваются в такт шагам; голос императрицы (Галина Тюнина) звенит стеклянным колокольчиком, на одной ноте, тонко и усыпляюще; Юстиниан (Андрей Казаков), невозмутимый, как собственная статуя, с ровным сердцем планирует убийства и казни; супруги говорят друг с другом так, что лица их скрыты, только ладони выразительно «играют» в луче света┘ Душно, душно! Поколения предков накопили столько смерти, что тринадцатилетняя Зоя слеплен из нее, как снегурочка. Погибнет поэт Имр, бросится с лесов Софийского собора, головой о камни, безутешный царь Трапезондский, сама же царевна кончит дни свои в заточении. Но так же спокойны будут Юстиниан и Феодора, так же непоколебимы в вере, почему-то именуемой здесь христианством┘ Христианству на тот момент лишь пять веков, без году неделя, а им уже спекулируют на государственном уровне. Что ж, наследники Византии достойны своих корней.
«Отравленную тунику» принято считать главной вещью в не слишком богатом драматургическом наследии Гумилева. То, что зачиналось в Париже как балетное либретто по заказу Дягилева, в итоге стало поэмой, разложенной на голоса. Гумилев, по свидетельству современников, театр не любил, но, как всякий графоман, сладострастно упиваются красотами изысканного слога. «Туника» это типичная гумилевская экзотика на грани эклектики, текстовый концентрат, который поначалу хочется разбавить как сусло водой, чтоб получился квас. Однако постепенно, прихлебнув густо-коричневого гумилевского чифиря, начинаешь испытывать завораживающее удовольствие.
«Туника» оснащена тоннами литературных подробностей, но при этом стройна и строга: классическое триединство места, времени и действия плюс размеренная стихотворная речь а-ля Расин. Кирилл Пирогов (Имр), смуглый «араб» с горящим темным взором, чеканит строфы, благородно тянет носовые согласные, на его чувственных губах вспухает воздушное «п», а в крике и без того низкий мужественный голос спускается до хрипоты. Белый стих прочих персонажей кажется эхом его рифмованной страсти.
Имр эль-Каис герой реальный, вождь арабской поэзии, наследник разоренного престола. Его называли бродячим царьком или странствующим поэтом кому как больше по вкусу. Имр действительно на перекладных верблюдах и лошадях добрался до Константинополя, император Юстиниан в самом деле хотел использовать горячего арабского парня в войне с персами, и вроде бы Имр все-таки был умерщвлен по императорскому приказу, получив в подарок пропитанную ядом тунику. Дочь Юстиниана, царевна Зоя, а также ее жених, Трапезондский царь, лица вымышленные. Что касается коварной и скрытной императрицы Феодоры, этой женщины в белом, словно вышедшей из-под пера Уилки Коллинза, то Гумилев, говорят, основательно очернил ее исторический образ.
Но все это не имеет ровно никакого значения, ибо история в итоге вышла интересная, красивая и душепросветляющая, невзирая на скорбную тягостность сюжета. Трагедия, которая вырастает из любовного безумия, достойна сама себя; любовь имеет право на трагедию, они довлеют друг другу, и это справедливое равновесие рождает ощущение покоя в зрительской душе.
Смуглокожий Сирано де Бержерак устами сладкими, как мед, сводит с ума юную деву, царевну в жемчужной шапочке (Мадлен Джабраилова), опаляет ей душу зноем аравийской пустыни. Во дворце, где журчание фонтанов заглушает шаги и тени прячутся между колоннами, в мире золотых идолов с густой римской кровью, случилось то, чего быть не должно и не может, за несколько дней до свадьбы наследница византийского престола, презрев гордость и долг, отдалась бродяге. Над тугим сплетением двух тел мелькают светлячки, распахивают крылья фантастические райские птицы, и фосфоресцирующий жираф, память об «Озере Чад», пришел склонить перед ложем любви свою нежную шею┘
Но это лишь мгновение, только камешек, брошенный в омут. Византийское золото пропитано интригами и тайнами, подлостью и хитростью. Слепит глаза пышность одежд, на какую неосмотрительно купился когда-то Владимир-креститель; легкие каркасы покачиваются в такт шагам; голос императрицы (Галина Тюнина) звенит стеклянным колокольчиком, на одной ноте, тонко и усыпляюще; Юстиниан (Андрей Казаков), невозмутимый, как собственная статуя, с ровным сердцем планирует убийства и казни; супруги говорят друг с другом так, что лица их скрыты, только ладони выразительно «играют» в луче света┘ Душно, душно! Поколения предков накопили столько смерти, что тринадцатилетняя Зоя слеплен из нее, как снегурочка. Погибнет поэт Имр, бросится с лесов Софийского собора, головой о камни, безутешный царь Трапезондский, сама же царевна кончит дни свои в заточении. Но так же спокойны будут Юстиниан и Феодора, так же непоколебимы в вере, почему-то именуемой здесь христианством┘ Христианству на тот момент лишь пять веков, без году неделя, а им уже спекулируют на государственном уровне. Что ж, наследники Византии достойны своих корней.
Елена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002