Ключ к Серебряному веку
«Отравленная туника» Гумилева в театре «Мастерская Петра Фоменко». Сокровище лежит в душе македонца.
Режиссер Иван Поповски, десять лет назад приехавший поступать в ГИТИС на курс Петра Фоменко и не знавший ни слова по-русски, сделал открытие для русского театра, будучи еще студентом. Македонец открыл нам нашу драматургию Серебряного века поэтические пьесы Цветаевой, Блока и теперь вот Гумилева.
Взял и доказал, что эти грациозные сочинения могут быть не только великолепным чтением, но и великолепным сценическим действом. Правда, «Балаганчик» Блока не дался даже ему: постановку Поповски сыграли несколько раз, а потом рассудительно сняли с репертуара. Зато «Приключение» Цветаевой ходит в легендах. Как македонец сумел проникнуть в суть цветаевской поэтической драмы, которая самим русским никогда не удавалась, так и осталось загадкой. Загадкой остается и сам спектакль с его узким проходом вместо сцены, свечами вместо рампы и актерами, появляющимися из стен.
В «Отравленной тунике» по драме Николая Гумилева, нынешней премьере «Мастерской Петра Фоменко», нет того дружного «ах!», которым было встречено «Приключение», но жгучее марево поэзии Гумилева сохранилось, его нагруженный поэтическими символами слог вовсе не выглядит анахронизмом, и даже есть изысканный жираф с озера Чад.
Поповски поставил «Отравленную тунику» практически с той же командой исполнителей, что работала когда-то в «Приключении». В роли усталого императора Византии Юстиниана выступил Андрей Казаков, коварной императрицы Феодоры Галина Тюнина, ее ненавистной падчерицы Зои Мадлен Джабраилова, страстного арабского поэта Имра Кирилл Пирогов, а царя Трапезондского, сватающегося за Зою, Рустэм Юскаев.
Пьеса Гумилева, которая повествует о том, что нельзя быть наивно-искренним в кесаревых чертогах, поскольку это и станет в конце концов самой губительной отравой, в постановке македонца вышла прежде всего необыкновенно красивой. Режиссер тщательно сохранил классицистический минимализм строгой гумилевской стилизации: у его героев роскошны только одежды, но и они, шитые золотом и блистающие каменьями (художник Ангелина Атлагич, Сербия), лишь подчеркивают строгость и статуарность пластики. Вычурные строки, декламируемые с авансцены (особенно хорошо декламация удается Кириллу Пирогову) или с оснований колонн, с мрамора, холод которого реально ощутим, произносятся под аккомпанемент световых эффектов, фантастически преображающих все, что творится на подмостках. Герои являются публике то византийскими царедворцами, то трепетными тенями, то грациозными силуэтами, то улетающими в неясные мечты облачками-влюбленными. Иногда за них действуют только кисти рук и кончики пальцев ног, иногда мокрые волосы намекают о том, о чем утаивают строгие вирши, иногда резкие, хоть и замедленные жесты подчеркивают холодную красоту метрически-безупречного стиха.
Так представить то трагическое спокойствие, полное романтических мечтаний, которое составляет суть поэзии Гумилева, не казалось возможным никогда. Поповски и вправду знает ключ к несценичным, но красивейшим театральным текстам русского модерна. Выходишь после спектакля на Кутузовский проспект и его сияющее мельтешение само собой начинает складываться в голове в александрийский стих.
Взял и доказал, что эти грациозные сочинения могут быть не только великолепным чтением, но и великолепным сценическим действом. Правда, «Балаганчик» Блока не дался даже ему: постановку Поповски сыграли несколько раз, а потом рассудительно сняли с репертуара. Зато «Приключение» Цветаевой ходит в легендах. Как македонец сумел проникнуть в суть цветаевской поэтической драмы, которая самим русским никогда не удавалась, так и осталось загадкой. Загадкой остается и сам спектакль с его узким проходом вместо сцены, свечами вместо рампы и актерами, появляющимися из стен.
В «Отравленной тунике» по драме Николая Гумилева, нынешней премьере «Мастерской Петра Фоменко», нет того дружного «ах!», которым было встречено «Приключение», но жгучее марево поэзии Гумилева сохранилось, его нагруженный поэтическими символами слог вовсе не выглядит анахронизмом, и даже есть изысканный жираф с озера Чад.
Поповски поставил «Отравленную тунику» практически с той же командой исполнителей, что работала когда-то в «Приключении». В роли усталого императора Византии Юстиниана выступил Андрей Казаков, коварной императрицы Феодоры Галина Тюнина, ее ненавистной падчерицы Зои Мадлен Джабраилова, страстного арабского поэта Имра Кирилл Пирогов, а царя Трапезондского, сватающегося за Зою, Рустэм Юскаев.
Пьеса Гумилева, которая повествует о том, что нельзя быть наивно-искренним в кесаревых чертогах, поскольку это и станет в конце концов самой губительной отравой, в постановке македонца вышла прежде всего необыкновенно красивой. Режиссер тщательно сохранил классицистический минимализм строгой гумилевской стилизации: у его героев роскошны только одежды, но и они, шитые золотом и блистающие каменьями (художник Ангелина Атлагич, Сербия), лишь подчеркивают строгость и статуарность пластики. Вычурные строки, декламируемые с авансцены (особенно хорошо декламация удается Кириллу Пирогову) или с оснований колонн, с мрамора, холод которого реально ощутим, произносятся под аккомпанемент световых эффектов, фантастически преображающих все, что творится на подмостках. Герои являются публике то византийскими царедворцами, то трепетными тенями, то грациозными силуэтами, то улетающими в неясные мечты облачками-влюбленными. Иногда за них действуют только кисти рук и кончики пальцев ног, иногда мокрые волосы намекают о том, о чем утаивают строгие вирши, иногда резкие, хоть и замедленные жесты подчеркивают холодную красоту метрически-безупречного стиха.
Так представить то трагическое спокойствие, полное романтических мечтаний, которое составляет суть поэзии Гумилева, не казалось возможным никогда. Поповски и вправду знает ключ к несценичным, но красивейшим театральным текстам русского модерна. Выходишь после спектакля на Кутузовский проспект и его сияющее мельтешение само собой начинает складываться в голове в александрийский стих.
Майа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002