Крылышками бяк-бяк-бяк
В московском театре «Мастерская П. Фоменко» поставили пьесу современного автора Петра Гладилина «Мотылек». Роль рядового Лебедушкина исполнила Полина Кутепова.
«В пятой роте рядовой Лебедушкин превратился в девушку!» И - все смешалось в дальней казарме. И не только в ней во всем гарнизоне, в головах военных начальников и медбратьев. Стоит этот Лебедушкин (Полина Кутепова) и просит отпустить его домой. Какой из него теперь солдат. Когда больные дни надвигаются. На солдата срочной службы.
Полковник (Юрий Степанов) лютует, капитан (Тагир Рахимов) делает Лебедушкину предложение, военврач (Олег Нирян) хочет известить о чуде Москву.
Актуально про армию, про страдания молодых солдат. Злободневно: о перемене пола. Но все это и армия, и перемена пола для драматурга только повод поговорить о вечном. Полина Кутепова играет не мужчину, превратившегося в девушку, а существо не от мира сего, едва ли не пророка, прощающего ненавидящих его. Армия, конечно, образ ада на земле.
Комедия затухает и начинается натужная абсурдистская драма.
И тогда актуальность теряется в абсурдистских высях, а комизм ситуации глохнет под напором метафизики. Склеить все это у драматурга не получается. Конечно, веселить зрителя историей о рядовом, ставшим рядовой, и рассказывать об ужасах нашей армии это, конечно, задача не для драматурга, отправляющегося чуть ли не в мир платоновских идей. Вообще, по-моему, зря он туда отправился. Тем более что так и не долетел, застрял где-то на полпути. Драматург попадает в собственную ловушку. И затягивает туда и актеров с режиссером.
Абсурд? Превосходно. Но предсказуемый абсурд как сухая вода. Ведь всякий сразу просчитает, что полковник, взявшийся перевоспитывать эту девушку (юношу), будет сам перевоспитан ей же. Что такому существу одна дорога в облака. Помрет.
Действие вращается вокруг Лебедушкина и полковника. Лебедушкин любит театр, просто жить без него не может. И заканчивается все тем, что полковник исполняет роль Отелло, а Лебедушкин играет Дездемону. Занавес открывается и закрывается, проходят люди в камуфляже с масками на лицах и выдувают из своих духовых печальные мелодии, бегает полковник, загримированный под мавра, Лебедушкин бубнит роль Дездемоны. В общем, крещение культурой проходит успешно, и выясняется, что ничто человеческое солдафону не чуждо.
И вновь возникает вопрос: зачем театру такого уровня текст Петра Гладилина? Стоит ли рисковать? Стоила ли игра свеч? (Кстати, на сцене то зажигают, то гасят свечу прием почтенного провинциального театра.)
Жаль, что хохот в зале становится все тише, а мысли, которые все упорнее подаются в лоб, честно говоря, «пролоббированы» уже давно. И актеры театра Фоменко, мне кажется, не очень уютно чувствуют себя в этом стерильном тексте. Хотя, что говорить, они великолепны. Когда Юрий Степанов разговаривает со своей тенью, Тагир Рахимов бережно укутывает шинелью Полину Кутепову, сообщая, что та напрасно его не боится, понимаешь все про героев пьесы. А больше и понимать в общем-то нечего. Кроме того, что, если в одном из лучших московских театров выйдет еще несколько хорошо сделанных спектаклей по не очень хорошо сделанным пьесам, гипноз театра Фоменко, под которым находятся все, кто туда когда-либо заглядывал, начнет понемногу пропадать.
«В пятой роте рядовой Лебедушкин превратился в девушку!» И - все смешалось в дальней казарме. И не только в ней во всем гарнизоне, в головах военных начальников и медбратьев. Стоит этот Лебедушкин (Полина Кутепова) и просит отпустить его домой. Какой из него теперь солдат. Когда больные дни надвигаются. На солдата срочной службы.
Полковник (Юрий Степанов) лютует, капитан (Тагир Рахимов) делает Лебедушкину предложение, военврач (Олег Нирян) хочет известить о чуде Москву.
Актуально про армию, про страдания молодых солдат. Злободневно: о перемене пола. Но все это и армия, и перемена пола для драматурга только повод поговорить о вечном. Полина Кутепова играет не мужчину, превратившегося в девушку, а существо не от мира сего, едва ли не пророка, прощающего ненавидящих его. Армия, конечно, образ ада на земле.
Комедия затухает и начинается натужная абсурдистская драма.
И тогда актуальность теряется в абсурдистских высях, а комизм ситуации глохнет под напором метафизики. Склеить все это у драматурга не получается. Конечно, веселить зрителя историей о рядовом, ставшим рядовой, и рассказывать об ужасах нашей армии это, конечно, задача не для драматурга, отправляющегося чуть ли не в мир платоновских идей. Вообще, по-моему, зря он туда отправился. Тем более что так и не долетел, застрял где-то на полпути. Драматург попадает в собственную ловушку. И затягивает туда и актеров с режиссером.
Абсурд? Превосходно. Но предсказуемый абсурд как сухая вода. Ведь всякий сразу просчитает, что полковник, взявшийся перевоспитывать эту девушку (юношу), будет сам перевоспитан ей же. Что такому существу одна дорога в облака. Помрет.
Действие вращается вокруг Лебедушкина и полковника. Лебедушкин любит театр, просто жить без него не может. И заканчивается все тем, что полковник исполняет роль Отелло, а Лебедушкин играет Дездемону. Занавес открывается и закрывается, проходят люди в камуфляже с масками на лицах и выдувают из своих духовых печальные мелодии, бегает полковник, загримированный под мавра, Лебедушкин бубнит роль Дездемоны. В общем, крещение культурой проходит успешно, и выясняется, что ничто человеческое солдафону не чуждо.
И вновь возникает вопрос: зачем театру такого уровня текст Петра Гладилина? Стоит ли рисковать? Стоила ли игра свеч? (Кстати, на сцене то зажигают, то гасят свечу прием почтенного провинциального театра.)
Жаль, что хохот в зале становится все тише, а мысли, которые все упорнее подаются в лоб, честно говоря, «пролоббированы» уже давно. И актеры театра Фоменко, мне кажется, не очень уютно чувствуют себя в этом стерильном тексте. Хотя, что говорить, они великолепны. Когда Юрий Степанов разговаривает со своей тенью, Тагир Рахимов бережно укутывает шинелью Полину Кутепову, сообщая, что та напрасно его не боится, понимаешь все про героев пьесы. А больше и понимать в общем-то нечего. Кроме того, что, если в одном из лучших московских театров выйдет еще несколько хорошо сделанных спектаклей по не очень хорошо сделанным пьесам, гипноз театра Фоменко, под которым находятся все, кто туда когда-либо заглядывал, начнет понемногу пропадать.
Артур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002