Пролетая над гнездом
«Мотылек» П. Гладилина. Мастерская П. Фоменко
Начиналось все очень мило и смешно. В армейской части случилось престранное ЧП, прямо-таки позор и несчастье. Рядовой Николай Лебедушкин (Полина Кутепова), еще вчера бритый наголо юноша, взял да и превратился в девушку с прической, конфигурациями и «больными днями». И кто теперь Родину будет защищать, спрашивается? А тут еще Коля, которого следует теперь величать Натальей Сергеевной, уверяет, что жить не может без театра, и просит отпустить его домой, потому как он - интеллигент и гений. Исправлять ситуацию приходится Полковнику, которого добродушный толстяк Юрий Степанов наделяет своим личным неистребимым обаянием, явно путающим автору все карты. Он переселяет Лебедушкина в клуб, собираясь муштрой и непосильным трудом переделывать девушку с претензиями обратно в рядового. Актеры «Мастерской», как всегда, прелестны, придуманная ситуация забавна, публика веселится что вам еще для счастья надо? Тут-то и выясняется, что много чего надо.
Драматург Петр Гладилин в одной из новостных программ TV, серьезно и ответственно глядя в камеру, сообщил, что пьеса его к весьма актуальным армейским проблемам никакого отношения не имеет. Она о спасении души. С такой вот евангельской прямотой и сообщил. Можете себе представить, чтобы Петр Фоменко взял да и сказал такое о своих спектаклях, которые ведь тоже что-то такое с нашими душами и делают? То-то и оно, что трудно. В общем, тут не Полковник Лебедушкина переделывает, а наоборот Лебедушкин-Наталья Сергеевна вовсю старается сделать из солдафона чувствующего человека. Что по отношению к герою Степанова кажется просто лишнее, он и без того человек хороший и задумчивости не чужд. Так или иначе, Полина Кутепова в воздушных одеяниях порхает, как мотылек (он же Дух или по-простому духовность), вокруг мятого серого занавеса армейского клуба, читает какие-то графоманские монологи с красивостями о космической красавице Соль-минор, оплакивающей погибшего возлюбленного, потом переходит к Шекспиру и разыгрывает с Полковником сцены из «Отелло».
Сами видите, тут уже не до смеха. Все всерьез, со слезой и возвышенным пафосом. И так увлекся автор глобальностью темы (кто станет спорить о необходимости спасения душ человеческих), что о простых житейских вещах забыл напрочь. Например о том, что действие в пьесе должно развиваться. А актерам нужно играть хоть какой-то характер. Как, например, прикажете сыграть перерождение души, не подкрепленное сюжетом? Закатыванием глаз, вздохами, особой интонацией? Но ради пресловутой духовности, побеждающей воинский устав, забыто все, и профессионализм в частности. Поэтому лучше всего пустить нежную оперную арию, и перерождение готово.
Что побудило опытного режиссера Евгения Каменьковича и дивных актеров «Мастерской» взять эту пьесу в работу, сказать трудно. Скорее всего они попались на наживку из красивых слов. Кроме них в «Мотыльке» нет ничего. А, как сказано в одной из пьес уже упомянутого Шекспира, «из ничего не выйдет ничего».
Наверное, Каменькович хотел показать, как из нескладной клубной самодеятельности вырастает настоящее, «спасающее душу» искусство. Но из его усилий мало что вышло. Легко догадаться, что Лебедушкин должен был в конце концов погибнуть. Вместо молитвы за упокой его души Полковник читал монолог о красотке Соль-минор. И перед мятым серым занавесом армейского клуба долго горела одинокая свеча. Ну и что тут скажешь? Смотреть на это неловко.
Драматург Петр Гладилин в одной из новостных программ TV, серьезно и ответственно глядя в камеру, сообщил, что пьеса его к весьма актуальным армейским проблемам никакого отношения не имеет. Она о спасении души. С такой вот евангельской прямотой и сообщил. Можете себе представить, чтобы Петр Фоменко взял да и сказал такое о своих спектаклях, которые ведь тоже что-то такое с нашими душами и делают? То-то и оно, что трудно. В общем, тут не Полковник Лебедушкина переделывает, а наоборот Лебедушкин-Наталья Сергеевна вовсю старается сделать из солдафона чувствующего человека. Что по отношению к герою Степанова кажется просто лишнее, он и без того человек хороший и задумчивости не чужд. Так или иначе, Полина Кутепова в воздушных одеяниях порхает, как мотылек (он же Дух или по-простому духовность), вокруг мятого серого занавеса армейского клуба, читает какие-то графоманские монологи с красивостями о космической красавице Соль-минор, оплакивающей погибшего возлюбленного, потом переходит к Шекспиру и разыгрывает с Полковником сцены из «Отелло».
Сами видите, тут уже не до смеха. Все всерьез, со слезой и возвышенным пафосом. И так увлекся автор глобальностью темы (кто станет спорить о необходимости спасения душ человеческих), что о простых житейских вещах забыл напрочь. Например о том, что действие в пьесе должно развиваться. А актерам нужно играть хоть какой-то характер. Как, например, прикажете сыграть перерождение души, не подкрепленное сюжетом? Закатыванием глаз, вздохами, особой интонацией? Но ради пресловутой духовности, побеждающей воинский устав, забыто все, и профессионализм в частности. Поэтому лучше всего пустить нежную оперную арию, и перерождение готово.
Что побудило опытного режиссера Евгения Каменьковича и дивных актеров «Мастерской» взять эту пьесу в работу, сказать трудно. Скорее всего они попались на наживку из красивых слов. Кроме них в «Мотыльке» нет ничего. А, как сказано в одной из пьес уже упомянутого Шекспира, «из ничего не выйдет ничего».
Наверное, Каменькович хотел показать, как из нескладной клубной самодеятельности вырастает настоящее, «спасающее душу» искусство. Но из его усилий мало что вышло. Легко догадаться, что Лебедушкин должен был в конце концов погибнуть. Вместо молитвы за упокой его души Полковник читал монолог о красотке Соль-минор. И перед мятым серым занавесом армейского клуба долго горела одинокая свеча. Ну и что тут скажешь? Смотреть на это неловко.
«Итоги», 23.12.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002