Альбом семейных фотографий
Премьера «Утиной охоты» во МХАТе им. А. П. Чехова
В августе этого года Александру Вампилову исполнилось бы 65 лет. Но режиссера Александра Марина, взявшегося за одну из лучших пьес драматурга, наверняка вдохновляла не только юбилейная дата. Возможно, хотелось высказаться о наболевшем. Например, о кризисе среднего возраста. Или о таланте, живущем невпопад со временем, о среде, которая «заела», об инертности и безверии. Мало ли о чем можно поразмышлять над «Утиной охотой»? Но новый спектакль Малой сцены МХАТа на вопрос, чем именно «зацепила» постановщика вампиловская пьеса, ответил весьма смутно.
Лет пятнадцать назад «Утиная охота» шла на большой мхатовской сцене. Олег Ефремов полагал, что Зилов (которого он сам и играл) «боль Вампилова, боль, рожденная угрозой нравственного опустошения, потери идеалов». И ставил спектакль как исповедь своего поколения. Теперь «Утиную охоту» играют в малом пространстве. Изменился не только масштаб, но и подход к пьесе.
Драматургия, еще недавно бывшая современной, представлена как историческая. Похоже, что метания заплутавшего в жизни Зилова занимали постановщиков гораздо меньше, чем антураж эпохи советских 70-х. Быт воссоздан кропотливо и тщательно. На мозаичных стенах кафе «Незабудка» отколупаны кусочки бирюзы, контора обклеена плакатами гражданской обороны и портретами передовиков. А в новенькой квартире Зиловых на самом почетном месте громоздится высшее хоздостижение мусоропровод. Художница Валентина Комолова не ограничилась житейскими подробностями. Ее декорации метафоричны интерьеры сгруппированы в большую карусель, вертящуюся по кругу жизни.
Постановке не откажешь ни в профессионализме, ни в театральных находках. Здесь знают, когда притушить свет, а когда врубить стробоскоп. Точно подобран звуковой фон на дружеских пирушках заливается Робертино Лоретти, одиночеству Зилова вторит психоделическое тремоло (световую партитуру разработал Олег Уразбахтин, музыкальное оформление Василий Немирович-Данченко). Внешнему виду спектакля немало способствует и интересная пластика, поставленная хореографом Рамуне Ходоркайте. Герои нередко выясняют отношения при помощи танца. «Утиная охота» вполне могла бы стать балетом для драматических артистов, но во МХАТе от слов никто не отказывается.
История рассказывается отстраненно. Вампиловские персонажи словно подсмотрены режиссером и актерами в каком-то чужом семейном альбоме. Друзья-товарищи и родственники, позировавшие фотографу, старались выглядеть как можно лучше. Вот дурачатся красавицы Вера и Валерия (актрисы Екатерина Семенова и Александра Скачкова шаржируют, не скрывая упоения). Вот усмехается добродушный недотепа Саяпин (Александр Семчев). «Держит спину» шеф Кушак, похожий на вузовского профессора (Вячеслав Желобов). Юная Ирина боязливо прячется в тень (студентка Школы-студии МХАТ Ольга Литвинова играет обаятельно, но робко). Пристально вглядывается в камеру Галина (ясно и просто сыгранная Мариной Зудиной). И лишь Зилов торопится увернуться от незримого фотографа. Константин Хабенский играет усталого пленника, мечтающего об охотничьей вольнице. Ожидание изматывает депрессии чередуются с маниакальными выходками. Зилов то апатичен, то взвинчен и беззрассуден, то ласков и тих, то вызывающе дерзок и истеричен. Попытка самоубийства не что иное, как припадок невротика.
Актер набрасывает штрихи к портрету, исследуя не характер, а историю болезни. За нервным чудаком хладнокровно наблюдает другой охотник официант Дима (Михаил Пореченков). Вечный хозяин жизни, в которой никогда не было места слабакам Зиловым. И историческая среда с бирюзовой мозаикой, и Робертино Лоретти оказывается абсолютно ни при чем.
Лет пятнадцать назад «Утиная охота» шла на большой мхатовской сцене. Олег Ефремов полагал, что Зилов (которого он сам и играл) «боль Вампилова, боль, рожденная угрозой нравственного опустошения, потери идеалов». И ставил спектакль как исповедь своего поколения. Теперь «Утиную охоту» играют в малом пространстве. Изменился не только масштаб, но и подход к пьесе.
Драматургия, еще недавно бывшая современной, представлена как историческая. Похоже, что метания заплутавшего в жизни Зилова занимали постановщиков гораздо меньше, чем антураж эпохи советских 70-х. Быт воссоздан кропотливо и тщательно. На мозаичных стенах кафе «Незабудка» отколупаны кусочки бирюзы, контора обклеена плакатами гражданской обороны и портретами передовиков. А в новенькой квартире Зиловых на самом почетном месте громоздится высшее хоздостижение мусоропровод. Художница Валентина Комолова не ограничилась житейскими подробностями. Ее декорации метафоричны интерьеры сгруппированы в большую карусель, вертящуюся по кругу жизни.
Постановке не откажешь ни в профессионализме, ни в театральных находках. Здесь знают, когда притушить свет, а когда врубить стробоскоп. Точно подобран звуковой фон на дружеских пирушках заливается Робертино Лоретти, одиночеству Зилова вторит психоделическое тремоло (световую партитуру разработал Олег Уразбахтин, музыкальное оформление Василий Немирович-Данченко). Внешнему виду спектакля немало способствует и интересная пластика, поставленная хореографом Рамуне Ходоркайте. Герои нередко выясняют отношения при помощи танца. «Утиная охота» вполне могла бы стать балетом для драматических артистов, но во МХАТе от слов никто не отказывается.
История рассказывается отстраненно. Вампиловские персонажи словно подсмотрены режиссером и актерами в каком-то чужом семейном альбоме. Друзья-товарищи и родственники, позировавшие фотографу, старались выглядеть как можно лучше. Вот дурачатся красавицы Вера и Валерия (актрисы Екатерина Семенова и Александра Скачкова шаржируют, не скрывая упоения). Вот усмехается добродушный недотепа Саяпин (Александр Семчев). «Держит спину» шеф Кушак, похожий на вузовского профессора (Вячеслав Желобов). Юная Ирина боязливо прячется в тень (студентка Школы-студии МХАТ Ольга Литвинова играет обаятельно, но робко). Пристально вглядывается в камеру Галина (ясно и просто сыгранная Мариной Зудиной). И лишь Зилов торопится увернуться от незримого фотографа. Константин Хабенский играет усталого пленника, мечтающего об охотничьей вольнице. Ожидание изматывает депрессии чередуются с маниакальными выходками. Зилов то апатичен, то взвинчен и беззрассуден, то ласков и тих, то вызывающе дерзок и истеричен. Попытка самоубийства не что иное, как припадок невротика.
Актер набрасывает штрихи к портрету, исследуя не характер, а историю болезни. За нервным чудаком хладнокровно наблюдает другой охотник официант Дима (Михаил Пореченков). Вечный хозяин жизни, в которой никогда не было места слабакам Зиловым. И историческая среда с бирюзовой мозаикой, и Робертино Лоретти оказывается абсолютно ни при чем.
Елена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002