Лицедей, как он есть
Новая премьера «Табакерки»
Миндаугас Карбаускис совсем еще молодой режиссер: ГИТИС он закончил недавно, заявил о себе учебными спектаклями, и Олег Табаков дал ему постановки. Сперва в «Табакерке», затем на Малой сцене МХАТа, а потом снова в «Табакерке». Карбаускис выпустил здесь «Лицедея» Томаса Бернхарда а Бернхард, если кто не знает, был очень странным человеком, и пьеса его странна: по сути дела, это сплошной монолог главного героя два часа сценического времени с перерывом на антракт.
До сих пор Карбаускис ставил спектакли о смерти. Точнее: о Смерти, вочеловечившейся, олицетворяющей и конец концов, и начало начал. «Лицедей» рассказывает о театре но веселого в нем мало.
Заглавную роль играет Андрей Смоляков. Когда-то он был кинозвездой, затем выпал из кинообоймы, да и в «Табакерке» у него довольно долго не было ролей. Сейчас Смоляков на сцене играет много, и это совершенно справедливо он и в самом деле замечательный артист.
В маленький, забытый Богом городок приезжает бродячая труппа актерская семья. Глава рода (он же режиссер, автор пьесы, директор труппы и первый актер) готовится к представлению и безостановочно говорит. Это вполне безумный текст. Бернхард выкладывает все, что он думает о театре и о людях театра. И его наблюдения злы. Лицедей живет в другом, не пересекающемся с реальностью мире; его самооценка гипертрофирована, он эгоистичен и самовлюблен и в конечном счете ничуть не лучше местных жителей (а те не слишком отличаются от собственных свиней).
Из этого можно было бы сделать фарс, но Карбаускис умный и тонкий режиссер а Смоляков умный артист. Все дело в оттенках: к болтливому, хвастливому, манерному лицедею они относятся с иронией, но за ней нет ни режиссерского глумления, ни актерского шутовства. Это ироническая трагедия: лицедей тиранит детей, пугает трактирщика, декламирует, принимает позы, сочиняет новую (и такую же бездарную) пьесу, а в финале выясняется, что зрителей в зале нет. И его жизнь разлетается в пух и прах: что он за лицедей, если спектакль так и не состоялся?..
Все дело в оттенках. Их Карбаускис подобрал с большим мастерством. Такой же белокурый, как и лицедей, сын Ферручо (Алексей Усольцев), трогательно-бездарный, неповоротливый, дубиноголовый, с немым восхищением взирающий на папу. Тяжеловесная дочка, не умеющая связать на сцене двух слов (Лина Миримская), затурканная лицедеем бессловесная жена (Надежда Тимохина), возражать ему она уже не может, но еще способна разрыдаться. И он - гибкий, остроумный, каждую минуту играющий какую-то роль: туповатый трактирщик (Алексей Хомяков) смотрит на лицедея как на пришельца с другой планеты. Лицедей сам себе театр: он живет до тех пор, пока играет но его игра, как выяснилось, никому не нужна
Крыша протекает, и собравшаяся было на представление публика разбегается, свет гаснет, лицедей стоит, бессильно опустив руки больше ему нечего делать. Миндаугас Карбаускис и на этот раз поставил спектакль о Смерти.
До сих пор Карбаускис ставил спектакли о смерти. Точнее: о Смерти, вочеловечившейся, олицетворяющей и конец концов, и начало начал. «Лицедей» рассказывает о театре но веселого в нем мало.
Заглавную роль играет Андрей Смоляков. Когда-то он был кинозвездой, затем выпал из кинообоймы, да и в «Табакерке» у него довольно долго не было ролей. Сейчас Смоляков на сцене играет много, и это совершенно справедливо он и в самом деле замечательный артист.
В маленький, забытый Богом городок приезжает бродячая труппа актерская семья. Глава рода (он же режиссер, автор пьесы, директор труппы и первый актер) готовится к представлению и безостановочно говорит. Это вполне безумный текст. Бернхард выкладывает все, что он думает о театре и о людях театра. И его наблюдения злы. Лицедей живет в другом, не пересекающемся с реальностью мире; его самооценка гипертрофирована, он эгоистичен и самовлюблен и в конечном счете ничуть не лучше местных жителей (а те не слишком отличаются от собственных свиней).
Из этого можно было бы сделать фарс, но Карбаускис умный и тонкий режиссер а Смоляков умный артист. Все дело в оттенках: к болтливому, хвастливому, манерному лицедею они относятся с иронией, но за ней нет ни режиссерского глумления, ни актерского шутовства. Это ироническая трагедия: лицедей тиранит детей, пугает трактирщика, декламирует, принимает позы, сочиняет новую (и такую же бездарную) пьесу, а в финале выясняется, что зрителей в зале нет. И его жизнь разлетается в пух и прах: что он за лицедей, если спектакль так и не состоялся?..
Все дело в оттенках. Их Карбаускис подобрал с большим мастерством. Такой же белокурый, как и лицедей, сын Ферручо (Алексей Усольцев), трогательно-бездарный, неповоротливый, дубиноголовый, с немым восхищением взирающий на папу. Тяжеловесная дочка, не умеющая связать на сцене двух слов (Лина Миримская), затурканная лицедеем бессловесная жена (Надежда Тимохина), возражать ему она уже не может, но еще способна разрыдаться. И он - гибкий, остроумный, каждую минуту играющий какую-то роль: туповатый трактирщик (Алексей Хомяков) смотрит на лицедея как на пришельца с другой планеты. Лицедей сам себе театр: он живет до тех пор, пока играет но его игра, как выяснилось, никому не нужна
Крыша протекает, и собравшаяся было на представление публика разбегается, свет гаснет, лицедей стоит, бессильно опустив руки больше ему нечего делать. Миндаугас Карбаускис и на этот раз поставил спектакль о Смерти.
Алексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002