Театр должен быть утоплен
Томас Бернхард любил выносить приговоры своим героям, описывал жизнь как нагромождение трагических событий и одновременно пародию на них. И ненавидел театр.
Австрийский писатель и драматург Томас Бернхард на Западе считается одним из классиков, любимых молодым поколением. Голландский кинорежиссер Фрауке Фокема даже сняла фильм о девушке, которая оторвалась от реальности и проводит целые дни за чтением романов Бернхардта. Для русского же читателя он малоизвестный автор. Спектакль Кристиана Лупы «Иммануил Кант» по роману писателя года три назад прошел без аншлагов, публикация сборника пьес Бернхардта тоже осталась незамеченной. Спектакль Миндаугаса Карбаускиса по пьесе «Лицедей» (1984), поставленный в «Табакерке» первая попытка нашего театра подступиться к драматургии австрийского писателя.
Задача, скажем прямо, не из легких. Бернхардт любил выносить приговоры своим героям, описывал жизнь как нагромождение трагических событий и одновременно пародию на них. И ненавидел театр. Пытаясь объяснить его антипатию, одни исследователи полагают, что Бернхардт был возмущен игрой бездарных актеров, коверкавших его пьесы. Другие уличают мэтра в пристрастии к скандалам и эпатажу. По той или иной причине пьеса «Лицедей», где отразились антитеатральные настроения драматурга, напоминает карикатуру на служителей Мельпомены.
В городок Уцбах с населением 280 человек приезжает бродячая труппа, показать спектакль «Колесо истории». Пьесу сочинил немолодой актер государственных театров господин Брюскон, он же исполняет главную роль. Его партнеры жена (бездарная актриса), дочь и сын (оба почти не умеют держаться на сцене). Графоманский текст «Колеса истории» переполнен историческими персонажами: в нем встречаются Наполеон, Мария Кюри и леди Черчилль. Труппа долго репетирует, готовясь к представлению в трактире. Но как только зрители собираются, вспыхивает пожар и трактир сгорает.
Она из любимых театральных тем Миндаугаса Карбаускиса тема угасания и смерти. Молодой режиссер из Литвы, недавний выпускник курса Петра Фоменко, в этом году уже поставил «Долгий рождественский обед» в «Табакерке» и «Старосветских помещиков» на Новой сцене МХАТа имени Чехова. В первом спектакле вымерли один за другим все представители большой американской семьи. Во втором угасли Афанасий Иванович с Пульхерией Ивановной. Если бы «Лицедей» стал надгробным памятником театру, часть критиков восприняла бы это как логическое завершение триады.
Но получилось по-другому. Спектакль о бродячей труппе и ее премьере наполнен не тихой тоской умирания, а оптимизмом и любовью к театру. Чтобы реализовать свой замысел, Карбаускис сократил текст, изменил финал пьесы. И назначил на роль Брюскона Андрея Смолякова, одного из лучших актеров «Табакерки», превратив «Лицедея» в его бенефис.
Брюскон в исполнении Смолякова стал человеком талантливым и беззаветно влюбленным в театр. Ему не нужен театральный костюм и грим, он готов играть где угодно и что угодно, была бы только публика. Брюскон смотрит на то, как в помещении трактира подвешивают тяжелый занавес, с восторгом изголодавшегося человека, получившего кусок хлеба. Избитые истины («Театр это пожизненное заключение» или «Театр это вам не увеселительное заведение») для актера не пустые слова. Он произносит эти фразы так искренне, будто он сам их выстрадал и сочинил.
Лицедей видит, что у его партнеров нет таланта, и закрывает на это глаза. Если он поймет, что вокруг бездари, то перестанет выходить на сцену, чтобы не превратить в профанацию высокое служение искусству. Но для героя Смолякова отказ от театра равносилен самоубийству.
Его болезнью заражаются даже жители городка. Степенный трактирщик самозабвенно роется в ящике с театральным реквизитом, его супруга выходит на сцену в окровавленных перчатках (жители города готовят кровяную колбасу) и простирает руки, будто леди Макбет.
Театр в постановке Карбаускиса занимает такое важное место в сознании героев, что просто не может сгореть дотла. Поэтому задуманный драматургом пожар режиссер заменяет потопом. Вода схлынет, декорации обсохнут, и снова можно будет играть спектакль.
Задача, скажем прямо, не из легких. Бернхардт любил выносить приговоры своим героям, описывал жизнь как нагромождение трагических событий и одновременно пародию на них. И ненавидел театр. Пытаясь объяснить его антипатию, одни исследователи полагают, что Бернхардт был возмущен игрой бездарных актеров, коверкавших его пьесы. Другие уличают мэтра в пристрастии к скандалам и эпатажу. По той или иной причине пьеса «Лицедей», где отразились антитеатральные настроения драматурга, напоминает карикатуру на служителей Мельпомены.
В городок Уцбах с населением 280 человек приезжает бродячая труппа, показать спектакль «Колесо истории». Пьесу сочинил немолодой актер государственных театров господин Брюскон, он же исполняет главную роль. Его партнеры жена (бездарная актриса), дочь и сын (оба почти не умеют держаться на сцене). Графоманский текст «Колеса истории» переполнен историческими персонажами: в нем встречаются Наполеон, Мария Кюри и леди Черчилль. Труппа долго репетирует, готовясь к представлению в трактире. Но как только зрители собираются, вспыхивает пожар и трактир сгорает.
Она из любимых театральных тем Миндаугаса Карбаускиса тема угасания и смерти. Молодой режиссер из Литвы, недавний выпускник курса Петра Фоменко, в этом году уже поставил «Долгий рождественский обед» в «Табакерке» и «Старосветских помещиков» на Новой сцене МХАТа имени Чехова. В первом спектакле вымерли один за другим все представители большой американской семьи. Во втором угасли Афанасий Иванович с Пульхерией Ивановной. Если бы «Лицедей» стал надгробным памятником театру, часть критиков восприняла бы это как логическое завершение триады.
Но получилось по-другому. Спектакль о бродячей труппе и ее премьере наполнен не тихой тоской умирания, а оптимизмом и любовью к театру. Чтобы реализовать свой замысел, Карбаускис сократил текст, изменил финал пьесы. И назначил на роль Брюскона Андрея Смолякова, одного из лучших актеров «Табакерки», превратив «Лицедея» в его бенефис.
Брюскон в исполнении Смолякова стал человеком талантливым и беззаветно влюбленным в театр. Ему не нужен театральный костюм и грим, он готов играть где угодно и что угодно, была бы только публика. Брюскон смотрит на то, как в помещении трактира подвешивают тяжелый занавес, с восторгом изголодавшегося человека, получившего кусок хлеба. Избитые истины («Театр это пожизненное заключение» или «Театр это вам не увеселительное заведение») для актера не пустые слова. Он произносит эти фразы так искренне, будто он сам их выстрадал и сочинил.
Лицедей видит, что у его партнеров нет таланта, и закрывает на это глаза. Если он поймет, что вокруг бездари, то перестанет выходить на сцену, чтобы не превратить в профанацию высокое служение искусству. Но для героя Смолякова отказ от театра равносилен самоубийству.
Его болезнью заражаются даже жители городка. Степенный трактирщик самозабвенно роется в ящике с театральным реквизитом, его супруга выходит на сцену в окровавленных перчатках (жители города готовят кровяную колбасу) и простирает руки, будто леди Макбет.
Театр в постановке Карбаускиса занимает такое важное место в сознании героев, что просто не может сгореть дотла. Поэтому задуманный драматургом пожар режиссер заменяет потопом. Вода схлынет, декорации обсохнут, и снова можно будет играть спектакль.
Ольга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002