МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯ
НЕМНОГО в нашей жизни персон абсолютного авторитета художественного и нравственного. И тем более радостно пообщаться
сегодня с классиком Михаилом РОЩИНЫМ. «Валентин и Валентина», «Старый Новый год», «Перламутровая Зинаида», премьера
нынешнего сезона в Театре им. Моссовета «Серебряный век» Теперь Рощин еще и педагог будет вести мастерскую в
«новорожденной» Школе драматурга под руководством Михаила Шатрова, своего коллеги по цеху.
МИХАИЛ Михайлович, что же это за профессия такая драматург?
А это когда слева пишешь, кто говорит, а справа что говорит. Самое главное, кто. Это уже проблема художественного образа,
проблема героя.
На недавнем фестивале «Новая драма» была представлена модная нынче технология, когда драматург записывает на диктофон
людей, то есть «берет» пьесу из жизни Трудно представить, что Чехов сочинял бы таким образом. Потому и есть в его драматургии
тайна, она идет от личности, а не от коллективного творчества. Разве можно научить писать пьесы?
Конечно, нет, но можно увидеть вот эту самую личность. Для этого у нас в школе и придумана система предварительного
собеседования под девизом «Приходишь с замыслом уходишь с готовой пьесой».
Я знаю, у вас есть уже опыт «воспитания» драматургов фестиваль в подмосковной Любимовке?
Да, нам в этом помогает Министерство культуры, и вот уже двадцать лет мы существуем. Мы «окопались» в хорошем месте по
Ярославской дороге, бывшем имении брата Станиславского. Объявляем ежегодно конкурс на пьесу, собираемся, читаем. Из
Любимовки вышли Надя Птушкина, которая сегодня одна из самых репертуарных драматургов, Лена Гремина, Миша Угаров, Оля
Мухина с «Таней-Таней», Сигарев с «Пластилином», Лена Исаева с «Юдифью», Ваня Савельев, которому было 19 лет, когда он пришел
со своей новой пьесой. У начинающих есть возможность проявить себя. Пожалуйста, присылай пьесу, приезжай, и пьеса твоя
становится предметом обсуждения, обнародования.
Какие сюжеты, темы, герои волнуют новоявленных драматургов?
Мы в свое время искали героя положительного. Сегодня это антигерой. Не просто рефлексирующий, а человек потерянный,
существующий в скверно организованном обществе. То, что называется чернухой, присутствует в изобилии, и я очень по этому
поводу горюю. У меня это вызывает оторопь. Да еще и классику ухитряются интерпретировать таким чудовищным образом. Что
сделал Акунин с чеховской «Чайкой»? Настолько это кощунственно, нагло, безобразно.
Почему вы сами в последнее время так мало пишете? Только вот «Серебряный век» и опять сюжет из прошлого.
А наша действительность не вдохновляет. Она антихудожественная. Слишком много политики. Слишком мало свободы. Мы,
конечно, выползли из-под тоталитарных глыб, по выражению Солженицына, но все равно система несвободы остается. Наш печальный
опыт волочет нас назад. Я долгое время был членом «прекрасной» коммунистической партии и, когда решил выйти из нее, сказал, что
мы-то выйдем из партии, а вот как она из нас выйдет? Как быть с этой привычкой к коллективности, к демократическому централизму?
Доползти до демократии мы так и не доползли и, наверное, еще долго не сможем.
Все мои пьесы были социальными. И меня всегда интересовала проблема, а не герой. Любую мою пьесу можно ставить и сегодня
проблемы-то остались! Люди, герои изменились, а проблемы остались. Наверное, поэтому я и не пишу сегодня новых пьес.
И какие же это проблемы?
Да все одно и то же. Проблема расхождения между тем, что декларируется, и тем, что есть на самом деле. Это было и при советской
власти, но разве этого нет сейчас? Крики о свободе и реальная несвобода разве этого нет? Преодолеть это состояние и быть
свободным человеком это во все времена очень трудно. Я в своей жизни абсолютно свободных людей видел очень немного, один из
них Олег Николаевич Ефремов. И ему было очень тяжело жить. С одной стороны, легко, потому что он всегда поступал так, как
считал нужным. Но оборотная сторона этой медали одиночество, тоска.
Что происходит в Союзе писателей?
Я ничего об этом не знаю и мало этим интересуюсь с тех пор, как эта система разрушилась, точнее, мы сами ее размочалили.
Думаю только, что мы сделали это напрасно. У нас так заведено: давайте сначала разрушим, а дальше что? Вот и у нас в
писательском Переделкине вырубают деревья, продают землю. Опять начинается этакий чеховский «Вишневый сад». Приходят
какие-то новые люди, которым вишневый сад совсем не нужен.
Фото Сергея ХАЛЬЗОВА
сегодня с классиком Михаилом РОЩИНЫМ. «Валентин и Валентина», «Старый Новый год», «Перламутровая Зинаида», премьера
нынешнего сезона в Театре им. Моссовета «Серебряный век» Теперь Рощин еще и педагог будет вести мастерскую в
«новорожденной» Школе драматурга под руководством Михаила Шатрова, своего коллеги по цеху.
МИХАИЛ Михайлович, что же это за профессия такая драматург?
А это когда слева пишешь, кто говорит, а справа что говорит. Самое главное, кто. Это уже проблема художественного образа,
проблема героя.
На недавнем фестивале «Новая драма» была представлена модная нынче технология, когда драматург записывает на диктофон
людей, то есть «берет» пьесу из жизни Трудно представить, что Чехов сочинял бы таким образом. Потому и есть в его драматургии
тайна, она идет от личности, а не от коллективного творчества. Разве можно научить писать пьесы?
Конечно, нет, но можно увидеть вот эту самую личность. Для этого у нас в школе и придумана система предварительного
собеседования под девизом «Приходишь с замыслом уходишь с готовой пьесой».
Я знаю, у вас есть уже опыт «воспитания» драматургов фестиваль в подмосковной Любимовке?
Да, нам в этом помогает Министерство культуры, и вот уже двадцать лет мы существуем. Мы «окопались» в хорошем месте по
Ярославской дороге, бывшем имении брата Станиславского. Объявляем ежегодно конкурс на пьесу, собираемся, читаем. Из
Любимовки вышли Надя Птушкина, которая сегодня одна из самых репертуарных драматургов, Лена Гремина, Миша Угаров, Оля
Мухина с «Таней-Таней», Сигарев с «Пластилином», Лена Исаева с «Юдифью», Ваня Савельев, которому было 19 лет, когда он пришел
со своей новой пьесой. У начинающих есть возможность проявить себя. Пожалуйста, присылай пьесу, приезжай, и пьеса твоя
становится предметом обсуждения, обнародования.
Какие сюжеты, темы, герои волнуют новоявленных драматургов?
Мы в свое время искали героя положительного. Сегодня это антигерой. Не просто рефлексирующий, а человек потерянный,
существующий в скверно организованном обществе. То, что называется чернухой, присутствует в изобилии, и я очень по этому
поводу горюю. У меня это вызывает оторопь. Да еще и классику ухитряются интерпретировать таким чудовищным образом. Что
сделал Акунин с чеховской «Чайкой»? Настолько это кощунственно, нагло, безобразно.
Почему вы сами в последнее время так мало пишете? Только вот «Серебряный век» и опять сюжет из прошлого.
А наша действительность не вдохновляет. Она антихудожественная. Слишком много политики. Слишком мало свободы. Мы,
конечно, выползли из-под тоталитарных глыб, по выражению Солженицына, но все равно система несвободы остается. Наш печальный
опыт волочет нас назад. Я долгое время был членом «прекрасной» коммунистической партии и, когда решил выйти из нее, сказал, что
мы-то выйдем из партии, а вот как она из нас выйдет? Как быть с этой привычкой к коллективности, к демократическому централизму?
Доползти до демократии мы так и не доползли и, наверное, еще долго не сможем.
Все мои пьесы были социальными. И меня всегда интересовала проблема, а не герой. Любую мою пьесу можно ставить и сегодня
проблемы-то остались! Люди, герои изменились, а проблемы остались. Наверное, поэтому я и не пишу сегодня новых пьес.
И какие же это проблемы?
Да все одно и то же. Проблема расхождения между тем, что декларируется, и тем, что есть на самом деле. Это было и при советской
власти, но разве этого нет сейчас? Крики о свободе и реальная несвобода разве этого нет? Преодолеть это состояние и быть
свободным человеком это во все времена очень трудно. Я в своей жизни абсолютно свободных людей видел очень немного, один из
них Олег Николаевич Ефремов. И ему было очень тяжело жить. С одной стороны, легко, потому что он всегда поступал так, как
считал нужным. Но оборотная сторона этой медали одиночество, тоска.
Что происходит в Союзе писателей?
Я ничего об этом не знаю и мало этим интересуюсь с тех пор, как эта система разрушилась, точнее, мы сами ее размочалили.
Думаю только, что мы сделали это напрасно. У нас так заведено: давайте сначала разрушим, а дальше что? Вот и у нас в
писательском Переделкине вырубают деревья, продают землю. Опять начинается этакий чеховский «Вишневый сад». Приходят
какие-то новые люди, которым вишневый сад совсем не нужен.
Фото Сергея ХАЛЬЗОВА
Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002