Ядерная физика в действии
Представляя новый спектакль «Копенгаген», МХАТ имени Чехова решил не считать зрителя глупее себя и оказался прав
Из спектакля зрители многое узнают о расщеплении атома, теории неопределенности немецкого физика Гейзенберга и теории приблизительности датчанина Нильса Бора, но останутся в полном неведении, почему с таким интересом в течение трех часов слушали пьесу, где герои-физики ведут сложный профессиональный разговор и нет даже намека на любовную интригу.
Пьеса известного английского писателя Майкла Фрейна рассказывает о реальной встрече осенью 1941 года в оккупированном немцами Копенгагене двух великих физиков-ядерщиков Нильса Бора и его ученика Вернера Гейзенберга, официально работавшего на Третий рейх. Зачем Гейзенберг, преодолевая немыслимые препятствия, приезжал к своему учителю? Это остается загадкой и сегодня, когда, как говорит Бор в самом начале спектакля своей жене Маргрет, «нас троих уже давно нет на свете». Эти трое пытаются реконструировать ту давнюю встречу и осмыслить ее, но уже исходя из нынешнего знания. Тогда, в 41-м, порядочнейший Бор едва не выгнал любимого ученика, испугавшись, что тот вооружит Гитлера ядерной бомбой. Потом сам он окажется в Америке и будет иметь непосредственное отношение к тем бомбам, что упали на Хиросиму и Нагасаки, а проклятый многими Гейзенберг так и не одарит фашистов страшным оружием, саботируя свою работу под видом незнания, как выяснилось впоследствии, липового. Все он прекрасно знал но еще лучше знал последствия соединения любимой науки и политики. Дело, однако, не просто в реабилитации Гейзенберга, но в еще одной попытке решить извечный вопрос: что в конечном счете важнее достижения человеческой мысли или мораль? Вопрос более чем актуальный именно сегодня.
Но не только «Копенгаген» Фрейна, завоевавший мировые подмостки и получивший самые престижные драматургические премии по обе стороны океана, пьеса загадок, спектакль по ней, поставленный режиссером Миндаугасом Карбаускисом, тоже полон неожиданностей. Известно, что автор запретил МХАТу сокращать текст хотя бы на полслова. И вот постановщик, один из самых талантливых московских молодых режиссеров с безудержной фантазией, не делает ничего, что могло бы хоть немного утеплить и расцветить текст. Минималистское оформление (металлические пеналы с бегущей по ним текстовой строкой, которые то поднимаются, то опускаются), отсутствие музыки она звучит несколько минут только в финале и сдержанная игра актеров, добиться чего, наверное, было особенно трудно с премьерами и любимцами публики Олегом Табаковым (Бор), Ольгой Барнет (жена Бора) и Борисом Плотниковым (Гейзенберг). В результате получился стильный европейский спектакль, от которого невозможно оторваться.
Вполне допускаю, что не всем зрителям большого зала чеховского МХАТа понравится весь вечер слушать рассуждения о квантовой механике и изотопах, хотя на самом деле речь в спектакле, конечно, о другом, но в данном случае театр решил не считать зрителя глупее себя и оказался прав. Кроме того, имена знаменитых актеров на афише привлекательны сами по себе, хотя прелесть постановки как раз в том, что режиссер не дает им «разыграться» на все сто: скрытый драматизм гениального Бора, элегантной Маргрет и одержимого Гейзенберга больше говорит о подлинной трагедии времени, чем любые актерские соло. Словом, это спектакль не внешних эффектов, а внутренних прозрений нечастое явление на московской сцене.
Пьеса известного английского писателя Майкла Фрейна рассказывает о реальной встрече осенью 1941 года в оккупированном немцами Копенгагене двух великих физиков-ядерщиков Нильса Бора и его ученика Вернера Гейзенберга, официально работавшего на Третий рейх. Зачем Гейзенберг, преодолевая немыслимые препятствия, приезжал к своему учителю? Это остается загадкой и сегодня, когда, как говорит Бор в самом начале спектакля своей жене Маргрет, «нас троих уже давно нет на свете». Эти трое пытаются реконструировать ту давнюю встречу и осмыслить ее, но уже исходя из нынешнего знания. Тогда, в 41-м, порядочнейший Бор едва не выгнал любимого ученика, испугавшись, что тот вооружит Гитлера ядерной бомбой. Потом сам он окажется в Америке и будет иметь непосредственное отношение к тем бомбам, что упали на Хиросиму и Нагасаки, а проклятый многими Гейзенберг так и не одарит фашистов страшным оружием, саботируя свою работу под видом незнания, как выяснилось впоследствии, липового. Все он прекрасно знал но еще лучше знал последствия соединения любимой науки и политики. Дело, однако, не просто в реабилитации Гейзенберга, но в еще одной попытке решить извечный вопрос: что в конечном счете важнее достижения человеческой мысли или мораль? Вопрос более чем актуальный именно сегодня.
Но не только «Копенгаген» Фрейна, завоевавший мировые подмостки и получивший самые престижные драматургические премии по обе стороны океана, пьеса загадок, спектакль по ней, поставленный режиссером Миндаугасом Карбаускисом, тоже полон неожиданностей. Известно, что автор запретил МХАТу сокращать текст хотя бы на полслова. И вот постановщик, один из самых талантливых московских молодых режиссеров с безудержной фантазией, не делает ничего, что могло бы хоть немного утеплить и расцветить текст. Минималистское оформление (металлические пеналы с бегущей по ним текстовой строкой, которые то поднимаются, то опускаются), отсутствие музыки она звучит несколько минут только в финале и сдержанная игра актеров, добиться чего, наверное, было особенно трудно с премьерами и любимцами публики Олегом Табаковым (Бор), Ольгой Барнет (жена Бора) и Борисом Плотниковым (Гейзенберг). В результате получился стильный европейский спектакль, от которого невозможно оторваться.
Вполне допускаю, что не всем зрителям большого зала чеховского МХАТа понравится весь вечер слушать рассуждения о квантовой механике и изотопах, хотя на самом деле речь в спектакле, конечно, о другом, но в данном случае театр решил не считать зрителя глупее себя и оказался прав. Кроме того, имена знаменитых актеров на афише привлекательны сами по себе, хотя прелесть постановки как раз в том, что режиссер не дает им «разыграться» на все сто: скрытый драматизм гениального Бора, элегантной Маргрет и одержимого Гейзенберга больше говорит о подлинной трагедии времени, чем любые актерские соло. Словом, это спектакль не внешних эффектов, а внутренних прозрений нечастое явление на московской сцене.
Нина Агишева, «Московские Новости», 5.03.2003
- Непоследняя жертваРоман Должанский, «Коммерсант», 11.12.2003
- НЕОНОВОЕ «Ю», ИЛИ СПИЧКИ ДЕТЯМ И ИГРУШКИ [Премьера «Ю» Ольги Мухиной в новосибирском «Глобусе»: интервью с автором]«Честное слово (Новосибирск)», 22.10.2003
- ЗАГАДКИ НА БУКВУ Ю«Коммерсантъ (Новосибирск)», 25.09.2003
- Сад кромешныйМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 11.07.2003
- Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 7.07.2003
- Шапочка в кризисе словаМария Львова, «Вечерний клуб», 3.07.2003
- Белый бычок в страшной шапочкеИрина Алпатова, «Культура», 2.07.2003
- Порнокино: хор замученных детейЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2003
- Синхронное плавание«Итоги», 1.07.2003
- Комедия без ошибокМарина Давыдова, «Известия», 27.06.2003
- Синхронный переводРоман Должанский, «Коммерсантъ», 26.06.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- О любви к метафизикеАлла Шендерова, «Экран и сцена», 12.04.2003
- Ядерная физика в действииНина Агишева, «Московские Новости», 5.03.2003
- Неочевидное вероятноеМарина Давыдова, «Известия», 26.02.2003
- Миндаугас Карбаускис: Внутри меня по-прежнему сидит артистАлексей Филиппов, «Известия», 25.02.2003
- Мотылек в камуфляжеИрина Леонидова, «Культура», 6.02.2003
- «Мотылек» П. ГладилинаЕлена Ковальская, «Афиша», 3.02.2003
- «Мотылек»Марина Барешенкова, «Театральная касса, № 2», 02.2003
- Солдатская грудь и все остальноеМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 14.01.2003
- Дочь полкаПавел Руднев, «Ваш досуг», 13.01.2003
- К Фоменко залетел «Мотылек»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2003