«Мотылек»
В театре «Мастерская П. Фоменко» режиссер Евгений Каменькович поставил драму Петра Гладилина «Мотылек». Фантастическая история превращения рядового солдата Лебедушкина (Полина Кутепова) в девушку разворачивается в камерном пространстве, среди минимума декораций и под ироничную балканскую музыку Бреговича. Неуклюжий оркестрик из четырех вояк в камуфляже отыгрывает стоп кадром паузы между сценами, отвлекая зрителей от тяжких дум и настроений. Ведь на сцене суровые армейские будни. На фоне плюшевого серебристого занавеса, около деревянной кафедры, на которой красуется красная звезда, сидит Полковник (Юрий Степанов). Невозмутимый как боров, со своей земной моралью, недалекий, но и не жестокий, суровый и уютный, тот самый «гражданин начальник» из популярного телесериала. Полковник единственный, кто заметит в странном, хрупком стриженном солдате личность. Занавес открывается, и на подвешенном металлическом шесте грациозно лежит девушка в синем платьице и с книжкой на лице. Это Коля Лебедушкин, (теперь Наталья), мечтающий(ая) уйти из армии и заняться любимым делом театром. Он(Она) читает Бодлера, пишет странную пьесу о межпланетной любви и просто считает себя гениальным художником. Интеллигентный Лебедушкин репетирует перед пустым залом свою премьеру, но судьба в лице недалеких вояк против. Ненавистные начальники заставляют его по ночам заниматься армейской подготовкой: ползать в полном обмундировании километры и в нижнем белье окапываться на морозе. Домой будущего защитника Родины не отпускают уже не потому, что не пригоден, а потому, что страшно опозорить полк, в котором дезертиры прибегают к столь нетрадиционным методам. Лебедушкин не сдается: увлекает театром толстокожего Полковника. Вместе они репетируют шекспировского «Отелло». И в Полковнике пробуждается дремавшая человечность. Но начинаются учения. Спасти это продрогшее существо, спрятавшееся в белый кокон разбросанных по полу занавесок, уже никто не в силах. Лебедушкин погибает. На пустой сцене горит свеча, а командир читает монолог, написанный несостоявшимся гением. Лебедушкин незаметно слушает своего последнего начальника и друга, сидя в глубине сцены. Это душа солдата, которая теперь бессмертна и, наконец, свободна.
Марина Барешенкова, «Театральная касса, № 2», 02.2003
- Непоследняя жертваРоман Должанский, «Коммерсант», 11.12.2003
- НЕОНОВОЕ «Ю», ИЛИ СПИЧКИ ДЕТЯМ И ИГРУШКИ [Премьера «Ю» Ольги Мухиной в новосибирском «Глобусе»: интервью с автором]«Честное слово (Новосибирск)», 22.10.2003
- ЗАГАДКИ НА БУКВУ Ю«Коммерсантъ (Новосибирск)», 25.09.2003
- Сад кромешныйМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 11.07.2003
- Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 7.07.2003
- Шапочка в кризисе словаМария Львова, «Вечерний клуб», 3.07.2003
- Белый бычок в страшной шапочкеИрина Алпатова, «Культура», 2.07.2003
- Порнокино: хор замученных детейЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2003
- Синхронное плавание«Итоги», 1.07.2003
- Комедия без ошибокМарина Давыдова, «Известия», 27.06.2003
- Синхронный переводРоман Должанский, «Коммерсантъ», 26.06.2003
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- О любви к метафизикеАлла Шендерова, «Экран и сцена», 12.04.2003
- Ядерная физика в действииНина Агишева, «Московские Новости», 5.03.2003
- Неочевидное вероятноеМарина Давыдова, «Известия», 26.02.2003
- Миндаугас Карбаускис: Внутри меня по-прежнему сидит артистАлексей Филиппов, «Известия», 25.02.2003
- Мотылек в камуфляжеИрина Леонидова, «Культура», 6.02.2003
- «Мотылек» П. ГладилинаЕлена Ковальская, «Афиша», 3.02.2003
- «Мотылек»Марина Барешенкова, «Театральная касса, № 2», 02.2003
- Солдатская грудь и все остальноеМарина Райкина, «Московский Комсомолец», 14.01.2003
- Дочь полкаПавел Руднев, «Ваш досуг», 13.01.2003
- К Фоменко залетел «Мотылек»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2003