Протестанты в «Табакерке»
Быть может, «Когда я умирала» самый эффектный и мрачный спектакль нынешнего театрального сезона.
Во-первых, его поставил совсем молодой человек. Миндаугасу Карбаускису не больше 32 лет. Консервативный литовец, преданный своему театральному опыту, радикальный оппонент московской моде на «новую драму», он довольно быстро выдвинулся в первый ряд столичной режиссуры. Среди компромиссов и необязательных текстов с какой-то настойчивой страстью он выделяет одну любимую тему, и эта тема смерть. И не сама по себе, но как переход из мира живых в мир мертвых.
Роман Уильяма Фолкнера «Когда я умираю», написанный в 1930 году, оказался как нельзя более кстати любимой мысли режиссера. И если первый акт торжество рафинированности, юмора и искусности, то второй целиком погружает вас в атмосферу энтропии, разложения и бесконечного смирения перед тайной смерти.
Смирение основа театральной философии Карбаускиса. Быть может, оттого его любимой актрисой стала смиреннейшая и скромнейшая Полина Медведева, мхатовская актриса, однокурсница Романа Козака и Александра Феклистова, впервые в Карбаускисе нашедшая своего настоящего режиссера, способного как никто оценить ее индивидуальность. И хоть не она главная героиня его нового спектакля, она важна ему как некий талисман, как образ тихого, строгого, протестантского, немного ханжеского смирения. Ее героиня Кора «приходила, в ущерб своей семье и обязанностям, чтобы хоть чье-нибудь знакомое лицо поддержало в ней (умирающей Адди) дух перед лицом Великого Неведомого».
Умирающая Адди не умирает. Она тихо лежит, свернувшись комочком, потом тихо ходит по углам, или вовсе исчезает, потом уже умершая ходит в белом чепце, с белой гробовой подушечкой, точно в младенческом конверте, или мычит коровой. Чем более она мертва, тем нежнее и радостнее присутствует в жизни своих близких. Безмолвная и бледная, она лишена всяких реакций, ее точно и нет. Только смущенная улыбка Евдокии Германовой освещает это тихое путешествие из жизни в смерть. Когда Ансу Бандерну взбредет хоронить ее за тридевять земель от родного дома, она со смирением будет смотреть на это дикое путешествие своей семьи (четырех детей и нелепого мужа) к месту своего последнего упокоения. Зловонный гроб будет мучить всех, кто будет встречаться им в этом путешествии. Какая-то женщина горестно заплачет над этой траурной процессией: «При жизни нас мучаете и после смерти мучаете». А упрямый Бандерн все дальше и дальше будет вести свой печальный караван.
С каждым новым витком путешествие становится все смешнее и нелепее. Карбаускис точно знает, как сочетается печальное и смешное. Он наследует в этом не только своему учителю Петру Фоменко, но и литовскому гуру Эймунтасу Някрошюсу. В мрачном путешествии по ту сторону жизни смешного больше, чем в самой смешной комедии.
Ну и типы, эти Бандерны: хромоногий Кеш (Алексей Усольцев), столяр, сколачивавший гроб все десять дней, что мама умирала, сломавший ногу, пытаясь вытащить его из бурного потока, сошедший с ума маленький Дарл (Андрей Савостьянов), который уверен, что его мать превратилась в рыбу, удивленная юная Дюи Делл (Ангелина Меримская), любимец матери Джул (Алексей Гришин) и сам нелепый беззубый Ане (Сергей Беляев).
Горя нет, есть только путь к спасению бессмысленный и смиренный. И даже когда в самом конце пути Анс приводит новую «мамашу» с патефоном, это не отменяет их трогательного смирения перед жизнью и смертью.
Чувство не знает другого выражения, кроме поступка. Любовь Кеша к матери в том, что он жертвует своей жизнью, чтобы спасти ее гроб. Любовь Анса в его безумной решимости похоронить жену там, где она хотела. Собственно, все остальное неважно. Неважно, любила ли Адди Анса, любил ли он ее. Неважно, любила ли она своих детей. Жизнь не имеет иного смысла, кроме долга и спасения. Такой решительной, последовательной протестантской этики русский театр, кажется, никогда не знал.
Скошенный под углом деревянный мир хуторского труда деревянные лавки, пол, гроб, часы. Все сдвинуто, нет точки опоры. Есть только нелепое человеческое существование на пути к спасению.
Миндаугасу Карбаускису в отличие от Ларса фон Триера эта протестантская Америка Фолкнера представляется хоть и мучительной, но утопией, образом земного рая. Только очень уж он мрачен, этот рай ни любовь, ни смерть в нем не существенны. Нет в нем ничего, кроме смирения и долга.
«Смысл жизни приготовиться к тому, чтобы долго быть мертвым», говорит Адди, когда умирает. По Карбаускису, живые хороши только тогда, когда правильно понимают это.
Роман Уильяма Фолкнера «Когда я умираю», написанный в 1930 году, оказался как нельзя более кстати любимой мысли режиссера. И если первый акт торжество рафинированности, юмора и искусности, то второй целиком погружает вас в атмосферу энтропии, разложения и бесконечного смирения перед тайной смерти.
Смирение основа театральной философии Карбаускиса. Быть может, оттого его любимой актрисой стала смиреннейшая и скромнейшая Полина Медведева, мхатовская актриса, однокурсница Романа Козака и Александра Феклистова, впервые в Карбаускисе нашедшая своего настоящего режиссера, способного как никто оценить ее индивидуальность. И хоть не она главная героиня его нового спектакля, она важна ему как некий талисман, как образ тихого, строгого, протестантского, немного ханжеского смирения. Ее героиня Кора «приходила, в ущерб своей семье и обязанностям, чтобы хоть чье-нибудь знакомое лицо поддержало в ней (умирающей Адди) дух перед лицом Великого Неведомого».
Умирающая Адди не умирает. Она тихо лежит, свернувшись комочком, потом тихо ходит по углам, или вовсе исчезает, потом уже умершая ходит в белом чепце, с белой гробовой подушечкой, точно в младенческом конверте, или мычит коровой. Чем более она мертва, тем нежнее и радостнее присутствует в жизни своих близких. Безмолвная и бледная, она лишена всяких реакций, ее точно и нет. Только смущенная улыбка Евдокии Германовой освещает это тихое путешествие из жизни в смерть. Когда Ансу Бандерну взбредет хоронить ее за тридевять земель от родного дома, она со смирением будет смотреть на это дикое путешествие своей семьи (четырех детей и нелепого мужа) к месту своего последнего упокоения. Зловонный гроб будет мучить всех, кто будет встречаться им в этом путешествии. Какая-то женщина горестно заплачет над этой траурной процессией: «При жизни нас мучаете и после смерти мучаете». А упрямый Бандерн все дальше и дальше будет вести свой печальный караван.
С каждым новым витком путешествие становится все смешнее и нелепее. Карбаускис точно знает, как сочетается печальное и смешное. Он наследует в этом не только своему учителю Петру Фоменко, но и литовскому гуру Эймунтасу Някрошюсу. В мрачном путешествии по ту сторону жизни смешного больше, чем в самой смешной комедии.
Ну и типы, эти Бандерны: хромоногий Кеш (Алексей Усольцев), столяр, сколачивавший гроб все десять дней, что мама умирала, сломавший ногу, пытаясь вытащить его из бурного потока, сошедший с ума маленький Дарл (Андрей Савостьянов), который уверен, что его мать превратилась в рыбу, удивленная юная Дюи Делл (Ангелина Меримская), любимец матери Джул (Алексей Гришин) и сам нелепый беззубый Ане (Сергей Беляев).
Горя нет, есть только путь к спасению бессмысленный и смиренный. И даже когда в самом конце пути Анс приводит новую «мамашу» с патефоном, это не отменяет их трогательного смирения перед жизнью и смертью.
Чувство не знает другого выражения, кроме поступка. Любовь Кеша к матери в том, что он жертвует своей жизнью, чтобы спасти ее гроб. Любовь Анса в его безумной решимости похоронить жену там, где она хотела. Собственно, все остальное неважно. Неважно, любила ли Адди Анса, любил ли он ее. Неважно, любила ли она своих детей. Жизнь не имеет иного смысла, кроме долга и спасения. Такой решительной, последовательной протестантской этики русский театр, кажется, никогда не знал.
Скошенный под углом деревянный мир хуторского труда деревянные лавки, пол, гроб, часы. Все сдвинуто, нет точки опоры. Есть только нелепое человеческое существование на пути к спасению.
Миндаугасу Карбаускису в отличие от Ларса фон Триера эта протестантская Америка Фолкнера представляется хоть и мучительной, но утопией, образом земного рая. Только очень уж он мрачен, этот рай ни любовь, ни смерть в нем не существенны. Нет в нем ничего, кроме смирения и долга.
«Смысл жизни приготовиться к тому, чтобы долго быть мертвым», говорит Адди, когда умирает. По Карбаускису, живые хороши только тогда, когда правильно понимают это.
Алена Карась, «Российская газета», 27.01.2004
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко показывает в Шайо «Трёх сестёр», не вызывающих эмоцийФабьена Дарж, «Лё Монд», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Театр начинается с «мышки»Екатерина Васенина, «Новая газета», 14.10.2004
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков»Катерина Антонова, «Новые Известия», 6.10.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Тщетный авторский надзорНаталия Каминская, «Культура», 23.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Чехов оказался безыдейнымРоман Должанский, «Коммерсантъ-Daily», 16.09.2004
- «Я и не знаю, что сказать»Ольга Кузнецова, «Время новостей», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Три сестры нашли автораОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2004
- Без живой водыОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2004
- Поприщин и его тениМарина Давыдова, «Известия», 15.09.2004
- Невыносимая этюдность бытияГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru», 15.09.2004
- Хмель душиОльга Егошина, «Новые известия», 15.09.2004
- Бальзак в Бердичеве венчалсяДина Годер, «Gazeta.Ru», 15.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Как на Ириных именинах┘Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Сентябрьский сюрпризЕлена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Мирные дниПавел Руднев, «Ваш досуг», 29.04.2004
- Жизнь за кремовыми шторамиЛюбовь Лебедина, «Труд», 10.04.2004
- Турбины первые и последниеДина Годер, «www.russ.ru», 8.04.2004
- Предлагаемые обстоятельстваНаталия Каминская, «Культура», 8.04.2004
- А абажур висит«Итоги», 6.04.2004
- Люди честиАлександр Соколянский, «Время новостей», 5.04.2004
- Душевная драмаОлег Зинцов, «Ведомости», 2.04.2004
- Вышли из ментовской шинелиПолина Игнатова, «Газета.Ru», 2.04.2004
- Спрятаться негдеНина Агишева, «Московские новости», 2.04.2004
- Счастье хорошо, а правда хужеГлеб Ситковский, «Газета», 2.04.2004
- Без черного снегаЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 1.04.2004
- Любимый спектакль СталинаГригорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2004
- Пьеса о кремовых шторахАлександр Смольяков, «Где», 25.03.2004
- «Белая гвардия». Новый призывЮлия Шигарева, «Аргументы и факты», 24.03.2004
- Назад в будущееПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.03.2004
- Когда я умиралаЕлена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- Смертный путь из грязи в князиЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
- Легко ли быть мертвым?«Итоги», 9.02.2004
- АЛЕКСЕЙ КРИКЛИВЫЙ: «ПОСЛЕ НАС НЕ ОСТАНЕТСЯ НИЧЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО» ["Ю" Ольги Мухиной - начало работы нового руководителя театра "Глобус". Интервью]«Континент Сибирь (Новосибирск)», 30.01.2004
- Живые и мертваяМария Хализева, «Вечерний клуб», 29.01.2004
- В добрый последний путь!Ирина Алпатова, «Культура», 29.01.2004
- Фокус делать не из чегоДина Годер, «Русский журнал», 27.01.2004
- Протестанты в «Табакерке»Алена Карась, «Российская газета», 27.01.2004
- На кладбище и обратноМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.01.2004
- Дорога на кладбищеАлександр Соколянский, «Время новостей», 27.01.2004
- Поджечь родную матьОльга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Смерть понятие растяжимоеМарина Давыдова, «Известия», 26.01.2004