Пьеса о кремовых шторах
Культовая пьеса Михаила Булгакова «Дни Турбиных» возвращается на сцену Художественного театра. Для постановки приглашен режиссер Сергей Женовач, которого отличает вдумчивое и внимательное отношение к классическим текстам. Именно это позволяет открывать в них современный смысл
Легенда
Мировая премьера пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных» состоялась в Художественном театре 5 октября 1926 года. Тридцатипятилетний дебютант был немногим старше своих героев. Позднее Булгаков опишет работу над спектаклем в «Театральном романе», поскольку процесс превращения романа «Белая гвардия» в пьесу «Дни Турбиных» сопровождался весьма драматическими (а порою и комическими) коллизиями. Существует несколько редакций пьесы, и отличия ее от романа весьма существенны: сокращено количество персонажей, изменена даже профессия главного героя. Но в результате получилась удивительно стройная по композиции драма, где чеховское настроение переплелось с острым ощущением обламывающейся под ногами грани времен. Квартира Турбиных оказалась островом (или ковчегом?) среди бушующей стихии гражданской войны, а герои вопреки всему сохраняли интеллигентность, доброту, внимание и заботу друг о друге.
Успех спектакля 1926 года был феноменальным. Ни для кого не секрет, что после революции 1917 года Художественный театр переживал репертуарный кризис, пытаясь найти пьесу, которая могла бы дать возможность показать современную действительность, не ущемляя эстетических принципов театра. «Дни Турбиных» стали именно такой пьесой, а участники Второй студии МХАТ, игравшие главные роли, заявили о себе как о достойных наследниках основателей Художественного театра. Булгакова обвиняли в апологии Белого движения, но Сталину спектакль нравился. По документам, хранящимся в музее МХАТ, он смотрел спектакль 15 раз! Именно благодаря вниманию «отца народов», «Дни Турбиных» были возобновлены в 1932 году, и в общей сложности постановка выдержала 987 представлений.
В 1968 году МХАТ попытался вернуться к этой пьесе, но, увы, воскресить легенду не удалось. Тончайшая лирика отношений не давалась артистам, почему-то на первый план выдвигались военные эпизоды, а главное, было не очень понятно, чем «Дни Турбиных» интересны современному зрителю?
Риск
Конечно, ставить сегодня «Дни Турбиных», хотя бы и под авторским названием «Белая гвардия» (Булгаков хотел, чтобы спектакль назывался именно так), это риск. Специалисты вспомнят немало постановок, где царские офицеры напоминали подгулявших денщиков, а Елену больше всех революций волновал Мышлаевский. Сыграть интеллигентность также трудно, как и аристократизм. И все же художественный руководитель МХАТ им. Чехова Олег Табаков пошел на этот шаг, пригласив Сергея Женовача с его опытом работы над «Идиотом» (Театр на Малой Бронной), «Месяцем в деревне» («Мастерская П. Фоменко»), «Горем от ума» (Малый театр). Режиссерской манере Женовача свойственна филигранная работа с текстом и отличная разработка ролей, чему, несомненно, способствует и педагогическая работа в ГИТИСе.
Актерская команда собрана многообещающая. В роли Алексея Турбина звезда сериалов и театрального Петербурга Константин Хабенский, который умеет сочетать внешнюю экспрессию с психологической глубиной и тонким лиризмом. Мышлаевского сыграет его однокурсник, также успешно работающий и в театре, и в телевизионном кино Михаил Пореченков. В роли Шервинского Никита Зверев и Анатолий Белый. Лариосик Александр Семчев, Елена Наталья Рогожкина. Кроме профессиональных актеров в массовых сценах заняты солдаты срочной службы Кремлевского полка.
Художник Александр Боровский воздвиг на сцене некую вздыбленную конструкцию, весьма недвусмысленно символизирующую взорванный гражданской войной быт. Антикварная мебель среди всего этого смотрится очень живописно и даже трогательно.
Интервью с режиссером
- Сергей Васильевич, первый вопрос связан с распределением. Театроведы уже вспомнили фразу из пьесы про штаны Николки, которые нужно ушивать для Лариосика она совершенно не соответствует фигурам ваших артистов
Знаете, между текстом пьесы и реалиями спектакля всегда должен существовать некий зазор, даже конфликт, иначе мы впадем иллюстративность. Лариосика все привыкли представлять худым, изможденным, его внешность является как бы продолжением его чистого, почти детского восприятия мира. Но гораздо интереснее уйти от внешнего совпадения, тем более что у Булгакова есть разные варианты, в одном из которых Лариосик приезжает в Киев после того, как его бросила жена. И такой несколько неожиданный выбор на эту роль Александра Семчева, артиста тонкого, умного, есть поиск внутреннего совпадения актера с образом. Наш Лариосик в чем-то сродни толстовскому Пьеру Безухову, глубоко чувствующему и способному на большую любовь.
- Главные роли в вашей постановке исполняют два артиста, которые известны не только по театральным работам, но и по телесериалам. С вашей точки зрения, этот телевизионный опыт сказывается благотворно?
Прежде всего, это вопрос актерского дара, а этот дар уже может по-разному проявляться в кино, театре, на телевидении. И Константин Хабенский, и Михаил Пореченков актеры замечательные. О результате пока говорить трудно, но процесс работы с ними мне очень интересен. Что же касается сериалов, то мне кажется, что они даже раскрепощают артистов, дают им новые технические возможности. Сериал требует от артиста постоянно находиться в тонусе, постоянно быть готовым к импровизации, давать быстрый отклик.
- Насколько сегодня актуальны «Дни Турбиных»?
Я мог бы ответить, что классика всегда актуальна, но касательно именно этой пьесы, мне представляется, что она должна всегда быть в репертуаре хотя бы в каком-нибудь одном театре. Это нужно и артистам, и зрителям. Проблемы, поднятые Булгаковым, важны во все времена. Как «Гамлет», как «Король Лир». Ну и момент перелома эпох во многом созвучен нашему времени. В такие моменты перед человеком всегда встает проблема: как жить, как выжить, как сохранить духовные ценности? Поэтому такая декорация в ней не очень комфортно находится, за покатым столом не удобно сидеть, с него все скатывается┘
- То есть чай пить не будут?
Будут пить и чай, и водку но в ситуации такого изломанного быта.
- А знаменитые кремовые шторы будут в спектакле?
Кремовые шторы в душе.
Легенда
Мировая премьера пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных» состоялась в Художественном театре 5 октября 1926 года. Тридцатипятилетний дебютант был немногим старше своих героев. Позднее Булгаков опишет работу над спектаклем в «Театральном романе», поскольку процесс превращения романа «Белая гвардия» в пьесу «Дни Турбиных» сопровождался весьма драматическими (а порою и комическими) коллизиями. Существует несколько редакций пьесы, и отличия ее от романа весьма существенны: сокращено количество персонажей, изменена даже профессия главного героя. Но в результате получилась удивительно стройная по композиции драма, где чеховское настроение переплелось с острым ощущением обламывающейся под ногами грани времен. Квартира Турбиных оказалась островом (или ковчегом?) среди бушующей стихии гражданской войны, а герои вопреки всему сохраняли интеллигентность, доброту, внимание и заботу друг о друге.
Успех спектакля 1926 года был феноменальным. Ни для кого не секрет, что после революции 1917 года Художественный театр переживал репертуарный кризис, пытаясь найти пьесу, которая могла бы дать возможность показать современную действительность, не ущемляя эстетических принципов театра. «Дни Турбиных» стали именно такой пьесой, а участники Второй студии МХАТ, игравшие главные роли, заявили о себе как о достойных наследниках основателей Художественного театра. Булгакова обвиняли в апологии Белого движения, но Сталину спектакль нравился. По документам, хранящимся в музее МХАТ, он смотрел спектакль 15 раз! Именно благодаря вниманию «отца народов», «Дни Турбиных» были возобновлены в 1932 году, и в общей сложности постановка выдержала 987 представлений.
В 1968 году МХАТ попытался вернуться к этой пьесе, но, увы, воскресить легенду не удалось. Тончайшая лирика отношений не давалась артистам, почему-то на первый план выдвигались военные эпизоды, а главное, было не очень понятно, чем «Дни Турбиных» интересны современному зрителю?
Риск
Конечно, ставить сегодня «Дни Турбиных», хотя бы и под авторским названием «Белая гвардия» (Булгаков хотел, чтобы спектакль назывался именно так), это риск. Специалисты вспомнят немало постановок, где царские офицеры напоминали подгулявших денщиков, а Елену больше всех революций волновал Мышлаевский. Сыграть интеллигентность также трудно, как и аристократизм. И все же художественный руководитель МХАТ им. Чехова Олег Табаков пошел на этот шаг, пригласив Сергея Женовача с его опытом работы над «Идиотом» (Театр на Малой Бронной), «Месяцем в деревне» («Мастерская П. Фоменко»), «Горем от ума» (Малый театр). Режиссерской манере Женовача свойственна филигранная работа с текстом и отличная разработка ролей, чему, несомненно, способствует и педагогическая работа в ГИТИСе.
Актерская команда собрана многообещающая. В роли Алексея Турбина звезда сериалов и театрального Петербурга Константин Хабенский, который умеет сочетать внешнюю экспрессию с психологической глубиной и тонким лиризмом. Мышлаевского сыграет его однокурсник, также успешно работающий и в театре, и в телевизионном кино Михаил Пореченков. В роли Шервинского Никита Зверев и Анатолий Белый. Лариосик Александр Семчев, Елена Наталья Рогожкина. Кроме профессиональных актеров в массовых сценах заняты солдаты срочной службы Кремлевского полка.
Художник Александр Боровский воздвиг на сцене некую вздыбленную конструкцию, весьма недвусмысленно символизирующую взорванный гражданской войной быт. Антикварная мебель среди всего этого смотрится очень живописно и даже трогательно.
Интервью с режиссером
- Сергей Васильевич, первый вопрос связан с распределением. Театроведы уже вспомнили фразу из пьесы про штаны Николки, которые нужно ушивать для Лариосика она совершенно не соответствует фигурам ваших артистов
Знаете, между текстом пьесы и реалиями спектакля всегда должен существовать некий зазор, даже конфликт, иначе мы впадем иллюстративность. Лариосика все привыкли представлять худым, изможденным, его внешность является как бы продолжением его чистого, почти детского восприятия мира. Но гораздо интереснее уйти от внешнего совпадения, тем более что у Булгакова есть разные варианты, в одном из которых Лариосик приезжает в Киев после того, как его бросила жена. И такой несколько неожиданный выбор на эту роль Александра Семчева, артиста тонкого, умного, есть поиск внутреннего совпадения актера с образом. Наш Лариосик в чем-то сродни толстовскому Пьеру Безухову, глубоко чувствующему и способному на большую любовь.
- Главные роли в вашей постановке исполняют два артиста, которые известны не только по театральным работам, но и по телесериалам. С вашей точки зрения, этот телевизионный опыт сказывается благотворно?
Прежде всего, это вопрос актерского дара, а этот дар уже может по-разному проявляться в кино, театре, на телевидении. И Константин Хабенский, и Михаил Пореченков актеры замечательные. О результате пока говорить трудно, но процесс работы с ними мне очень интересен. Что же касается сериалов, то мне кажется, что они даже раскрепощают артистов, дают им новые технические возможности. Сериал требует от артиста постоянно находиться в тонусе, постоянно быть готовым к импровизации, давать быстрый отклик.
- Насколько сегодня актуальны «Дни Турбиных»?
Я мог бы ответить, что классика всегда актуальна, но касательно именно этой пьесы, мне представляется, что она должна всегда быть в репертуаре хотя бы в каком-нибудь одном театре. Это нужно и артистам, и зрителям. Проблемы, поднятые Булгаковым, важны во все времена. Как «Гамлет», как «Король Лир». Ну и момент перелома эпох во многом созвучен нашему времени. В такие моменты перед человеком всегда встает проблема: как жить, как выжить, как сохранить духовные ценности? Поэтому такая декорация в ней не очень комфортно находится, за покатым столом не удобно сидеть, с него все скатывается┘
- То есть чай пить не будут?
Будут пить и чай, и водку но в ситуации такого изломанного быта.
- А знаменитые кремовые шторы будут в спектакле?
Кремовые шторы в душе.
Александр Смольяков, «Где», 25.03.2004
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко показывает в Шайо «Трёх сестёр», не вызывающих эмоцийФабьена Дарж, «Лё Монд», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Театр начинается с «мышки»Екатерина Васенина, «Новая газета», 14.10.2004
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков»Катерина Антонова, «Новые Известия», 6.10.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Тщетный авторский надзорНаталия Каминская, «Культура», 23.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Чехов оказался безыдейнымРоман Должанский, «Коммерсантъ-Daily», 16.09.2004
- «Я и не знаю, что сказать»Ольга Кузнецова, «Время новостей», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Три сестры нашли автораОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2004
- Без живой водыОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2004
- Поприщин и его тениМарина Давыдова, «Известия», 15.09.2004
- Невыносимая этюдность бытияГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru», 15.09.2004
- Хмель душиОльга Егошина, «Новые известия», 15.09.2004
- Бальзак в Бердичеве венчалсяДина Годер, «Gazeta.Ru», 15.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Как на Ириных именинах┘Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Сентябрьский сюрпризЕлена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Мирные дниПавел Руднев, «Ваш досуг», 29.04.2004
- Жизнь за кремовыми шторамиЛюбовь Лебедина, «Труд», 10.04.2004
- Турбины первые и последниеДина Годер, «www.russ.ru», 8.04.2004
- Предлагаемые обстоятельстваНаталия Каминская, «Культура», 8.04.2004
- А абажур висит«Итоги», 6.04.2004
- Люди честиАлександр Соколянский, «Время новостей», 5.04.2004
- Душевная драмаОлег Зинцов, «Ведомости», 2.04.2004
- Вышли из ментовской шинелиПолина Игнатова, «Газета.Ru», 2.04.2004
- Спрятаться негдеНина Агишева, «Московские новости», 2.04.2004
- Счастье хорошо, а правда хужеГлеб Ситковский, «Газета», 2.04.2004
- Без черного снегаЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 1.04.2004
- Любимый спектакль СталинаГригорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2004
- Пьеса о кремовых шторахАлександр Смольяков, «Где», 25.03.2004
- «Белая гвардия». Новый призывЮлия Шигарева, «Аргументы и факты», 24.03.2004
- Назад в будущееПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.03.2004
- Когда я умиралаЕлена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- Смертный путь из грязи в князиЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
- Легко ли быть мертвым?«Итоги», 9.02.2004
- АЛЕКСЕЙ КРИКЛИВЫЙ: «ПОСЛЕ НАС НЕ ОСТАНЕТСЯ НИЧЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО» ["Ю" Ольги Мухиной - начало работы нового руководителя театра "Глобус". Интервью]«Континент Сибирь (Новосибирск)», 30.01.2004
- Живые и мертваяМария Хализева, «Вечерний клуб», 29.01.2004
- В добрый последний путь!Ирина Алпатова, «Культура», 29.01.2004
- Фокус делать не из чегоДина Годер, «Русский журнал», 27.01.2004
- Протестанты в «Табакерке»Алена Карась, «Российская газета», 27.01.2004
- На кладбище и обратноМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.01.2004
- Дорога на кладбищеАлександр Соколянский, «Время новостей», 27.01.2004
- Поджечь родную матьОльга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Смерть понятие растяжимоеМарина Давыдова, «Известия», 26.01.2004