Вышли из ментовской шинели
Новая постановка «Белой гвардии» во МХАТе с Хабенским и Пореченковым очистила Булгакова от старых интерпретаций
В правом углу сцены сгружена мебель: столы, стулья, кресла, школьные парты, печки-буржуйки и тяжелые напольные часы; левая практически пуста одни накренившиеся фонарные столбы. Вся декорация выстроена под углом в тридцать градусов. Под ногами артистов гремит жесть, батальон почетного караула Кремля в юнкерских шинелях бегает по турбинской квартире, как по Андреевскому спуску, лампа под абажуром очень похожа на одинокий уличный фонарь. Художник Александр Боровский сочинил конструкцию, которая сразу все объясняет.
Мир вздыбился, единственная устойчивая точка семья, дом с белыми скатертями, в котором всегда найдутся шерстяные носки и запасные кальсоны для продрогшего друга.
Здесь по старинным часам можно с точностью расписать милую хронологию домашней жизни. В одиннадцать вечера сели ужинать, в половинe первого Шервинский принялся успешно объясняться в любви Елене, в час принялись мыть посуду. Но как только события выносятся за пределы турбинской квартиры, часы начинают безбожно врать. Время в хаосе. Дома и только дома оно приходит в норму часы вовремя бьют и нежно играют менуэт Боккерини.
За четыре часа, которые идет «Белая гвардия», режиссер Сергей Женовач мысль о доме как о спасительном корабле в вихре любых общественных сломов в головах зрителей окончательно закрепляет. Заставляет всех потихоньку отвлечься от ужасов гражданской войны, перестать воспринимать Булгакова сквозь призму мировой революции и поверить, как капитан Мышлаевский, в светлое будущее России, а равно и в рукотворную домашнюю благодать при любых государственных режимах.
«Дни Турбиных» для МХАТа вторая «Чайка». Ставили пьесу четырежды. Первая постановка 1926 года прославила целое поколение мхатовских артистов, нынешняя тоже представляет «новых» мхатовцев. Женовач собрал серьезную компанию: Хабенский (Алексей Турбин) и Пореченков (Мышлаевский), популяризатор пива «Толстяк» Александр Семчев (Лариосик), студент Иван Жидков (Николка Турбин), красавица Наталья Рогожкина (Елена) и чудные мхатовские старики Владимир Кашпур и Виктор Сергачев, которые играют сочно, даже в эпизодической роли радуя психологической достоверностью.
Молодежи тем временем до старорежимного шарма далеко: офицерские замашки у них «ментовские», манеры пошловаты, все шуточки скатываются к непристойным двусмысленностям, их герои не говорят балагурят. Шервинский (Анатолий Белый) тут получился безголосым, так что всех оперных эпиталам публика лишена. Зато юмора в избытке.
О том, чтобы мокрые платочки сжимать в кулаке, как было в 1926-м, не стоит и вспоминать. Вместо зафиксированных мемуарами зрителей тридцатых годов слез тут перманентный хохот.
Чего стоит одно появление у Турбиных Лариосика-толстяка в старушечьем платке и варежках на резинке! Сергей Женовач вообще на такие сцены большой мастер. В «Белой гвардии» он уже к распределению ролей подошел так прямолинейно, что одно это уже обеспечивало смех. Ведь если рассуждать, то по всем канонам Лариосик фигура комическая. Вот и назначил Женовач на эту роль первого мхатовского комика Семчева. Шервинский фат и пожалуйста, лучше Анатолия Белого никто так не изобразит плутовской прищур и сверкание очами. Одни зрители смеются над многочисленными шуточками и радуются, что их повеселили, не обременив утомительными думами о судьбе России. Другие скучают, им чего-то не хватает в спектакле то ли романтики, то ли ностальгии, а может, всего понемногу.
У Сергея Женовача свой и очень яркий постановочный почерк. Он режиссер-археолог. Он берет пьесу и аккуратно слово за словом счищает с нее налет прошедших эпох и тяжесть предыдущих интерпретаций. Женовач проделывал такое с Островским и тот расцветал, с Тургеневым и публике являлось тяжкое кружево его чувственных драм, и вот только Булгакову этот метод не пошел на пользу. Все обаяние его драматургии как раз и было в межстрочном пространстве, в давней мхатовской легенде, в ностальгических настроениях и несбыточных грезах о том, как могла бы повернуться русская история, если бы не Петлюра и большевики. Женовач все это счистил. Осталась просто история про теплую компанию обаятельных «ментов», переодетых в юнкерские шинели.
Мир вздыбился, единственная устойчивая точка семья, дом с белыми скатертями, в котором всегда найдутся шерстяные носки и запасные кальсоны для продрогшего друга.
Здесь по старинным часам можно с точностью расписать милую хронологию домашней жизни. В одиннадцать вечера сели ужинать, в половинe первого Шервинский принялся успешно объясняться в любви Елене, в час принялись мыть посуду. Но как только события выносятся за пределы турбинской квартиры, часы начинают безбожно врать. Время в хаосе. Дома и только дома оно приходит в норму часы вовремя бьют и нежно играют менуэт Боккерини.
За четыре часа, которые идет «Белая гвардия», режиссер Сергей Женовач мысль о доме как о спасительном корабле в вихре любых общественных сломов в головах зрителей окончательно закрепляет. Заставляет всех потихоньку отвлечься от ужасов гражданской войны, перестать воспринимать Булгакова сквозь призму мировой революции и поверить, как капитан Мышлаевский, в светлое будущее России, а равно и в рукотворную домашнюю благодать при любых государственных режимах.
«Дни Турбиных» для МХАТа вторая «Чайка». Ставили пьесу четырежды. Первая постановка 1926 года прославила целое поколение мхатовских артистов, нынешняя тоже представляет «новых» мхатовцев. Женовач собрал серьезную компанию: Хабенский (Алексей Турбин) и Пореченков (Мышлаевский), популяризатор пива «Толстяк» Александр Семчев (Лариосик), студент Иван Жидков (Николка Турбин), красавица Наталья Рогожкина (Елена) и чудные мхатовские старики Владимир Кашпур и Виктор Сергачев, которые играют сочно, даже в эпизодической роли радуя психологической достоверностью.
Молодежи тем временем до старорежимного шарма далеко: офицерские замашки у них «ментовские», манеры пошловаты, все шуточки скатываются к непристойным двусмысленностям, их герои не говорят балагурят. Шервинский (Анатолий Белый) тут получился безголосым, так что всех оперных эпиталам публика лишена. Зато юмора в избытке.
О том, чтобы мокрые платочки сжимать в кулаке, как было в 1926-м, не стоит и вспоминать. Вместо зафиксированных мемуарами зрителей тридцатых годов слез тут перманентный хохот.
Чего стоит одно появление у Турбиных Лариосика-толстяка в старушечьем платке и варежках на резинке! Сергей Женовач вообще на такие сцены большой мастер. В «Белой гвардии» он уже к распределению ролей подошел так прямолинейно, что одно это уже обеспечивало смех. Ведь если рассуждать, то по всем канонам Лариосик фигура комическая. Вот и назначил Женовач на эту роль первого мхатовского комика Семчева. Шервинский фат и пожалуйста, лучше Анатолия Белого никто так не изобразит плутовской прищур и сверкание очами. Одни зрители смеются над многочисленными шуточками и радуются, что их повеселили, не обременив утомительными думами о судьбе России. Другие скучают, им чего-то не хватает в спектакле то ли романтики, то ли ностальгии, а может, всего понемногу.
У Сергея Женовача свой и очень яркий постановочный почерк. Он режиссер-археолог. Он берет пьесу и аккуратно слово за словом счищает с нее налет прошедших эпох и тяжесть предыдущих интерпретаций. Женовач проделывал такое с Островским и тот расцветал, с Тургеневым и публике являлось тяжкое кружево его чувственных драм, и вот только Булгакову этот метод не пошел на пользу. Все обаяние его драматургии как раз и было в межстрочном пространстве, в давней мхатовской легенде, в ностальгических настроениях и несбыточных грезах о том, как могла бы повернуться русская история, если бы не Петлюра и большевики. Женовач все это счистил. Осталась просто история про теплую компанию обаятельных «ментов», переодетых в юнкерские шинели.
Полина Игнатова, «Газета.Ru», 2.04.2004
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко показывает в Шайо «Трёх сестёр», не вызывающих эмоцийФабьена Дарж, «Лё Монд», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Театр начинается с «мышки»Екатерина Васенина, «Новая газета», 14.10.2004
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков»Катерина Антонова, «Новые Известия», 6.10.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Тщетный авторский надзорНаталия Каминская, «Культура», 23.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Чехов оказался безыдейнымРоман Должанский, «Коммерсантъ-Daily», 16.09.2004
- «Я и не знаю, что сказать»Ольга Кузнецова, «Время новостей», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Три сестры нашли автораОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2004
- Без живой водыОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2004
- Поприщин и его тениМарина Давыдова, «Известия», 15.09.2004
- Невыносимая этюдность бытияГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru», 15.09.2004
- Хмель душиОльга Егошина, «Новые известия», 15.09.2004
- Бальзак в Бердичеве венчалсяДина Годер, «Gazeta.Ru», 15.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Как на Ириных именинах┘Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Сентябрьский сюрпризЕлена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Мирные дниПавел Руднев, «Ваш досуг», 29.04.2004
- Жизнь за кремовыми шторамиЛюбовь Лебедина, «Труд», 10.04.2004
- Турбины первые и последниеДина Годер, «www.russ.ru», 8.04.2004
- Предлагаемые обстоятельстваНаталия Каминская, «Культура», 8.04.2004
- А абажур висит«Итоги», 6.04.2004
- Люди честиАлександр Соколянский, «Время новостей», 5.04.2004
- Душевная драмаОлег Зинцов, «Ведомости», 2.04.2004
- Вышли из ментовской шинелиПолина Игнатова, «Газета.Ru», 2.04.2004
- Спрятаться негдеНина Агишева, «Московские новости», 2.04.2004
- Счастье хорошо, а правда хужеГлеб Ситковский, «Газета», 2.04.2004
- Без черного снегаЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 1.04.2004
- Любимый спектакль СталинаГригорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2004
- Пьеса о кремовых шторахАлександр Смольяков, «Где», 25.03.2004
- «Белая гвардия». Новый призывЮлия Шигарева, «Аргументы и факты», 24.03.2004
- Назад в будущееПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.03.2004
- Когда я умиралаЕлена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- Смертный путь из грязи в князиЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
- Легко ли быть мертвым?«Итоги», 9.02.2004
- АЛЕКСЕЙ КРИКЛИВЫЙ: «ПОСЛЕ НАС НЕ ОСТАНЕТСЯ НИЧЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО» ["Ю" Ольги Мухиной - начало работы нового руководителя театра "Глобус". Интервью]«Континент Сибирь (Новосибирск)», 30.01.2004
- Живые и мертваяМария Хализева, «Вечерний клуб», 29.01.2004
- В добрый последний путь!Ирина Алпатова, «Культура», 29.01.2004
- Фокус делать не из чегоДина Годер, «Русский журнал», 27.01.2004
- Протестанты в «Табакерке»Алена Карась, «Российская газета», 27.01.2004
- На кладбище и обратноМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.01.2004
- Дорога на кладбищеАлександр Соколянский, «Время новостей», 27.01.2004
- Поджечь родную матьОльга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Смерть понятие растяжимоеМарина Давыдова, «Известия», 26.01.2004