Хмель души
Петр Фоменко выпустил «Трех сестер» Чехова в своей «Мастерской»
Узнав, что Фоменко репетирует «Трех сестер», в театральных кулуарах шутили: в труппе с таким сильным женским составом «сестер» найдется в два раза больше, чем у Чехова. Эту премьеру в театре «Мастерская П. Фоменко» ждали еще в июне после гастролей по Франции, где впервые были показаны новые «Три сестры». Однако мастер решил отложить российскую премьеру до осени.
Завернутые в пледы три женщины, тесно прижавшись друг к другу, сидят на сундуке. Позади длинный день пожара. Погорельцы заполонили дом. Только что отпаивали водой Ирину (Ксения Кутепова). Она кричала о напрасно проходящей жизни, о том, что любви нет и нет, и в Москву они явно не поедут. Старшая Ольга (Галина Тюнина) мягко пыталась ей объяснить, что замуж идут, чтобы исполнить свой долг. А потом Маша (Полина Кутепова) всех растормошила: хочу каяться! И, нырнув от смущения и счастья головой в одеяло, произнесла: «Я люблю этого человека» Музыкальные чеховские фразы у фоменковских актрис действительно приобретают какой-то драгоценный перламутровый отлив. Слова становятся почти живыми существами, и каждое хочется потрогать рукой. Как говорят! Как дышат эти женщины! Обаяние и тайна чеховских сестер, по Фоменко, не в том, что знают языки (хотя Ирина, смеясь, прочтет итальянское стихотворение), не в их красоте, а вот в этом таланте жить. Талант в свободе их движений, в изменениях лиц, в порхающих пленительных интонациях, в обостренном восприятии окружающего мира, в умении легко обласкать и беззащитности перед грубостью.
Придя в первый раз к Прозоровым, Вершинин (Рустем Юскаев) вздохнет: «Мне всегда хотелось жить в таком доме». Речь не о пространстве (придуманный Владимиром Максимовым павильон из железных вокзальных колонн, загроможденный кучей вещей, мало уютен). Речь о людях, здесь живущих. Каждому случалось мечтать именно о такой родственной компании, где все близки друг другу и все интересны, и няня (Людмила Аринина), и Тузенбах (Кирилл Пирогов), и даже грубиян Соленый (Карэн Бадалов). Где так легко говорить, пить чай, шутить, дурачиться. Где так естественно любоваться прелестью молодых хозяек┘
Первый акт надежд, смеха, предвкушения вообще лучший в спектакле. Первородный художник, Фоменко как никто умеет дать не сцене это дрожание улыбок, трепет жизни. Умеет сплетать в музыкальное целое переборы гитары, тихое бормотание песенки, звуки ряженых за окошком, переговоры влюбленных парочек, шуршание шагов милой разрушительницы Наташи (Мадлен Джабраилова).
Кажется, создатели спектакля всерьез увлеклись сочинением всех этих живых деталей, подробностей, игрой с предметами: шляпками, часами, саквояжами, старинной детской коляской, люстрами со свечами, фотоаппаратом со вспышкой, фарфоровыми куклами и т. д. Увлеклись романсами, стихами, шутками, которыми то и дело обмениваются их герои.
Пока новый спектакль «Мастерской» похож на здание в лесах. Явно что-то будет доделываться, уточняться, перестраиваться. Скажем, «Человек в пенсне» (Олег Любимов), то и дело зачитывающий куски из чеховских ремарок и писем, вмешивающийся то и дело в действие: «Пауза», «Пауза», смотрится лишним и раздражающим. Из многочисленных находок: романсов, песенок, отсебятин, этюдов, «изо всех шуток, свойственных театру», будет выбираться только необходимые. А остальными придется пожертвовать ради ритма и темпа, пока безбожно затянутого. Наверное, будет еще корректироваться и уточняться финал.
В письме 1922 года Станиславский пишет Немировичу-Данченко: «Когда играем прощание с Машей в Трех сестрах“, мне становится конфузно. После всего пережитого невозможно плакать над тем, что офицер уезжает, а его дама остается». Кажется, Петру Наумовичу Фоменко с высоты прожитых лет также кажется, что и уходящий с бригадой офицер, и убитый жених это не самое страшное. И даже не трагедия разрушения этого единственного в городе интеллигентного дома. Вялая опустошенность Чебутыкина (лучшая мужская роль в этом очень «женском» спектакле) куда страшней и трагичней. «Мне все равно», доверительно сообщает Чебутыкин мающемуся тоской Прозорову (Андрей Казаков). Страшнее всего не боль, не отчаяние, не душащие слезы, не рвущаяся душа, а вот это безразличие, когда незачем, нечем и не для кого жить.
Одна из самых смешных повестей в русской литературе заканчивается словами: «Грустно жить на этом свете, господа!» Постановку одной из самых печальных русских пьес Петр Фоменко заканчивает сдвоенной нотой горечи и надежды, надежды на людей, которые будут через 300 лет, и на то, что где-то есть Москва и Старая Басманная какая-то другая жизнь.
Завернутые в пледы три женщины, тесно прижавшись друг к другу, сидят на сундуке. Позади длинный день пожара. Погорельцы заполонили дом. Только что отпаивали водой Ирину (Ксения Кутепова). Она кричала о напрасно проходящей жизни, о том, что любви нет и нет, и в Москву они явно не поедут. Старшая Ольга (Галина Тюнина) мягко пыталась ей объяснить, что замуж идут, чтобы исполнить свой долг. А потом Маша (Полина Кутепова) всех растормошила: хочу каяться! И, нырнув от смущения и счастья головой в одеяло, произнесла: «Я люблю этого человека» Музыкальные чеховские фразы у фоменковских актрис действительно приобретают какой-то драгоценный перламутровый отлив. Слова становятся почти живыми существами, и каждое хочется потрогать рукой. Как говорят! Как дышат эти женщины! Обаяние и тайна чеховских сестер, по Фоменко, не в том, что знают языки (хотя Ирина, смеясь, прочтет итальянское стихотворение), не в их красоте, а вот в этом таланте жить. Талант в свободе их движений, в изменениях лиц, в порхающих пленительных интонациях, в обостренном восприятии окружающего мира, в умении легко обласкать и беззащитности перед грубостью.
Придя в первый раз к Прозоровым, Вершинин (Рустем Юскаев) вздохнет: «Мне всегда хотелось жить в таком доме». Речь не о пространстве (придуманный Владимиром Максимовым павильон из железных вокзальных колонн, загроможденный кучей вещей, мало уютен). Речь о людях, здесь живущих. Каждому случалось мечтать именно о такой родственной компании, где все близки друг другу и все интересны, и няня (Людмила Аринина), и Тузенбах (Кирилл Пирогов), и даже грубиян Соленый (Карэн Бадалов). Где так легко говорить, пить чай, шутить, дурачиться. Где так естественно любоваться прелестью молодых хозяек┘
Первый акт надежд, смеха, предвкушения вообще лучший в спектакле. Первородный художник, Фоменко как никто умеет дать не сцене это дрожание улыбок, трепет жизни. Умеет сплетать в музыкальное целое переборы гитары, тихое бормотание песенки, звуки ряженых за окошком, переговоры влюбленных парочек, шуршание шагов милой разрушительницы Наташи (Мадлен Джабраилова).
Кажется, создатели спектакля всерьез увлеклись сочинением всех этих живых деталей, подробностей, игрой с предметами: шляпками, часами, саквояжами, старинной детской коляской, люстрами со свечами, фотоаппаратом со вспышкой, фарфоровыми куклами и т. д. Увлеклись романсами, стихами, шутками, которыми то и дело обмениваются их герои.
Пока новый спектакль «Мастерской» похож на здание в лесах. Явно что-то будет доделываться, уточняться, перестраиваться. Скажем, «Человек в пенсне» (Олег Любимов), то и дело зачитывающий куски из чеховских ремарок и писем, вмешивающийся то и дело в действие: «Пауза», «Пауза», смотрится лишним и раздражающим. Из многочисленных находок: романсов, песенок, отсебятин, этюдов, «изо всех шуток, свойственных театру», будет выбираться только необходимые. А остальными придется пожертвовать ради ритма и темпа, пока безбожно затянутого. Наверное, будет еще корректироваться и уточняться финал.
В письме 1922 года Станиславский пишет Немировичу-Данченко: «Когда играем прощание с Машей в Трех сестрах“, мне становится конфузно. После всего пережитого невозможно плакать над тем, что офицер уезжает, а его дама остается». Кажется, Петру Наумовичу Фоменко с высоты прожитых лет также кажется, что и уходящий с бригадой офицер, и убитый жених это не самое страшное. И даже не трагедия разрушения этого единственного в городе интеллигентного дома. Вялая опустошенность Чебутыкина (лучшая мужская роль в этом очень «женском» спектакле) куда страшней и трагичней. «Мне все равно», доверительно сообщает Чебутыкин мающемуся тоской Прозорову (Андрей Казаков). Страшнее всего не боль, не отчаяние, не душащие слезы, не рвущаяся душа, а вот это безразличие, когда незачем, нечем и не для кого жить.
Одна из самых смешных повестей в русской литературе заканчивается словами: «Грустно жить на этом свете, господа!» Постановку одной из самых печальных русских пьес Петр Фоменко заканчивает сдвоенной нотой горечи и надежды, надежды на людей, которые будут через 300 лет, и на то, что где-то есть Москва и Старая Басманная какая-то другая жизнь.
Ольга Егошина, «Новые известия», 15.09.2004
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко показывает в Шайо «Трёх сестёр», не вызывающих эмоцийФабьена Дарж, «Лё Монд», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Театр начинается с «мышки»Екатерина Васенина, «Новая газета», 14.10.2004
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков»Катерина Антонова, «Новые Известия», 6.10.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Тщетный авторский надзорНаталия Каминская, «Культура», 23.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Чехов оказался безыдейнымРоман Должанский, «Коммерсантъ-Daily», 16.09.2004
- «Я и не знаю, что сказать»Ольга Кузнецова, «Время новостей», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Три сестры нашли автораОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2004
- Без живой водыОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2004
- Поприщин и его тениМарина Давыдова, «Известия», 15.09.2004
- Невыносимая этюдность бытияГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru», 15.09.2004
- Хмель душиОльга Егошина, «Новые известия», 15.09.2004
- Бальзак в Бердичеве венчалсяДина Годер, «Gazeta.Ru», 15.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Как на Ириных именинах┘Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Сентябрьский сюрпризЕлена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Мирные дниПавел Руднев, «Ваш досуг», 29.04.2004
- Жизнь за кремовыми шторамиЛюбовь Лебедина, «Труд», 10.04.2004
- Турбины первые и последниеДина Годер, «www.russ.ru», 8.04.2004
- Предлагаемые обстоятельстваНаталия Каминская, «Культура», 8.04.2004
- А абажур висит«Итоги», 6.04.2004
- Люди честиАлександр Соколянский, «Время новостей», 5.04.2004
- Душевная драмаОлег Зинцов, «Ведомости», 2.04.2004
- Вышли из ментовской шинелиПолина Игнатова, «Газета.Ru», 2.04.2004
- Спрятаться негдеНина Агишева, «Московские новости», 2.04.2004
- Счастье хорошо, а правда хужеГлеб Ситковский, «Газета», 2.04.2004
- Без черного снегаЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 1.04.2004
- Любимый спектакль СталинаГригорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2004
- Пьеса о кремовых шторахАлександр Смольяков, «Где», 25.03.2004
- «Белая гвардия». Новый призывЮлия Шигарева, «Аргументы и факты», 24.03.2004
- Назад в будущееПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.03.2004
- Когда я умиралаЕлена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- Смертный путь из грязи в князиЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
- Легко ли быть мертвым?«Итоги», 9.02.2004
- АЛЕКСЕЙ КРИКЛИВЫЙ: «ПОСЛЕ НАС НЕ ОСТАНЕТСЯ НИЧЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО» ["Ю" Ольги Мухиной - начало работы нового руководителя театра "Глобус". Интервью]«Континент Сибирь (Новосибирск)», 30.01.2004
- Живые и мертваяМария Хализева, «Вечерний клуб», 29.01.2004
- В добрый последний путь!Ирина Алпатова, «Культура», 29.01.2004
- Фокус делать не из чегоДина Годер, «Русский журнал», 27.01.2004
- Протестанты в «Табакерке»Алена Карась, «Российская газета», 27.01.2004
- На кладбище и обратноМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.01.2004
- Дорога на кладбищеАлександр Соколянский, «Время новостей», 27.01.2004
- Поджечь родную матьОльга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Смерть понятие растяжимоеМарина Давыдова, «Известия», 26.01.2004