Невыносимая этюдность бытия
Петр Фоменко поставил «Три сестры»
Самая великая гордость театра «Мастерская Петра Фоменко» его женщины. Среди фоменковских мужчин, никто не спорит, тоже водятся яркие индивидуальности, но такого числа «коллекционных экземпляров», как в девичьей части труппы, не знает ни один российский театр. Как с такими девушками да без «Трех сестер»? Непорядок. Петр Фоменко взялся восполнить досадный пробел в афише.
Как распределятся роли сестер Прозоровых, гадать не приходится, когда в театре имеются две природные сестры Кутеповы. Ксению одели в белое и назвали Ириной, для Полины, наоборот, припасли черный цвет и имя Маша. На роль Ольги, ясное дело, назначили Галину Тюнину. Цвет сестринских платьев, равно как и прочие сценические прихоти автора, соблюдены в спектакле Фоменко со всей строгостью. Попробуй не соблюди, когда сбоку в уголке сцены притулился придирчивый Человек в пенсне (Олег Любимов), водящий пальцем по строкам и сличающий всякое актерское слово с тем, что записано в его скрижалях.
Расхожий, граничащий со сценической банальностью прием заставил вспомнить о фоменковской инсценировке начальных глав «Войны и мира». В том спектакле тоже имелось нечто вроде рамки, куда были втиснуты все толстовские герои: актеры просто читали толстенную книгу и тут же, моментально вживаясь в роль, разыгрывали перед нами «сценки на тему».
Соскребая хрестоматийный глянец с классики и страшась заскорузлой негибкости сценического продукта, Петр Фоменко примерно так же поступил и с «Тремя сестрами». Он называет свою работу «сценическими этюдами на пути к спектаклю», а Человек в пенсне то и дело нудит из своего угла: «Пьеса еще не совсем готова, а мне необходимо присутствовать на репетициях!» (это, разумеется, реальная цитата из чеховского письма к Книппер).
Быть по-этюдному, по-студийному легким в «Трех сестрах» дело тяжкое. Слишком тяжелый груз интерпретаций волочит за собой эта пьеса, слишком просто цепляются одно за другое колесики слов, давно вызубренных нами наизусть в театральных залах. Рефлексирующий по этому поводу Фоменко даже пожаловался зрителю на основную режиссерскую проблему, вынеся в программку главную для себя цитату из «Трех сестер»: «Так вот целый день говорят, говорят┘ Живешь в таком климате, того гляди, снег пойдет, а тут еще эти разговоры». Автор-очкарик время от времени с отчаянием бросается к своим героям с криком «Пауза!», но те, отмахиваясь от него, как от мухи, продолжают множить массу слов.
Дорастя до премьеры, фоменковские «Три сестры», несмотря на их долготу (4 часа с двумя антрактами), по-прежнему кажутся длинной цепью актерских этюдов. Какие-то сцены сыграны с ошеломляющей силой и пронзительностью, какие-то приходится терпеливо пережидать, смирившись с тем, что «говорят, говорят┘». Чаще, к сожалению, интересней следить за виртуозными актерскими работами, чем за режиссерской мыслью. Впрочем, и актерские работы в большинстве случаев оказались предсказуемо-виртуозны. В рецензиях начала прошлого века в таких случаях было принято писать: «Как всегда, хороша оказалась г-жа Тюнина». Опоры, на которых держатся фоменковские спектакли, не подвели: помимо трех главных исполнительниц, должны быть названы Юрий Степанов-Чебутыкин и Карэн Бадалов-Соленый. Но из неожиданных актерских решений разве что обаятельно-нелепый и некрасивый барон Тузенбах, придуманный записным красавцем фоменковского театра Кириллом Пироговым.
Для того чтобы браться сегодня за «Трех сестер», нужны какие-то особо веские причины. У Фоменко таких причин было немало, и все их мы знаем по именам. Ксения и Полина, Карэн и Юрий, Галина и Кирилл┘ Но глубинной причины, о которой мы все не были бы осведомлены до премьеры, так и не обнаружилось. Петр Фоменко, как от него и ждали, поставил лучшую версию «Трех сестер» из всех, что имеются нынче в Москве. Кто бы и сомневался в этой победе. Но все же хотелось бы большего.
Как распределятся роли сестер Прозоровых, гадать не приходится, когда в театре имеются две природные сестры Кутеповы. Ксению одели в белое и назвали Ириной, для Полины, наоборот, припасли черный цвет и имя Маша. На роль Ольги, ясное дело, назначили Галину Тюнину. Цвет сестринских платьев, равно как и прочие сценические прихоти автора, соблюдены в спектакле Фоменко со всей строгостью. Попробуй не соблюди, когда сбоку в уголке сцены притулился придирчивый Человек в пенсне (Олег Любимов), водящий пальцем по строкам и сличающий всякое актерское слово с тем, что записано в его скрижалях.
Расхожий, граничащий со сценической банальностью прием заставил вспомнить о фоменковской инсценировке начальных глав «Войны и мира». В том спектакле тоже имелось нечто вроде рамки, куда были втиснуты все толстовские герои: актеры просто читали толстенную книгу и тут же, моментально вживаясь в роль, разыгрывали перед нами «сценки на тему».
Соскребая хрестоматийный глянец с классики и страшась заскорузлой негибкости сценического продукта, Петр Фоменко примерно так же поступил и с «Тремя сестрами». Он называет свою работу «сценическими этюдами на пути к спектаклю», а Человек в пенсне то и дело нудит из своего угла: «Пьеса еще не совсем готова, а мне необходимо присутствовать на репетициях!» (это, разумеется, реальная цитата из чеховского письма к Книппер).
Быть по-этюдному, по-студийному легким в «Трех сестрах» дело тяжкое. Слишком тяжелый груз интерпретаций волочит за собой эта пьеса, слишком просто цепляются одно за другое колесики слов, давно вызубренных нами наизусть в театральных залах. Рефлексирующий по этому поводу Фоменко даже пожаловался зрителю на основную режиссерскую проблему, вынеся в программку главную для себя цитату из «Трех сестер»: «Так вот целый день говорят, говорят┘ Живешь в таком климате, того гляди, снег пойдет, а тут еще эти разговоры». Автор-очкарик время от времени с отчаянием бросается к своим героям с криком «Пауза!», но те, отмахиваясь от него, как от мухи, продолжают множить массу слов.
Дорастя до премьеры, фоменковские «Три сестры», несмотря на их долготу (4 часа с двумя антрактами), по-прежнему кажутся длинной цепью актерских этюдов. Какие-то сцены сыграны с ошеломляющей силой и пронзительностью, какие-то приходится терпеливо пережидать, смирившись с тем, что «говорят, говорят┘». Чаще, к сожалению, интересней следить за виртуозными актерскими работами, чем за режиссерской мыслью. Впрочем, и актерские работы в большинстве случаев оказались предсказуемо-виртуозны. В рецензиях начала прошлого века в таких случаях было принято писать: «Как всегда, хороша оказалась г-жа Тюнина». Опоры, на которых держатся фоменковские спектакли, не подвели: помимо трех главных исполнительниц, должны быть названы Юрий Степанов-Чебутыкин и Карэн Бадалов-Соленый. Но из неожиданных актерских решений разве что обаятельно-нелепый и некрасивый барон Тузенбах, придуманный записным красавцем фоменковского театра Кириллом Пироговым.
Для того чтобы браться сегодня за «Трех сестер», нужны какие-то особо веские причины. У Фоменко таких причин было немало, и все их мы знаем по именам. Ксения и Полина, Карэн и Юрий, Галина и Кирилл┘ Но глубинной причины, о которой мы все не были бы осведомлены до премьеры, так и не обнаружилось. Петр Фоменко, как от него и ждали, поставил лучшую версию «Трех сестер» из всех, что имеются нынче в Москве. Кто бы и сомневался в этой победе. Но все же хотелось бы большего.
Глеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru», 15.09.2004
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко показывает в Шайо «Трёх сестёр», не вызывающих эмоцийФабьена Дарж, «Лё Монд», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Театр начинается с «мышки»Екатерина Васенина, «Новая газета», 14.10.2004
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков»Катерина Антонова, «Новые Известия», 6.10.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Тщетный авторский надзорНаталия Каминская, «Культура», 23.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Чехов оказался безыдейнымРоман Должанский, «Коммерсантъ-Daily», 16.09.2004
- «Я и не знаю, что сказать»Ольга Кузнецова, «Время новостей», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Три сестры нашли автораОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2004
- Без живой водыОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2004
- Поприщин и его тениМарина Давыдова, «Известия», 15.09.2004
- Невыносимая этюдность бытияГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru», 15.09.2004
- Хмель душиОльга Егошина, «Новые известия», 15.09.2004
- Бальзак в Бердичеве венчалсяДина Годер, «Gazeta.Ru», 15.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Как на Ириных именинах┘Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Сентябрьский сюрпризЕлена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Мирные дниПавел Руднев, «Ваш досуг», 29.04.2004
- Жизнь за кремовыми шторамиЛюбовь Лебедина, «Труд», 10.04.2004
- Турбины первые и последниеДина Годер, «www.russ.ru», 8.04.2004
- Предлагаемые обстоятельстваНаталия Каминская, «Культура», 8.04.2004
- А абажур висит«Итоги», 6.04.2004
- Люди честиАлександр Соколянский, «Время новостей», 5.04.2004
- Душевная драмаОлег Зинцов, «Ведомости», 2.04.2004
- Вышли из ментовской шинелиПолина Игнатова, «Газета.Ru», 2.04.2004
- Спрятаться негдеНина Агишева, «Московские новости», 2.04.2004
- Счастье хорошо, а правда хужеГлеб Ситковский, «Газета», 2.04.2004
- Без черного снегаЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 1.04.2004
- Любимый спектакль СталинаГригорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2004
- Пьеса о кремовых шторахАлександр Смольяков, «Где», 25.03.2004
- «Белая гвардия». Новый призывЮлия Шигарева, «Аргументы и факты», 24.03.2004
- Назад в будущееПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.03.2004
- Когда я умиралаЕлена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- Смертный путь из грязи в князиЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
- Легко ли быть мертвым?«Итоги», 9.02.2004
- АЛЕКСЕЙ КРИКЛИВЫЙ: «ПОСЛЕ НАС НЕ ОСТАНЕТСЯ НИЧЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО» ["Ю" Ольги Мухиной - начало работы нового руководителя театра "Глобус". Интервью]«Континент Сибирь (Новосибирск)», 30.01.2004
- Живые и мертваяМария Хализева, «Вечерний клуб», 29.01.2004
- В добрый последний путь!Ирина Алпатова, «Культура», 29.01.2004
- Фокус делать не из чегоДина Годер, «Русский журнал», 27.01.2004
- Протестанты в «Табакерке»Алена Карась, «Российская газета», 27.01.2004
- На кладбище и обратноМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.01.2004
- Дорога на кладбищеАлександр Соколянский, «Время новостей», 27.01.2004
- Поджечь родную матьОльга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Смерть понятие растяжимоеМарина Давыдова, «Известия», 26.01.2004