Три сестры нашли автора
В спектакле Петра Фоменко встретились Чехов и его персонажи
Премьеры «Трех сестер», сыгранной в филиале Малого театра, ждали с нетерпением, быть может, и смешным для человека со стороны, но совершенно понятным публике, привыкшей видеть Петра Фоменко театральным магом, а его труппу мастерской чудес. С ожиданием чудес, однако же, бывает несколько тревожно: а ну как не случится?
Не терпелось, например, увидеть в чеховских ролях Галину Тюнину, сестер Кутеповых и Мадлен Джабраилову: надо ли говорить, что в стране нет другого театра, в котором для «Трех сестер» можно собрать такой великолепный женский квартет?
Хотелось, например, понять, отчего в Мастерской никогда прежде не играли больших чеховских пьес (Фоменко ставил со своими студентами только короткую «Свадьбу») и почему вдруг решились сейчас.
Интересно было, наконец, оказаться в забавной ситуации, когда почти не знаешь, чего ждать от суммы двух наизусть известных слагаемых хрестоматийной пьесы и фирменного стиля Мастерской, того легкого ироничного почерка, который дарил свойства заразительной театральной игры даже «Войне и миру».
Первый сюрприз поджидает зрителя «Трех сестер» еще до начала действия: в углу сцены за конторкой сидит Чехов (сверимся с программкой: там персонаж Олега Любимова назван просто Человеком в пенсне). По ходу пьесы он, читая отрывки из чеховских писем, будет не то чтобы делать заметки на полях, а скорее осуществлять авторский надзор, делясь с публикой сомнениями относительно, скажем, того, можно ли доверять Станиславскому самостоятельную работу: нет-нет, надо непременно ходить на все репетиции!
Прием, который часто используется при инсценировках прозы, здесь, видимо, напоминает: мы играем пьесу, и, хотя оделись по моде начала прошлого века и вытащили на сцену обшарпанные шкафы и чемоданы, не забывайте, что все это чуть-чуть не всерьез. Драма драмой, но когда Тузенбах (Кирилл Пирогов), уходя на дуэль, просит Ирину (Ксения Кутепова): «Скажи мне что-нибудь», та вопросительно смотрит на автора: что сказать-то?
Но Человек в пенсне только пожимает плечами.
Конечно, эти сестры и шаловливы, и своевольны, могут некстати закапризничать, расплакаться или лечь все втроем поперек сцены. Они нетерпеливы: вот, к примеру, Маше (Полина Кутепова) среди ночи хочется признаться сестрам в своей любви к Вершинину (Рустем Юскаев). «После, Маша, после», сонно отмахивается Ольга (Галина Тюнина). Нет, сейчас, не унимается Маша и буквально стаскивает Ольгу с постели. Однако стоит только персонажам расшалиться и заиграться, как Человек в пенсне произносит веское слово «пауза».
Петр Фоменко, как известно, не очень любит придумывать концепции и спорить с автором текста. Разве что по пустякам и мелочам, которые так виртуозно умеют отыгрывать его артисты и из которых обыкновенно складываются и радость, и смысл спектаклей Мастерской. Может быть, поэтому, когда действие «Трех сестер» нерешительно замирает на слове «пауза», это выглядит столь же необязательно, сколь и многозначительно. Впрочем, вынырнуть на секунду из роли, слегка удивиться и своему персонажу, и драматической ситуации, в которой он оказался, в исполнении артистов Фоменко это вполне занимательный трюк.
С другой стороны, хочется, чтобы они сыграли свою роль без этой лукавой оглядки. Такие точечные уколы в «Трех сестрах» есть, причем ровно там, где их ждешь по тексту (например, когда Маше Полине Кутеповой после ухода Вершинина невыносимо до тошноты). Но все-таки что-то явно не так в работе актерского ансамбля, когда в нем есть отлично сыгранный Соленый (у Карэна Бадалова он вышел похожим на какую-то нелепую обиженную птицу), но насчет Тузенбаха (Кирилл Пирогов) приходится согласиться с циником Чебутыкиным: бароном больше, бароном меньше не все ли равно? Когда органично сыграны Кулыгин (Тагир Рахимов) с его занудством и бесконечной латынью и Наташа (Мадлен Джабраилова), берущая над тремя сестрами власть, не повышая голоса, зато, казалось бы, стопроцентное попадание в роли у таких чудесных артистов, как Юрий Степанов (Чебутыкин) или Галина Тюнина (Ольга), оборачивается не то излишней осторожностью, не то экономией сил.
То же самое можно сказать и про весь спектакль, сыгранный на премьере, при всех свойственных Мастерской Фоменко шалостях, как будто вполголоса и с не вполне ясными целями. Возможно, это тот случай, когда надо идти не на первое, а на 10-е представление и вообще внимательней присматриваться к деталям (почему, скажем, так раздражает Машина черная шляпа, вечно надвинутая на глаза? ведь не просто же так?). А может быть, следует все-таки честно признать, что отношения персонажей, автора и театра в новом спектакле Петра Фоменко не сложились.
Не терпелось, например, увидеть в чеховских ролях Галину Тюнину, сестер Кутеповых и Мадлен Джабраилову: надо ли говорить, что в стране нет другого театра, в котором для «Трех сестер» можно собрать такой великолепный женский квартет?
Хотелось, например, понять, отчего в Мастерской никогда прежде не играли больших чеховских пьес (Фоменко ставил со своими студентами только короткую «Свадьбу») и почему вдруг решились сейчас.
Интересно было, наконец, оказаться в забавной ситуации, когда почти не знаешь, чего ждать от суммы двух наизусть известных слагаемых хрестоматийной пьесы и фирменного стиля Мастерской, того легкого ироничного почерка, который дарил свойства заразительной театральной игры даже «Войне и миру».
Первый сюрприз поджидает зрителя «Трех сестер» еще до начала действия: в углу сцены за конторкой сидит Чехов (сверимся с программкой: там персонаж Олега Любимова назван просто Человеком в пенсне). По ходу пьесы он, читая отрывки из чеховских писем, будет не то чтобы делать заметки на полях, а скорее осуществлять авторский надзор, делясь с публикой сомнениями относительно, скажем, того, можно ли доверять Станиславскому самостоятельную работу: нет-нет, надо непременно ходить на все репетиции!
Прием, который часто используется при инсценировках прозы, здесь, видимо, напоминает: мы играем пьесу, и, хотя оделись по моде начала прошлого века и вытащили на сцену обшарпанные шкафы и чемоданы, не забывайте, что все это чуть-чуть не всерьез. Драма драмой, но когда Тузенбах (Кирилл Пирогов), уходя на дуэль, просит Ирину (Ксения Кутепова): «Скажи мне что-нибудь», та вопросительно смотрит на автора: что сказать-то?
Но Человек в пенсне только пожимает плечами.
Конечно, эти сестры и шаловливы, и своевольны, могут некстати закапризничать, расплакаться или лечь все втроем поперек сцены. Они нетерпеливы: вот, к примеру, Маше (Полина Кутепова) среди ночи хочется признаться сестрам в своей любви к Вершинину (Рустем Юскаев). «После, Маша, после», сонно отмахивается Ольга (Галина Тюнина). Нет, сейчас, не унимается Маша и буквально стаскивает Ольгу с постели. Однако стоит только персонажам расшалиться и заиграться, как Человек в пенсне произносит веское слово «пауза».
Петр Фоменко, как известно, не очень любит придумывать концепции и спорить с автором текста. Разве что по пустякам и мелочам, которые так виртуозно умеют отыгрывать его артисты и из которых обыкновенно складываются и радость, и смысл спектаклей Мастерской. Может быть, поэтому, когда действие «Трех сестер» нерешительно замирает на слове «пауза», это выглядит столь же необязательно, сколь и многозначительно. Впрочем, вынырнуть на секунду из роли, слегка удивиться и своему персонажу, и драматической ситуации, в которой он оказался, в исполнении артистов Фоменко это вполне занимательный трюк.
С другой стороны, хочется, чтобы они сыграли свою роль без этой лукавой оглядки. Такие точечные уколы в «Трех сестрах» есть, причем ровно там, где их ждешь по тексту (например, когда Маше Полине Кутеповой после ухода Вершинина невыносимо до тошноты). Но все-таки что-то явно не так в работе актерского ансамбля, когда в нем есть отлично сыгранный Соленый (у Карэна Бадалова он вышел похожим на какую-то нелепую обиженную птицу), но насчет Тузенбаха (Кирилл Пирогов) приходится согласиться с циником Чебутыкиным: бароном больше, бароном меньше не все ли равно? Когда органично сыграны Кулыгин (Тагир Рахимов) с его занудством и бесконечной латынью и Наташа (Мадлен Джабраилова), берущая над тремя сестрами власть, не повышая голоса, зато, казалось бы, стопроцентное попадание в роли у таких чудесных артистов, как Юрий Степанов (Чебутыкин) или Галина Тюнина (Ольга), оборачивается не то излишней осторожностью, не то экономией сил.
То же самое можно сказать и про весь спектакль, сыгранный на премьере, при всех свойственных Мастерской Фоменко шалостях, как будто вполголоса и с не вполне ясными целями. Возможно, это тот случай, когда надо идти не на первое, а на 10-е представление и вообще внимательней присматриваться к деталям (почему, скажем, так раздражает Машина черная шляпа, вечно надвинутая на глаза? ведь не просто же так?). А может быть, следует все-таки честно признать, что отношения персонажей, автора и театра в новом спектакле Петра Фоменко не сложились.
Олег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2004
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко показывает в Шайо «Трёх сестёр», не вызывающих эмоцийФабьена Дарж, «Лё Монд», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Театр начинается с «мышки»Екатерина Васенина, «Новая газета», 14.10.2004
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков»Катерина Антонова, «Новые Известия», 6.10.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Тщетный авторский надзорНаталия Каминская, «Культура», 23.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Чехов оказался безыдейнымРоман Должанский, «Коммерсантъ-Daily», 16.09.2004
- «Я и не знаю, что сказать»Ольга Кузнецова, «Время новостей», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Три сестры нашли автораОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2004
- Без живой водыОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2004
- Поприщин и его тениМарина Давыдова, «Известия», 15.09.2004
- Невыносимая этюдность бытияГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru», 15.09.2004
- Хмель душиОльга Егошина, «Новые известия», 15.09.2004
- Бальзак в Бердичеве венчалсяДина Годер, «Gazeta.Ru», 15.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Как на Ириных именинах┘Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Сентябрьский сюрпризЕлена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Мирные дниПавел Руднев, «Ваш досуг», 29.04.2004
- Жизнь за кремовыми шторамиЛюбовь Лебедина, «Труд», 10.04.2004
- Турбины первые и последниеДина Годер, «www.russ.ru», 8.04.2004
- Предлагаемые обстоятельстваНаталия Каминская, «Культура», 8.04.2004
- А абажур висит«Итоги», 6.04.2004
- Люди честиАлександр Соколянский, «Время новостей», 5.04.2004
- Душевная драмаОлег Зинцов, «Ведомости», 2.04.2004
- Вышли из ментовской шинелиПолина Игнатова, «Газета.Ru», 2.04.2004
- Спрятаться негдеНина Агишева, «Московские новости», 2.04.2004
- Счастье хорошо, а правда хужеГлеб Ситковский, «Газета», 2.04.2004
- Без черного снегаЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 1.04.2004
- Любимый спектакль СталинаГригорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2004
- Пьеса о кремовых шторахАлександр Смольяков, «Где», 25.03.2004
- «Белая гвардия». Новый призывЮлия Шигарева, «Аргументы и факты», 24.03.2004
- Назад в будущееПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.03.2004
- Когда я умиралаЕлена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- Смертный путь из грязи в князиЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
- Легко ли быть мертвым?«Итоги», 9.02.2004
- АЛЕКСЕЙ КРИКЛИВЫЙ: «ПОСЛЕ НАС НЕ ОСТАНЕТСЯ НИЧЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО» ["Ю" Ольги Мухиной - начало работы нового руководителя театра "Глобус". Интервью]«Континент Сибирь (Новосибирск)», 30.01.2004
- Живые и мертваяМария Хализева, «Вечерний клуб», 29.01.2004
- В добрый последний путь!Ирина Алпатова, «Культура», 29.01.2004
- Фокус делать не из чегоДина Годер, «Русский журнал», 27.01.2004
- Протестанты в «Табакерке»Алена Карась, «Российская газета», 27.01.2004
- На кладбище и обратноМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.01.2004
- Дорога на кладбищеАлександр Соколянский, «Время новостей», 27.01.2004
- Поджечь родную матьОльга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Смерть понятие растяжимоеМарина Давыдова, «Известия», 26.01.2004