«Я и не знаю, что сказать»
Петр Фоменко поставил «Три сестры»
На старте сезона московским театралам преподнесли сюрприз, да такой, что прочие премьеры сентября если не поблекнут, то уж наверняка почтительно отступят. Мэтр Петр Фоменко представил на сцене филиала Малого театра чеховских «Трех сестер». То, что самый любимый московский режиссер впервые взялся за пьесу драматурга, самого популярного в отечественных театрах и самого известного из русских в театрах зарубежных, даже человеку непосвященному скажет о многом. А если добавить, что играет старшее поколение «фоменок» (знаменитый гитисовский курс, из которого позднее сложился театр), а главные роли отданы четырем примам этой «старой гвардии» Галина Тюнина (Ольга), Полина и Ксения Кутеповы (Маша и Ирина) и Мадлен Джабраилова (Наташа), то яснее ясного: пропустить это представление просто невозможно.
«Три сестры» в программке названы «сценическими этюдами на пути к спектаклю». Это сделано не из осторожности (жанр «этюдов», «сцен» и «набросков» в «Мастерской» привычен и вполне освоен), а дабы объяснить присутствие на сцене любопытного героя, именуемого «Человеком в пенсне» (Олег Любимов). Он сидит за конторкой в правом углу сцены, пишет что-то, затем читает вслух: «Мне непременно нужно присутствовать на репетициях непременно нужно присутствовать». Антон Павлович Чехов, переписка с Константином Сергеевичем Станиславским о той, первой, легендарной постановке «Трех сестер» в МХТ. На Чехова этот герой похож весьма отдаленно, скорее на такого лубочного старичка-кудесника. Его реплики строки из переписки Чехова и авторские ремарки из «Трех сестер». Он рассказывает, кто и что находится на сцене, время от времени произносит: «Пауза». Произносит громко, отчетливо, весомо, словно знает лучше других, что разговор, пусть даже живой и веселый, необходимо прервать именно в этом месте. Эти «паузы» изрядно бесят в начале, когда сестры полны надежд и мысль о переезде в Москву еще не кажется фантастикой: герои машинально повторяют «пауза» и без всяких остановок продолжают играть дальше. Зато потом, когда Ирина срывает занавески с окон (неужели в попытке выпрыгнуть?), кричит в отчаянии: «Я устала, выбросьте меня!», а сестры, дабы не разбудить домочадцев, закрывают ей лицо подушкой, этим «паузам», кажется, рады и персонажи и зрители. Первые получают возможность отдышаться и успокоиться, вторые приостановить льющийся со сцены поток безнадежного отчаяния.
Старичок-рассказчик присоединяется к пляскам Ольги и Ирины, подпрыгивающим в такт песне ряженых, которых так и не пустили в дом. На стенах мечутся отблески их факелов, в окнах на заднике угадываются силуэты, а на авансцене Ольга сгребает в охапку старичка и отвешивает ему несколько тумаков беззлобно, но вполне читаемо: это ты написал все наши мучения!
Последний акт получился самым красивым: со сцены исчезают привычные детали дома стол, стулья, кресла, ширмы. Взмывают к колосникам даже стены с окнами, остается каркас два параллельных ряда железных опор, которые легко можно принять за аллею, ведущую к дому Прозоровых. Желтые кленовые листья, шуршащие под осторожными шагами сестер, желтый пустой задник, сложенные горкой чемоданы Ирины, которая после замужества отправится на кирпичный завод. Нежный, тихий разговор Ирины с Тузенбахом. Конечно, и в этой постановке она его не любит, но произносит монолог о том, что «ключ потерян», как-то скороговоркой, словно допуская мысль о грядущем счастье. После просьбы барона «рассказать ему что-нибудь» Ирина беспомощно переглядывается с Человеком в пенсне, тот пожимает плечами, она произносит: «Я и не знаю, что сказать».
Спокойное прощание Маши с Вершининым. И тем пронзительнее ее бессвязные слова «кот зеленый дуб ученый», сорвавшиеся бы в вопль, не зажми Маша с силой рот рукой. Точная копия этого жеста крика, заглушенного ладонью, но все равно крика, у Ирины после известия о гибели Тузенбаха. Фоменко тонко и точно сыграл на том, что сестры не только Маша и Ирина, но и актрисы, исполняющие их роли.
Мечта о Москве, о том, что брат станет университетским профессором, конечно, фикция, та самая фирменная чеховская «тоска по лучшей жизни». У Фоменко фикциями становятся и Вершинин (Рустэм Юскаев), и Тузенбах (Кирилл Пирогов). Полюбить одного (тучного неповоротливого зануду, бубнящего о чем-то, что будет через двести лет), испытать глубокое уважение к другому (юркому мальчишке, на вид чуть ли не младше самой Ирины) было бы трудновато. Сестры верят в них, как в мечту о Москве, чтобы хоть как-то избыть беспроглядную и беспощадную тоску. И храбрятся, и улыбаются, хоть понятно, что счастья все равно не будет.
Ничего революционного в постановке нет, да ничего такого и не хочется, хотя московский зритель избалован пьесой донельзя в столичных театрах, без фоменковского, еще четыре спектакля по «Трем сестрам». Просто радостно смотреть на строгую Тюнину, кутающуюся в офицерскую шинель и, вероятно, находящую там малую толику недостижимого счастья. На Полину Кутепову, из которой, старательно отгораживающейся от внешнего мира шляпой с низкими полями, вдруг вырываются сильнейшие эмоции. На Ксению Кутепову, поминутно засовывающую в рот конфеты, пританцовывающую, бросающуюся обнимать старого доктора Чебутыкина. Смотреть, осознавая, что Чехов и Фоменко свое дело знают.
«Три сестры» в программке названы «сценическими этюдами на пути к спектаклю». Это сделано не из осторожности (жанр «этюдов», «сцен» и «набросков» в «Мастерской» привычен и вполне освоен), а дабы объяснить присутствие на сцене любопытного героя, именуемого «Человеком в пенсне» (Олег Любимов). Он сидит за конторкой в правом углу сцены, пишет что-то, затем читает вслух: «Мне непременно нужно присутствовать на репетициях непременно нужно присутствовать». Антон Павлович Чехов, переписка с Константином Сергеевичем Станиславским о той, первой, легендарной постановке «Трех сестер» в МХТ. На Чехова этот герой похож весьма отдаленно, скорее на такого лубочного старичка-кудесника. Его реплики строки из переписки Чехова и авторские ремарки из «Трех сестер». Он рассказывает, кто и что находится на сцене, время от времени произносит: «Пауза». Произносит громко, отчетливо, весомо, словно знает лучше других, что разговор, пусть даже живой и веселый, необходимо прервать именно в этом месте. Эти «паузы» изрядно бесят в начале, когда сестры полны надежд и мысль о переезде в Москву еще не кажется фантастикой: герои машинально повторяют «пауза» и без всяких остановок продолжают играть дальше. Зато потом, когда Ирина срывает занавески с окон (неужели в попытке выпрыгнуть?), кричит в отчаянии: «Я устала, выбросьте меня!», а сестры, дабы не разбудить домочадцев, закрывают ей лицо подушкой, этим «паузам», кажется, рады и персонажи и зрители. Первые получают возможность отдышаться и успокоиться, вторые приостановить льющийся со сцены поток безнадежного отчаяния.
Старичок-рассказчик присоединяется к пляскам Ольги и Ирины, подпрыгивающим в такт песне ряженых, которых так и не пустили в дом. На стенах мечутся отблески их факелов, в окнах на заднике угадываются силуэты, а на авансцене Ольга сгребает в охапку старичка и отвешивает ему несколько тумаков беззлобно, но вполне читаемо: это ты написал все наши мучения!
Последний акт получился самым красивым: со сцены исчезают привычные детали дома стол, стулья, кресла, ширмы. Взмывают к колосникам даже стены с окнами, остается каркас два параллельных ряда железных опор, которые легко можно принять за аллею, ведущую к дому Прозоровых. Желтые кленовые листья, шуршащие под осторожными шагами сестер, желтый пустой задник, сложенные горкой чемоданы Ирины, которая после замужества отправится на кирпичный завод. Нежный, тихий разговор Ирины с Тузенбахом. Конечно, и в этой постановке она его не любит, но произносит монолог о том, что «ключ потерян», как-то скороговоркой, словно допуская мысль о грядущем счастье. После просьбы барона «рассказать ему что-нибудь» Ирина беспомощно переглядывается с Человеком в пенсне, тот пожимает плечами, она произносит: «Я и не знаю, что сказать».
Спокойное прощание Маши с Вершининым. И тем пронзительнее ее бессвязные слова «кот зеленый дуб ученый», сорвавшиеся бы в вопль, не зажми Маша с силой рот рукой. Точная копия этого жеста крика, заглушенного ладонью, но все равно крика, у Ирины после известия о гибели Тузенбаха. Фоменко тонко и точно сыграл на том, что сестры не только Маша и Ирина, но и актрисы, исполняющие их роли.
Мечта о Москве, о том, что брат станет университетским профессором, конечно, фикция, та самая фирменная чеховская «тоска по лучшей жизни». У Фоменко фикциями становятся и Вершинин (Рустэм Юскаев), и Тузенбах (Кирилл Пирогов). Полюбить одного (тучного неповоротливого зануду, бубнящего о чем-то, что будет через двести лет), испытать глубокое уважение к другому (юркому мальчишке, на вид чуть ли не младше самой Ирины) было бы трудновато. Сестры верят в них, как в мечту о Москве, чтобы хоть как-то избыть беспроглядную и беспощадную тоску. И храбрятся, и улыбаются, хоть понятно, что счастья все равно не будет.
Ничего революционного в постановке нет, да ничего такого и не хочется, хотя московский зритель избалован пьесой донельзя в столичных театрах, без фоменковского, еще четыре спектакля по «Трем сестрам». Просто радостно смотреть на строгую Тюнину, кутающуюся в офицерскую шинель и, вероятно, находящую там малую толику недостижимого счастья. На Полину Кутепову, из которой, старательно отгораживающейся от внешнего мира шляпой с низкими полями, вдруг вырываются сильнейшие эмоции. На Ксению Кутепову, поминутно засовывающую в рот конфеты, пританцовывающую, бросающуюся обнимать старого доктора Чебутыкина. Смотреть, осознавая, что Чехов и Фоменко свое дело знают.
Ольга Кузнецова, «Время новостей», 16.09.2004
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко показывает в Шайо «Трёх сестёр», не вызывающих эмоцийФабьена Дарж, «Лё Монд», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Театр начинается с «мышки»Екатерина Васенина, «Новая газета», 14.10.2004
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков»Катерина Антонова, «Новые Известия», 6.10.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Тщетный авторский надзорНаталия Каминская, «Культура», 23.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Чехов оказался безыдейнымРоман Должанский, «Коммерсантъ-Daily», 16.09.2004
- «Я и не знаю, что сказать»Ольга Кузнецова, «Время новостей», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Три сестры нашли автораОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2004
- Без живой водыОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2004
- Поприщин и его тениМарина Давыдова, «Известия», 15.09.2004
- Невыносимая этюдность бытияГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru», 15.09.2004
- Хмель душиОльга Егошина, «Новые известия», 15.09.2004
- Бальзак в Бердичеве венчалсяДина Годер, «Gazeta.Ru», 15.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Как на Ириных именинах┘Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Сентябрьский сюрпризЕлена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Мирные дниПавел Руднев, «Ваш досуг», 29.04.2004
- Жизнь за кремовыми шторамиЛюбовь Лебедина, «Труд», 10.04.2004
- Турбины первые и последниеДина Годер, «www.russ.ru», 8.04.2004
- Предлагаемые обстоятельстваНаталия Каминская, «Культура», 8.04.2004
- А абажур висит«Итоги», 6.04.2004
- Люди честиАлександр Соколянский, «Время новостей», 5.04.2004
- Душевная драмаОлег Зинцов, «Ведомости», 2.04.2004
- Вышли из ментовской шинелиПолина Игнатова, «Газета.Ru», 2.04.2004
- Спрятаться негдеНина Агишева, «Московские новости», 2.04.2004
- Счастье хорошо, а правда хужеГлеб Ситковский, «Газета», 2.04.2004
- Без черного снегаЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 1.04.2004
- Любимый спектакль СталинаГригорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2004
- Пьеса о кремовых шторахАлександр Смольяков, «Где», 25.03.2004
- «Белая гвардия». Новый призывЮлия Шигарева, «Аргументы и факты», 24.03.2004
- Назад в будущееПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.03.2004
- Когда я умиралаЕлена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- Смертный путь из грязи в князиЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
- Легко ли быть мертвым?«Итоги», 9.02.2004
- АЛЕКСЕЙ КРИКЛИВЫЙ: «ПОСЛЕ НАС НЕ ОСТАНЕТСЯ НИЧЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО» ["Ю" Ольги Мухиной - начало работы нового руководителя театра "Глобус". Интервью]«Континент Сибирь (Новосибирск)», 30.01.2004
- Живые и мертваяМария Хализева, «Вечерний клуб», 29.01.2004
- В добрый последний путь!Ирина Алпатова, «Культура», 29.01.2004
- Фокус делать не из чегоДина Годер, «Русский журнал», 27.01.2004
- Протестанты в «Табакерке»Алена Карась, «Российская газета», 27.01.2004
- На кладбище и обратноМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.01.2004
- Дорога на кладбищеАлександр Соколянский, «Время новостей», 27.01.2004
- Поджечь родную матьОльга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Смерть понятие растяжимоеМарина Давыдова, «Известия», 26.01.2004