RuEn

Как на Ириных именинах┘

Мастерская Петра Фоменко в фирменном стиле поиграла в «Трех сестер». Нелепый белокурый пентюх в будто бы с чужого плеча пальто, шляпе и пенсне, напоминающих чеховские, позвонил в колокольчик и поведал публике, что никак не может закончить пьесу, что отдаст ее в театр только с условием собственного присутствия на репетициях, а то, мол, нельзя трех интеллигентных женщин оставлять на сцене один на один с Алекскеевым-Станиславским. Так режиссер Петр Фоменко дал публике понять, что приглашена она не на спектакль «Три сестры», а на его репетицию. 
Актеры только пробуют текст, то и дело прося Автора (того самого Белокурого) подсказать следующую реплику. Три молодые красивые актрисы — Галина Тюнина, Ксения и Полина Кутеповы — радостно «обживают» свои новые старинного фасона платья, радостно всматриваются в зал поверх зрительских голов, делая вид, что видят весну: их героини — сестры Прозоровы — 5 мая именины младшенькой справляют. Радостно играют тоску: «В Москву┘ В Москву-у-у..» Но в основном играют самих себя — благополучных, умелых, довольных, успешных┘

Иногда, правда, увлекаются и ┘ вдруг в сцене пожара Ирина Прозорова ( Ксения Кутепова) не выдержит по-настоящему: не могу больше, жизнь уходит. А Маша Прозорова (Полина Кутепова) в ответ просияет неправедным счастьем: люблю, люблю Вершинина. Но проявляется из тени кулис Белокурый (Олег Любимов) и назидетельно требует: пауза! Мол, не волнуйтесь — мы в театре. Играем.

Режиссер Фоменко будто оберегает своих актрис-учениц от сильных эмоций на сцене, будто включает фильтр, снимающий пики напряжения в электросети. Он будто отец, непускающий своих детей во взрослую жизнь. Пусть еще поиграют. Он придумывает им милые забавы. То Ирина вскочит на стул на собственных именинах и начнет как пай-девочка читать стихи по-итальянски. То Чебутыкин (Юрий Степанов) подзовет ее, и угостит припасенной конфеткой. То Маша, наклонишись над коляской, которую привычно качает ее брат Андрей (Андрей Казаков), вдруг удивится, что младенчик Софочка совсем на брата не похожа (хотя в этот момент готовится навсегда простится с Вешининым).

То Тузенбах (Кирилл Пирогов)примется менять цивильную шляпу на фуражку и обратно, то и дело поправляя сваливающиеся с одного плеча шинель, а с другого — «штатский» плащ. Это — чтобы особо непонятливые в зале поняли: разрываюсь, мол, между офицерской честью и радостями вольной жизни (а сам ведь на дуэль собирается).То няня (Людмила Аринина) заботливо с ложечки начнет кормить Ирину принесенным угощением. А та так и тянется: ну еще ложечку, еще┘ (забыв, что мгновение назад ушел на дуэль ее жених).

Смотришь на эти игры, узнаешь приятно знакомые лица на сцене, порой умиляешься милым пустячкам, порой скучаешь от слишком затянутых и заигранных монологов о жизни «через двести-триста лет», и не можешь отделаться от мысли, что вообще-то «Три сестры» Чехова — история для взрослых.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности.