Контрольный выстрел
Карбаускис вернулся к «Гедде Габлер»
Ведомости, 22 декабря 2004 года
Олег Зинцов
Мастерская П. Фоменко сыграла «Гедду Габлер» историю про то, что в обывательской среде жить так тошно, что лучше застрелиться. Конечно, в пьесе Генрика Ибсена и в спектакле Миндаугаса Карбаускиса все сложнее, но вникать вслед за актерами в подробности проблем конца XIX в. сегодня как-то странно. Занятно, впрочем, посмотреть на людей, которые вдруг принимают эти проблемы так близко к сердцу.
Приходится, словом, вспоминать, что ибсеновскую красавицу Гедду мучит характерная для конца позапрошлого века тоска по идеалу и ограниченность буржуазной жизни, в которой нет места героям и высоким порывам. Ученый муж Гедцы Йорган Тесман добродушная посредственность. Друг семьи асессор Бракк слишком пошлый вариант для измены. С замиранием сердца Гедда ждет возвращения Эйлерта Левборга, в которого была влюблена, но и этот персонаж, написавший какой-то выдающийся научный труд, решительно ее разочаровывает. В пьесе, кроме того, есть два персонажа, воплощающие для Гедды всю пошлость женской натуры: хлопотливая тетка мужа фрекен Юлиане и преданная обожательница Левборга фру Tea Эльвстед.
А еще у генеральской дочери Гедды есть два превосходных пистолета и возможность сделать хотя бы один красивый жест. Им Миндаугас Карбаускис начинает и заканчивает спектакль, формально закольцовывая театральный сюжет и при этом изящно рифмуя ницшеанские порывы героини и ницшеанскую же идею о вечном возвращении.
Начало и финал лучшее в новой «Гедде Габлер»: полумрак, по-декадентски картинная поза Гедды с револьвером у виска, затемнение, выстрел, дымок, поднимающийся из-за спинки дивана. И через короткую паузу спокойный проход Гедды по комнате: в спектаклях Карбаускиса граница между жизнью и смертью всегда исчезает легко и красиво.
Строго говоря, «Гедда Габлер» не совсем премьера. После трех лет работы в Театре п/р Табакова, после триумфального прошлого сезона (две постановки Карбаускиса «Дядя Ваня» и «Когда я умирала» номинированы сейчас на «Золотую маску») режиссер сделал спектакль, про который сам говорит, что хотел «отдать долги» собрать снова вместе актеров, с которыми он ставил «Гедду Габлер» четыре года назад, во время учебы в ГИТИСе на курсе Фоменко.
Из того состава в нынешний спектакль пришли Никита Зверев из Театра п/р Табакова (асессор Бракк), француженка Анн-Доменик Крета (фру Tea Эльвстед) и актриса Мастерской Наталья Курдюбова судя по роли Гедды, ей к лицу амплуа роковой красавицы.
Разумеется, чуть карикатурной. Ей, наверное, есть за что презирать и мужа (Алексей Колубков), который радостно натягивает шерстяные тапочки, похожие на детские пинетки, и носит под сюртуком корсет; и глупую фрекен Юлиане (Полина Медведева из МХТ), и Левборга (Максим Литовченко), напоминающего Кису Воробьянинова из первой экранизации «12 стульев». Но и сама Гедда с ее грудным голосом, длинным мундштуком и граммофоном скорее пародия, чем героиня, заглянувшая по ту сторону добра и зла.
Заманчиво, конечно, сравнить «Гедду Габлер» с только что показанной в Москве «Норой» Томаса Остермайера, которая эффектно демонстрирует, как из пьесы Ибсена можно сделать современную историю, чего в русском театре не хочет делать почти никто. Но можно вспомнить и о более мелких различиях. Например, о том, как «Гедда Габлер» выбивается из фирменного стиля Мастерской Фоменко.У этой труппы, несомненно, женское лицо но таких лиц, как Гедда, здесь не бывало. Здесь любят классику и нимало не волнуются насчет моды и актуальности, но играют совсем в другие театральные игры, которые слишком часто сравнивали с кружевами, чтобы не заметить теперь, что новый спектакль скроен как добротный сюртук. Он впору актерам и зачем-то нужен режиссеру, но найти причину, по которой «Гедду Габлер» непременно надо смотреть, я не могу с кружевами в этом смысле как-то проще.
Олег Зинцов
Мастерская П. Фоменко сыграла «Гедду Габлер» историю про то, что в обывательской среде жить так тошно, что лучше застрелиться. Конечно, в пьесе Генрика Ибсена и в спектакле Миндаугаса Карбаускиса все сложнее, но вникать вслед за актерами в подробности проблем конца XIX в. сегодня как-то странно. Занятно, впрочем, посмотреть на людей, которые вдруг принимают эти проблемы так близко к сердцу.
Приходится, словом, вспоминать, что ибсеновскую красавицу Гедду мучит характерная для конца позапрошлого века тоска по идеалу и ограниченность буржуазной жизни, в которой нет места героям и высоким порывам. Ученый муж Гедцы Йорган Тесман добродушная посредственность. Друг семьи асессор Бракк слишком пошлый вариант для измены. С замиранием сердца Гедда ждет возвращения Эйлерта Левборга, в которого была влюблена, но и этот персонаж, написавший какой-то выдающийся научный труд, решительно ее разочаровывает. В пьесе, кроме того, есть два персонажа, воплощающие для Гедды всю пошлость женской натуры: хлопотливая тетка мужа фрекен Юлиане и преданная обожательница Левборга фру Tea Эльвстед.
А еще у генеральской дочери Гедды есть два превосходных пистолета и возможность сделать хотя бы один красивый жест. Им Миндаугас Карбаускис начинает и заканчивает спектакль, формально закольцовывая театральный сюжет и при этом изящно рифмуя ницшеанские порывы героини и ницшеанскую же идею о вечном возвращении.
Начало и финал лучшее в новой «Гедде Габлер»: полумрак, по-декадентски картинная поза Гедды с револьвером у виска, затемнение, выстрел, дымок, поднимающийся из-за спинки дивана. И через короткую паузу спокойный проход Гедды по комнате: в спектаклях Карбаускиса граница между жизнью и смертью всегда исчезает легко и красиво.
Строго говоря, «Гедда Габлер» не совсем премьера. После трех лет работы в Театре п/р Табакова, после триумфального прошлого сезона (две постановки Карбаускиса «Дядя Ваня» и «Когда я умирала» номинированы сейчас на «Золотую маску») режиссер сделал спектакль, про который сам говорит, что хотел «отдать долги» собрать снова вместе актеров, с которыми он ставил «Гедду Габлер» четыре года назад, во время учебы в ГИТИСе на курсе Фоменко.
Из того состава в нынешний спектакль пришли Никита Зверев из Театра п/р Табакова (асессор Бракк), француженка Анн-Доменик Крета (фру Tea Эльвстед) и актриса Мастерской Наталья Курдюбова судя по роли Гедды, ей к лицу амплуа роковой красавицы.
Разумеется, чуть карикатурной. Ей, наверное, есть за что презирать и мужа (Алексей Колубков), который радостно натягивает шерстяные тапочки, похожие на детские пинетки, и носит под сюртуком корсет; и глупую фрекен Юлиане (Полина Медведева из МХТ), и Левборга (Максим Литовченко), напоминающего Кису Воробьянинова из первой экранизации «12 стульев». Но и сама Гедда с ее грудным голосом, длинным мундштуком и граммофоном скорее пародия, чем героиня, заглянувшая по ту сторону добра и зла.
Заманчиво, конечно, сравнить «Гедду Габлер» с только что показанной в Москве «Норой» Томаса Остермайера, которая эффектно демонстрирует, как из пьесы Ибсена можно сделать современную историю, чего в русском театре не хочет делать почти никто. Но можно вспомнить и о более мелких различиях. Например, о том, как «Гедда Габлер» выбивается из фирменного стиля Мастерской Фоменко.У этой труппы, несомненно, женское лицо но таких лиц, как Гедда, здесь не бывало. Здесь любят классику и нимало не волнуются насчет моды и актуальности, но играют совсем в другие театральные игры, которые слишком часто сравнивали с кружевами, чтобы не заметить теперь, что новый спектакль скроен как добротный сюртук. Он впору актерам и зачем-то нужен режиссеру, но найти причину, по которой «Гедду Габлер» непременно надо смотреть, я не могу с кружевами в этом смысле как-то проще.
Олег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко показывает в Шайо «Трёх сестёр», не вызывающих эмоцийФабьена Дарж, «Лё Монд», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Театр начинается с «мышки»Екатерина Васенина, «Новая газета», 14.10.2004
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков»Катерина Антонова, «Новые Известия», 6.10.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Тщетный авторский надзорНаталия Каминская, «Культура», 23.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Чехов оказался безыдейнымРоман Должанский, «Коммерсантъ-Daily», 16.09.2004
- «Я и не знаю, что сказать»Ольга Кузнецова, «Время новостей», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Три сестры нашли автораОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2004
- Без живой водыОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2004
- Поприщин и его тениМарина Давыдова, «Известия», 15.09.2004
- Невыносимая этюдность бытияГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru», 15.09.2004
- Хмель душиОльга Егошина, «Новые известия», 15.09.2004
- Бальзак в Бердичеве венчалсяДина Годер, «Gazeta.Ru», 15.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Как на Ириных именинах┘Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Сентябрьский сюрпризЕлена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Мирные дниПавел Руднев, «Ваш досуг», 29.04.2004
- Жизнь за кремовыми шторамиЛюбовь Лебедина, «Труд», 10.04.2004
- Турбины первые и последниеДина Годер, «www.russ.ru», 8.04.2004
- Предлагаемые обстоятельстваНаталия Каминская, «Культура», 8.04.2004
- А абажур висит«Итоги», 6.04.2004
- Люди честиАлександр Соколянский, «Время новостей», 5.04.2004
- Душевная драмаОлег Зинцов, «Ведомости», 2.04.2004
- Вышли из ментовской шинелиПолина Игнатова, «Газета.Ru», 2.04.2004
- Спрятаться негдеНина Агишева, «Московские новости», 2.04.2004
- Счастье хорошо, а правда хужеГлеб Ситковский, «Газета», 2.04.2004
- Без черного снегаЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 1.04.2004
- Любимый спектакль СталинаГригорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2004
- Пьеса о кремовых шторахАлександр Смольяков, «Где», 25.03.2004
- «Белая гвардия». Новый призывЮлия Шигарева, «Аргументы и факты», 24.03.2004
- Назад в будущееПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.03.2004
- Когда я умиралаЕлена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- Смертный путь из грязи в князиЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
- Легко ли быть мертвым?«Итоги», 9.02.2004
- АЛЕКСЕЙ КРИКЛИВЫЙ: «ПОСЛЕ НАС НЕ ОСТАНЕТСЯ НИЧЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО» ["Ю" Ольги Мухиной - начало работы нового руководителя театра "Глобус". Интервью]«Континент Сибирь (Новосибирск)», 30.01.2004
- Живые и мертваяМария Хализева, «Вечерний клуб», 29.01.2004
- В добрый последний путь!Ирина Алпатова, «Культура», 29.01.2004
- Фокус делать не из чегоДина Годер, «Русский журнал», 27.01.2004
- Протестанты в «Табакерке»Алена Карась, «Российская газета», 27.01.2004
- На кладбище и обратноМарина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.01.2004
- Дорога на кладбищеАлександр Соколянский, «Время новостей», 27.01.2004
- Поджечь родную матьОльга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Смерть понятие растяжимоеМарина Давыдова, «Известия», 26.01.2004