Летя на зеленый свет
Иван Поповски поставил «Абсент» в театре Елены Камбуровой
В Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, расположенный вдалеке от московских бродвеев, редко ступает нога театрала. Между тем именно там, в пространствах бывшего кинотеатра «Спорт», родился один из самых пристойных и эстетских спектаклей ушедшего театрального сезона. Режиссер Иван Поповски, учившийся мастерству у Петра Фоменко, называет свой «Абсент» «концертом-галлюцинацией».
Рассуждать о подспудных смыслах такого представления все равно что искать истину на донышке бокала с абсентом: занятие бесперспективное. Спектакль Ивана Поповски это самоценно эстетское произведение, выполненное с безупречным чувством стиля, ритма и меры и ни на что большее не претендующее. О том, что режиссерская слава Поповски началась с цветаевского «Приключения», поставленного на курсе «фоменок», непременно вспомнится, когда зрителей поведут в зал по темному узкому коридору. В конце туннеля таинственно фосфоресцирует ядовитая абсентовая зелень, а из каждой попутной гримерки уже слышится французский шансон. Достигнув будочки с театральной вахтершей, обязательно прыснешь: перед добропорядочной бабушкой, до этого не замеченной в порочащих связях, коварно водрузили бутылку и бокал с зеленой жидкостью, и сразу стало ясно, что она вылитая любительница абсента с картины Пикассо.
Организацию пространства в крохотном зале, где неудаленным аппендиксом торчат колонны, доставшиеся театру в наследство от кинотеатра «Спорт», тоже можно оценить на «отлично». Балкончик отдан господам музыкантам, а первый этаж галлюцинациям. Галлюцинировать препоручено четырем девицам с распущенными волосами: они вырываются из мертвецкого опьянения лишь для того, чтоб удивить и порадовать нас мощью своего голоса, а потом снова уронить голову на руки. Поют по-французски. Все это было бы, видимо, довольно занудно, когда б не спасительный юмор, приходящий на помощь строго по расписанию, и режиссерская изобретательность. Музыкальные композиции чередуются, как саундтреки у хорошего ди-джея: два медляка, один быстрый. Томные кафешантанные кокотки, облаченные, как положено, во что-то изысканное, тулуз-лотрековское, запросто могут перевоплотиться в развеселых хулиганок и начать пулять из рогатки в театральные прожектора, причем под потолком, к ужасу публики, и впрямь начинает что-то взрываться.
К финалу зрители вместе с исполнительницами утонут в световом абсенте: лазер вырисует зеленую эфемерную бутылку аккурат сквозь наши тела. Если свести сюжет спектакля к краткой формуле, то придется воспользоваться цитатой из хулиганского стишка: «Стиль баттерфляй на водной глади продемонстрировали девы». То есть не на водной глади, конечно, а на абсентовой. Вроде бы пустячок, а приятно. Это без всякой иронии. Ведь на нашей сцене так редко случается, когда режиссеру удается продемонстрировать стиль.
Рассуждать о подспудных смыслах такого представления все равно что искать истину на донышке бокала с абсентом: занятие бесперспективное. Спектакль Ивана Поповски это самоценно эстетское произведение, выполненное с безупречным чувством стиля, ритма и меры и ни на что большее не претендующее. О том, что режиссерская слава Поповски началась с цветаевского «Приключения», поставленного на курсе «фоменок», непременно вспомнится, когда зрителей поведут в зал по темному узкому коридору. В конце туннеля таинственно фосфоресцирует ядовитая абсентовая зелень, а из каждой попутной гримерки уже слышится французский шансон. Достигнув будочки с театральной вахтершей, обязательно прыснешь: перед добропорядочной бабушкой, до этого не замеченной в порочащих связях, коварно водрузили бутылку и бокал с зеленой жидкостью, и сразу стало ясно, что она вылитая любительница абсента с картины Пикассо.
Организацию пространства в крохотном зале, где неудаленным аппендиксом торчат колонны, доставшиеся театру в наследство от кинотеатра «Спорт», тоже можно оценить на «отлично». Балкончик отдан господам музыкантам, а первый этаж галлюцинациям. Галлюцинировать препоручено четырем девицам с распущенными волосами: они вырываются из мертвецкого опьянения лишь для того, чтоб удивить и порадовать нас мощью своего голоса, а потом снова уронить голову на руки. Поют по-французски. Все это было бы, видимо, довольно занудно, когда б не спасительный юмор, приходящий на помощь строго по расписанию, и режиссерская изобретательность. Музыкальные композиции чередуются, как саундтреки у хорошего ди-джея: два медляка, один быстрый. Томные кафешантанные кокотки, облаченные, как положено, во что-то изысканное, тулуз-лотрековское, запросто могут перевоплотиться в развеселых хулиганок и начать пулять из рогатки в театральные прожектора, причем под потолком, к ужасу публики, и впрямь начинает что-то взрываться.
К финалу зрители вместе с исполнительницами утонут в световом абсенте: лазер вырисует зеленую эфемерную бутылку аккурат сквозь наши тела. Если свести сюжет спектакля к краткой формуле, то придется воспользоваться цитатой из хулиганского стишка: «Стиль баттерфляй на водной глади продемонстрировали девы». То есть не на водной глади, конечно, а на абсентовой. Вроде бы пустячок, а приятно. Это без всякой иронии. Ведь на нашей сцене так редко случается, когда режиссеру удается продемонстрировать стиль.
Глеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Режиссер Петр Фоменко: «Надеюсь, котлован, который роют для нашего театра, не станет нашей братской могилой»Юрий Коваленко, «Известия», 14.10.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Летя на зеленый светГлеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Своя жизньСветлана Васильева, «Вестник Европы (№ 13-14)», 2005