Крыша для таланта
Мастерская Фоменко отмечает новоселье «Бесприданницей»
Наконец «Мастерская Фоменко» обрела новое здание, о котором мечтала с того самого дня, как ее поселили в бывшем кинотеатре «Киев», где построила себе маленький зал на 120 мест. Их новая прописка почти не переменилась полностью переменился окружающий ландшафт: новое здание расположилось на набережной Тараса Шевченко, и из его широких окон видна головокружительная футуристическая панорама делового центра «Москва-Сити», который стремительно возводится на противоположном берегу Москвы-реки.
Главный архитектор проекта Сергей Гнедовский вписал здание нового театра прямо в откос: его фасад обращен к реке и точно повторяет линию склона. Этому зданию как нельзя более кстати подошла пьеса Островского «Бесприданница», действие которой разворачивается на крутом берегу Волги. Ее премьеру и сыграли в первые дни нового года в большом зале на 450 мест.
«Бесприданницу» Фоменко поставил бы в любом случае. Ему блистательному коллекционеру и создателю уникальных женских индивидуальностей давно мерещился такой женский тип, с которым он не имел дела, пожалуй, со времен ленинградского «Театра комедии». Когда-то, еще со старшими «фоменками» сестрами Кутеповыми, Тюниной, Джабраиловой он сотворил нежный и исполненный нового театрального очарования мир в пьесе Островского «Волки и овцы». Он точно «очеховил» Островского, снял всякую жанровую резкость, заменив ее нежнейшим лирическим чувством, наделив всех героинь пьесы особым, неповторимым женским шармом. И еще раз он проделал нечто подобное в Вахтанговском театре.
На этот раз ему явно хотелось расслышать в Островском совсем иные, резкие, трагические интонации. В актрисе Полине Агуреевой ему виделась не лирическая, а страстная, роковая, трагическая героиня, которая, полюбив, способна на самые безрассудные поступки. За время, что Фоменко откладывал «Бесприданницу», его будущая Лариса успела проявить себя именно такой героиней и в жизни, и в театре. В жизни очаровательная Полина Агуреева стала женой одного из самых дерзких лидеров нового театра Ивана Вырыпаева, а в театре бесстрашно сыграла маньяка-убийцу в спектакле по его пьесе «Июль».
Сам же Петр Фоменко и его «Мастерская» наконец обзавелись домом, о котором давно мечтали.
Быть может, именно это парадоксальное сочетание «Мастерской» и нового ультрасовременного пространства наполнило новый спектакль Петра Фоменко теми мрачными, безнадежными интонациями, от которых с первых же его тактов рождается почти физическое ощущение неизбывной тоски.
Деревянные крутые сходы волжской набережной (так рифмующиеся с пейзажем за окнами «Мастерской») марш за маршем ведут вниз, к реке, к смерти. И даже великолепный пейзаж на заднике, открывающий волжские кручи с церковкой и усадьбой, не умиряет это чувство безнадежности и тоски (художник Владимир Максимов).
Кажется, что актерам никак не удается вырваться из этого основного интонационного потока. Явно скучающие господа бродят по сцене, и хоть каждый из них резко не похож на другого, их минорные, монотонные голоса звучат в унисон. Мокий Парменыч Кнуров (Алексей Колубков), его молодой конкурент и товарищ Василий Вожеватов (Андрей Щенников), сам герой-любовник Сергей Сергееич Паратов (Илья Любимов) все они точно вышли из нового московского Сити циничные, мягкоулыбчивые, по-европейски сдержанные и глубоко пресыщенные жизнью.
Резко неожиданным кажется только Евгений Цыганов в роли «маленького человека» Карандышева. Ничего приниженно-пошлого нет в его повадках сдержанно-милый, как и прочие господа, он кажется из них самым обаятельным и единственно живым. И вопрос вызывает только то, отчего же Ларисе он видится таким ничтожным.
Но когда является Лариса, все вопросы отпадают. Она у Полины Агуреевой сильно смахивает на другую героиню Островского Катерину из «Грозы». Она готова к своему финалу, обречена с самого начала.
Актриса точно закована в броню необычной, резкой игровой манеры: она пропевает эту роль едва ли не так же, как монолог вырыпаевского маньяка, странно интонируя, ставя смысловые ударения в самых неожиданных местах. Так говорят безумцы и поэты, ведь актриса воспринимает Ларису как «городскую сумасшедшую». За этой изысканной стилизацией, за этой манерой пока еще трудно услышать токи подлинного чувства и настоящей «русской трагедии», как ее хотел осуществить Фоменко.
И только в последние мгновения Агуреева прорывается к тому состоянию поэтической истовости, которой бывает отмечена подлинная трагедия. И становится понятно, насколько выхолощенная атмосфера современной жизни, одержимой Мамоной, страшноватый урбанизм Сити за окнами нового театра «фоменок» отозвались в строе всего спектакля и в истерически-бравурном выкрике Ларисы: «А ведь так жить холодно!»
Главный архитектор проекта Сергей Гнедовский вписал здание нового театра прямо в откос: его фасад обращен к реке и точно повторяет линию склона. Этому зданию как нельзя более кстати подошла пьеса Островского «Бесприданница», действие которой разворачивается на крутом берегу Волги. Ее премьеру и сыграли в первые дни нового года в большом зале на 450 мест.
«Бесприданницу» Фоменко поставил бы в любом случае. Ему блистательному коллекционеру и создателю уникальных женских индивидуальностей давно мерещился такой женский тип, с которым он не имел дела, пожалуй, со времен ленинградского «Театра комедии». Когда-то, еще со старшими «фоменками» сестрами Кутеповыми, Тюниной, Джабраиловой он сотворил нежный и исполненный нового театрального очарования мир в пьесе Островского «Волки и овцы». Он точно «очеховил» Островского, снял всякую жанровую резкость, заменив ее нежнейшим лирическим чувством, наделив всех героинь пьесы особым, неповторимым женским шармом. И еще раз он проделал нечто подобное в Вахтанговском театре.
На этот раз ему явно хотелось расслышать в Островском совсем иные, резкие, трагические интонации. В актрисе Полине Агуреевой ему виделась не лирическая, а страстная, роковая, трагическая героиня, которая, полюбив, способна на самые безрассудные поступки. За время, что Фоменко откладывал «Бесприданницу», его будущая Лариса успела проявить себя именно такой героиней и в жизни, и в театре. В жизни очаровательная Полина Агуреева стала женой одного из самых дерзких лидеров нового театра Ивана Вырыпаева, а в театре бесстрашно сыграла маньяка-убийцу в спектакле по его пьесе «Июль».
Сам же Петр Фоменко и его «Мастерская» наконец обзавелись домом, о котором давно мечтали.
Быть может, именно это парадоксальное сочетание «Мастерской» и нового ультрасовременного пространства наполнило новый спектакль Петра Фоменко теми мрачными, безнадежными интонациями, от которых с первых же его тактов рождается почти физическое ощущение неизбывной тоски.
Деревянные крутые сходы волжской набережной (так рифмующиеся с пейзажем за окнами «Мастерской») марш за маршем ведут вниз, к реке, к смерти. И даже великолепный пейзаж на заднике, открывающий волжские кручи с церковкой и усадьбой, не умиряет это чувство безнадежности и тоски (художник Владимир Максимов).
Кажется, что актерам никак не удается вырваться из этого основного интонационного потока. Явно скучающие господа бродят по сцене, и хоть каждый из них резко не похож на другого, их минорные, монотонные голоса звучат в унисон. Мокий Парменыч Кнуров (Алексей Колубков), его молодой конкурент и товарищ Василий Вожеватов (Андрей Щенников), сам герой-любовник Сергей Сергееич Паратов (Илья Любимов) все они точно вышли из нового московского Сити циничные, мягкоулыбчивые, по-европейски сдержанные и глубоко пресыщенные жизнью.
Резко неожиданным кажется только Евгений Цыганов в роли «маленького человека» Карандышева. Ничего приниженно-пошлого нет в его повадках сдержанно-милый, как и прочие господа, он кажется из них самым обаятельным и единственно живым. И вопрос вызывает только то, отчего же Ларисе он видится таким ничтожным.
Но когда является Лариса, все вопросы отпадают. Она у Полины Агуреевой сильно смахивает на другую героиню Островского Катерину из «Грозы». Она готова к своему финалу, обречена с самого начала.
Актриса точно закована в броню необычной, резкой игровой манеры: она пропевает эту роль едва ли не так же, как монолог вырыпаевского маньяка, странно интонируя, ставя смысловые ударения в самых неожиданных местах. Так говорят безумцы и поэты, ведь актриса воспринимает Ларису как «городскую сумасшедшую». За этой изысканной стилизацией, за этой манерой пока еще трудно услышать токи подлинного чувства и настоящей «русской трагедии», как ее хотел осуществить Фоменко.
И только в последние мгновения Агуреева прорывается к тому состоянию поэтической истовости, которой бывает отмечена подлинная трагедия. И становится понятно, насколько выхолощенная атмосфера современной жизни, одержимой Мамоной, страшноватый урбанизм Сити за окнами нового театра «фоменок» отозвались в строе всего спектакля и в истерически-бравурном выкрике Ларисы: «А ведь так жить холодно!»
Алена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Как Юлий Ким стал соавтором Шекспира«Вечерняя Москва», 26.12.2008
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- Игорь Овчинников: Ну всё «фоменки» вымирают? Не дождетесьЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.07.2008
- Ученик чародеевЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- Пётр ФОМЕНКО: «Вчерашние разрушители становятся ортодоксами»Никита Елисеев, «Империя драмы (№ 16)», 05.2008
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- «Во всем виноват Табаков»Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- Улыбка ФаустаАлена Карась, «Российская газета», 19.02.2008
- Еще не театр, а только домНаталия Власова, «Литературная Россия», 8.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Фоменко-ситиЕкатерина Ксенофонтова, «Огонек», 14.01.2008
- Театр Петра Фоменко празднует новосельеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008