Бацилла театра
Его спектакли идут в Большом театре, в Центре оперного пения Галины Вишневской, в театре музыки и поэзии Елены Камбуровой и, конечно, в его родной «Мастерской Петра Фоменко». Македонец Иван Поповски, ученик прославленного Петра Фоменко, а ныне его коллега-режиссер, рассказывает о новоселье, о русскоязычном театре и о том, почему он считает Москву своим вторым домом.
Театр только что переехал. Как вам новое здание?
Театр очень хороший, по-моему. Красивый. Без помпы, без золота и лепнины. Функциональный и предназначенный для работы. Там везде «театр»: помимо сцены можно играть и в фойе, и в гардеробе, и в буфете, и на балконе, и даже на крыше. Замечательный архитектор Алексей Гнедовский совместил современную архитектуру с классическим театром. И место удивительное в старой Москве, но с видом на новую, между Кутузовским проспектом и «Сити». И разделяет нас не пропасть, а только Москва-река. Мы очень долго искали театру пристанище, жили на чемоданах бывало, играли в таких условиях, в которых в принципе играть невозможно. Теперь наша задача вдохнуть жизнь в новые стены, «намолить» вместе со зрителями, как говорит Петр Наумович, «заразить бациллой театра» новый прекрасный дом. Он уже приступил к этому, репетируя и выпуская «Бесприданницу».
«Мастерская Фоменко» всегда воспринималась как элитарный театр, на спектакли которого можно попасть только по записи в листе ожидания. Нет ли опасений, что при переходе на большую сцену уйдет в прошлое очаровательная камерность?
Новое пространство вовсе не огромное всего 450 мест в большом зале. Там будут идти спектакли так называемой большой формы. А такие спектакли, как «Одна абсолютно счастливая деревня», созданные для камерного пространства, будут играться на малой сцене. Надеемся, что она откроется весной.
Вы любите ставить спектакли по произведениям классиков русской литературы. Но ведь русский язык для вас не родной
Моя русская классика в первую очередь связана с поэзией Цветаевой, Гумилева, Блока, Есенина. Хотя и великая русская проза Пушкина, Тургенева, Гоголя тоже была предметом нескольких моих спектаклей. Язык не проблема, его можно выучить. Главное, чтобы было понимание, чтобы возникал своего рода сговор между режиссером и автором, режиссером и актерами и, в конечном итоге, между публикой и спектаклем.
Насколько сложно воспринимать театральное действо, не зная языка, на котором он идет?
У меня есть стремление, чтобы спектакль, который я предлагаю публике, был интересен даже если зритель воспринимает только глазами или только ушами. Я ставил музыкальные спектакли в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой. Один спектакль на русском языке «Капли датского короля», один на немецком по песням Шумана и Шуберта «Р. S. Грезы┘» и еще один на французском «Абсент». И там как раз подчеркивается, что если зрители знают, например, французский язык, то на время спектакля они должны его забыть и свободно воспринимать музыку. Причем музыку в широком понимании этого слова и музыку тела, жеста, и музыку света, и музыку дыхания. ..
Какие московские театры, кроме «Мастерской Фоменко», вы любите, считаете интересными?
Не могу сказать! Кого-нибудь не назовешь обидятся. К сожалению, тех, кто безусловно отдавался бы театру, старался бы делать театр вопреки всему и не поддавался бы потребностям «злобы дня», очень мало.
Половину жизни вы провели в Македонии, половину в Москве, ставили спектакли в Европе, в Америке. Как ощущаете себя здесь?
Где бы я ни оказался, на лето уезжаю домой в Македонию. А «домой в театр» я возвращаюсь в Москву. Вот такое у меня «воздушное» состояние.
Театр только что переехал. Как вам новое здание?
Театр очень хороший, по-моему. Красивый. Без помпы, без золота и лепнины. Функциональный и предназначенный для работы. Там везде «театр»: помимо сцены можно играть и в фойе, и в гардеробе, и в буфете, и на балконе, и даже на крыше. Замечательный архитектор Алексей Гнедовский совместил современную архитектуру с классическим театром. И место удивительное в старой Москве, но с видом на новую, между Кутузовским проспектом и «Сити». И разделяет нас не пропасть, а только Москва-река. Мы очень долго искали театру пристанище, жили на чемоданах бывало, играли в таких условиях, в которых в принципе играть невозможно. Теперь наша задача вдохнуть жизнь в новые стены, «намолить» вместе со зрителями, как говорит Петр Наумович, «заразить бациллой театра» новый прекрасный дом. Он уже приступил к этому, репетируя и выпуская «Бесприданницу».
«Мастерская Фоменко» всегда воспринималась как элитарный театр, на спектакли которого можно попасть только по записи в листе ожидания. Нет ли опасений, что при переходе на большую сцену уйдет в прошлое очаровательная камерность?
Новое пространство вовсе не огромное всего 450 мест в большом зале. Там будут идти спектакли так называемой большой формы. А такие спектакли, как «Одна абсолютно счастливая деревня», созданные для камерного пространства, будут играться на малой сцене. Надеемся, что она откроется весной.
Вы любите ставить спектакли по произведениям классиков русской литературы. Но ведь русский язык для вас не родной
Моя русская классика в первую очередь связана с поэзией Цветаевой, Гумилева, Блока, Есенина. Хотя и великая русская проза Пушкина, Тургенева, Гоголя тоже была предметом нескольких моих спектаклей. Язык не проблема, его можно выучить. Главное, чтобы было понимание, чтобы возникал своего рода сговор между режиссером и автором, режиссером и актерами и, в конечном итоге, между публикой и спектаклем.
Насколько сложно воспринимать театральное действо, не зная языка, на котором он идет?
У меня есть стремление, чтобы спектакль, который я предлагаю публике, был интересен даже если зритель воспринимает только глазами или только ушами. Я ставил музыкальные спектакли в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой. Один спектакль на русском языке «Капли датского короля», один на немецком по песням Шумана и Шуберта «Р. S. Грезы┘» и еще один на французском «Абсент». И там как раз подчеркивается, что если зрители знают, например, французский язык, то на время спектакля они должны его забыть и свободно воспринимать музыку. Причем музыку в широком понимании этого слова и музыку тела, жеста, и музыку света, и музыку дыхания. ..
Какие московские театры, кроме «Мастерской Фоменко», вы любите, считаете интересными?
Не могу сказать! Кого-нибудь не назовешь обидятся. К сожалению, тех, кто безусловно отдавался бы театру, старался бы делать театр вопреки всему и не поддавался бы потребностям «злобы дня», очень мало.
Половину жизни вы провели в Македонии, половину в Москве, ставили спектакли в Европе, в Америке. Как ощущаете себя здесь?
Где бы я ни оказался, на лето уезжаю домой в Македонию. А «домой в театр» я возвращаюсь в Москву. Вот такое у меня «воздушное» состояние.
Анастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Как Юлий Ким стал соавтором Шекспира«Вечерняя Москва», 26.12.2008
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- Игорь Овчинников: Ну всё «фоменки» вымирают? Не дождетесьЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.07.2008
- Ученик чародеевЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- Пётр ФОМЕНКО: «Вчерашние разрушители становятся ортодоксами»Никита Елисеев, «Империя драмы (№ 16)», 05.2008
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- «Во всем виноват Табаков»Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- Улыбка ФаустаАлена Карась, «Российская газета», 19.02.2008
- Еще не театр, а только домНаталия Власова, «Литературная Россия», 8.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Бацилла театраАнастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Фоменко-ситиЕкатерина Ксенофонтова, «Огонек», 14.01.2008
- Театр Петра Фоменко празднует новосельеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008