Веселые, как дети
Петр Фоменко решил воскресить пьесу, написанную 40 лет назад
В Театре «Мастерская Петра Фоменко» прошла премьера мюзикла «Сказка Арденнского леса». На самом деле, это вольное переложение шекспировской комедии «Как вам это понравится», которое 40 лет назад написал Юлий Ким, и тогда же поставил на сцене театра «На Малой Бронной» Петр Фоменко. После чего спектакль запретили советские чиновники. Теперь давняя работа режиссера появилась на сцене уже его собственного театра, и он представил в ней новое поколение своих учеников.
Юлий Ким любит вспоминать, как сорок лет назад они вместе с Петром Фоменко, молодые и беспечные, грелись на берегу Днепра и азартно перекраивали комедию Шекспира «Как вам это понравится»: «удаляя фразы, периоды и целые абзацы». Иногда рядом возникал Анатолий Эфрос («Малая Бронная» тогда гастролировала в Киеве) тоже с томиком Шекспира в руках, готовясь к «Ромео и Джульетте»: «А я вот ни строчки вычеркнуть не могу!» Шекспировский спектакль Эфроса вошел в классику сцены. Постановку Фоменко запретили через несколько представлений по идеологическим соображениям. Причем, в отличие от других его запрещенных работ (скажем, легендарной «Смерти Тарелкина»), об этой, похоже, кроме создателей никто всерьез не жалел. Сам Петр Фоменко вернулся к свободной версии Кима через четверть века на сцене Театра Комедии, и спектакль снова прожил недолго. Сорок лет спустя, он решил вновь, в третий раз, вернуться к мюзиклу, заняв в представлении новое поколение своих учеников-стажеров.
В жизни каждого человека, даже если он лидер театральной России (а именно так называют Петра Фоменко), наступает период, когда хочется вернуться во времена, «когда мы были молодые и чушь прекрасную несли»┘ Отказаться от новой и большой сцены, вернувшись в старый подвал, и вновь проявить чудеса изобретательности, используя его колонны, лесенки, проходы. Каждой детали реквизита придумать двойное назначение: перевернутые скамейки оказываются травяными полянками. А одежный шкаф становится то комнатой принцессы, то пастушьей хижиной. Вернуться к приему спектакля-репетиции (когда-то модному, потом изрядно надоевшему), когда двое ведущих объявляют эпизоды, а герои уточняют у них: «Так что я тут делаю? Вхожу?» Снова обратиться к молодым и начинающим: за два года обучения стажеры освоились в эстетике театра Фоменко на диво. Все легкие, органичные, обаятельные. Единственный упрек, который им можно сделать: отсутствие своего звука. Молодые исполнители кажутся «репликами» прежних «фоменок». Так, Елена Ворончихина (Дженни) просто младшая сестренка Мадлен Джабраиловой. А француженка Наджа Мэр ну очень напоминает Наталью Курдюбову┘ Список сходств можно длить (один из тяжелых моментов любого театра, когда во входящих ищут, прежде всего, дублеров, а не новые индивидуальности). Может, поэтому опорными персонажами постановки стали введенные на последнем этапе старшие: Кирилл Пирогов (Жак-Меланхолик) и Иван Поповски (телохранитель Чарли).
Ностальгия шутка странная. Если хорошо помнишь и любишь старые и прелестные песенки Кима (а кто их не помнит и кто их не любит?), можно и не расслышать, что исполнители фальшивят, а сами слова несколько поистерлись, поистрепались от долгого лежания.
Однако объяснять настойчивость, с какой Фоменко обращается к своему отнюдь не самому успешному созданию только ностальгией, было бы наивно. Перед «Тремя сестрами» Петр Фоменко объявил своим актерам, что «период детского визга на лужайке закончен». А сейчас создает самый капустнический и самый «лужаечный» из спектаклей последних десятилетий, собирая все беспроигрышные приемы своего театра и не ставя перед собой никаких новых задач.
Можно не верить предположению Окуджавы, что «мы сами себе сочиняем и песни, и судьбы». Но то, что каждый человек выбирает свой жанр существования, истина. Кто-то обречен быть персонажем трагедии, а кто-то анекдота. Кто-то всю жизнь будет участником бытового водевиля, а кто-то лирической драмы. Так же верно и обратное утверждение, что жанр выбирает своего творца. Любимый жанр Петра Фоменко идиллия и пастораль. Персонажи его постановок всегда живут в ощущении гармонии мира вокруг. Другое дело, что счастливые будни семей Ростовых, Болконских, Безухова обретают особый смысл в контрасте с начинающейся войной. Героиня «Одной счастливой деревни» теряет мужа на фронте Великой Отечественной. Муж и жена в «Семейном счастье» проходят по краю пропасти разлуки. А обнявшиеся в финале героини «Трех сестер» заклинают свои несбывшиеся надежды: «музыка играет так весело».
Сюжет «Сказки Арденнского леса» не предполагает осложнений. Любящие поженятся, братья помирятся, злые раскаются, ветреницы исправятся. Идиллическая пастораль задана изначально. «Мадам, месье, синьоры! Зачем играть спектакли, когда весь мир театр, а люди в нем актеры», рецензенты радостно подхватили протертую до дыр мысль, что весь мир театр, и все мы лицедеи, написав о райской свободе театральной игры. Хотя райская веселость в этом спектакле сильно отдает детской, а свобода театральной игры вымученностью повтора.
«Не возвращайтесь к былым возлюбленным, былых возлюбленных на свете нет», недаром упорно предостерегает дуэт Никитиных, адресуясь, похоже, не столько к любовникам, сколько к художникам.
Юлий Ким любит вспоминать, как сорок лет назад они вместе с Петром Фоменко, молодые и беспечные, грелись на берегу Днепра и азартно перекраивали комедию Шекспира «Как вам это понравится»: «удаляя фразы, периоды и целые абзацы». Иногда рядом возникал Анатолий Эфрос («Малая Бронная» тогда гастролировала в Киеве) тоже с томиком Шекспира в руках, готовясь к «Ромео и Джульетте»: «А я вот ни строчки вычеркнуть не могу!» Шекспировский спектакль Эфроса вошел в классику сцены. Постановку Фоменко запретили через несколько представлений по идеологическим соображениям. Причем, в отличие от других его запрещенных работ (скажем, легендарной «Смерти Тарелкина»), об этой, похоже, кроме создателей никто всерьез не жалел. Сам Петр Фоменко вернулся к свободной версии Кима через четверть века на сцене Театра Комедии, и спектакль снова прожил недолго. Сорок лет спустя, он решил вновь, в третий раз, вернуться к мюзиклу, заняв в представлении новое поколение своих учеников-стажеров.
В жизни каждого человека, даже если он лидер театральной России (а именно так называют Петра Фоменко), наступает период, когда хочется вернуться во времена, «когда мы были молодые и чушь прекрасную несли»┘ Отказаться от новой и большой сцены, вернувшись в старый подвал, и вновь проявить чудеса изобретательности, используя его колонны, лесенки, проходы. Каждой детали реквизита придумать двойное назначение: перевернутые скамейки оказываются травяными полянками. А одежный шкаф становится то комнатой принцессы, то пастушьей хижиной. Вернуться к приему спектакля-репетиции (когда-то модному, потом изрядно надоевшему), когда двое ведущих объявляют эпизоды, а герои уточняют у них: «Так что я тут делаю? Вхожу?» Снова обратиться к молодым и начинающим: за два года обучения стажеры освоились в эстетике театра Фоменко на диво. Все легкие, органичные, обаятельные. Единственный упрек, который им можно сделать: отсутствие своего звука. Молодые исполнители кажутся «репликами» прежних «фоменок». Так, Елена Ворончихина (Дженни) просто младшая сестренка Мадлен Джабраиловой. А француженка Наджа Мэр ну очень напоминает Наталью Курдюбову┘ Список сходств можно длить (один из тяжелых моментов любого театра, когда во входящих ищут, прежде всего, дублеров, а не новые индивидуальности). Может, поэтому опорными персонажами постановки стали введенные на последнем этапе старшие: Кирилл Пирогов (Жак-Меланхолик) и Иван Поповски (телохранитель Чарли).
Ностальгия шутка странная. Если хорошо помнишь и любишь старые и прелестные песенки Кима (а кто их не помнит и кто их не любит?), можно и не расслышать, что исполнители фальшивят, а сами слова несколько поистерлись, поистрепались от долгого лежания.
Однако объяснять настойчивость, с какой Фоменко обращается к своему отнюдь не самому успешному созданию только ностальгией, было бы наивно. Перед «Тремя сестрами» Петр Фоменко объявил своим актерам, что «период детского визга на лужайке закончен». А сейчас создает самый капустнический и самый «лужаечный» из спектаклей последних десятилетий, собирая все беспроигрышные приемы своего театра и не ставя перед собой никаких новых задач.
Можно не верить предположению Окуджавы, что «мы сами себе сочиняем и песни, и судьбы». Но то, что каждый человек выбирает свой жанр существования, истина. Кто-то обречен быть персонажем трагедии, а кто-то анекдота. Кто-то всю жизнь будет участником бытового водевиля, а кто-то лирической драмы. Так же верно и обратное утверждение, что жанр выбирает своего творца. Любимый жанр Петра Фоменко идиллия и пастораль. Персонажи его постановок всегда живут в ощущении гармонии мира вокруг. Другое дело, что счастливые будни семей Ростовых, Болконских, Безухова обретают особый смысл в контрасте с начинающейся войной. Героиня «Одной счастливой деревни» теряет мужа на фронте Великой Отечественной. Муж и жена в «Семейном счастье» проходят по краю пропасти разлуки. А обнявшиеся в финале героини «Трех сестер» заклинают свои несбывшиеся надежды: «музыка играет так весело».
Сюжет «Сказки Арденнского леса» не предполагает осложнений. Любящие поженятся, братья помирятся, злые раскаются, ветреницы исправятся. Идиллическая пастораль задана изначально. «Мадам, месье, синьоры! Зачем играть спектакли, когда весь мир театр, а люди в нем актеры», рецензенты радостно подхватили протертую до дыр мысль, что весь мир театр, и все мы лицедеи, написав о райской свободе театральной игры. Хотя райская веселость в этом спектакле сильно отдает детской, а свобода театральной игры вымученностью повтора.
«Не возвращайтесь к былым возлюбленным, былых возлюбленных на свете нет», недаром упорно предостерегает дуэт Никитиных, адресуясь, похоже, не столько к любовникам, сколько к художникам.
Ольга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 2.02.2009
- Трудная роль Полины КутеповойСкибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича«Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
»«Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса»«Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене«OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важноеВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по ДжойсуМарина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- УлиссЕлена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Веселые, как детиОльга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Вам это понравитсяМарина Зайонц, «Известия (Неделя)», 16.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Пошли лесомГлеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Вильям, прости и пойНаталия Каминская, «Культура», 15.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009