Двое из Дублина
В «Мастерской П. Фоменко» сыграли «Улисса»
Первым делом надо сказать, что это подвиг, совершенный режиссером Евгением Каменьковичем и актерами театра. Самый большой и самый загадочный роман ХХ века, «Улисс» Джеймса Джойса едва ли не во всем объеме представлен на сцене. Общеизвестно, что он труден для чтения, революционен по форме и языку, повлиял на всю последующую литературу и т. д. Словом, много ли тех, кто одолел его до конца? Я, увы, сломалась на 28-й странице, сдалась, позорно отступив перед пугающей глыбой. А Каменькович ее одолел. Мало того, и актеров за собой увлек. Рассказывают, они еще и «Одиссею» Гомера все вместе читали, потому как у Джойса прямые с ней ассоциации прослеживаются. Спросите, какое это имеет отношение к искусству театра? Отвечу самое прямое. Артисты «Мастерской» произносят этот литературно-изощренный, зашифрованный, многословный, ассоциативный текст так, будто вся эта философская, филологическая игра им нипочем. Будто они сами ее придумали и теперь вот дразнят нас, думать и разгадывать вынуждают.
Что это подвиг, многие согласны. Вот только особо строгие критики вопрос задают: «Для чего его совершали? Для каких таких задач?» И это, конечно, вопрос вопросов. Нелегко ответить. Впрочем, надо помнить, что создателям спектакля было гораздо труднее. Они ведь год целый его репетировали, он еще доходить будет, развиваться, дыхание набирать. А все же одна задача, похоже, для Каменьковича главная, ясна вполне. Познакомить публику с романом века, дать ей понять, что ничего такого недоступного в нем нет, надо только расслабиться, втянуться в этот завораживающий поток слов, звуков и образов, из которых в конце концов непременно высветится смысл.
Мелкий рекламный агент Леопольд Блум и школьный учитель, поэт Стивен Дедал ушли ранним утром 16 июня 1904 года из дому и весь день бродили по Дублину, сойдясь наконец поздней ночью. Собственно, это их путешествие и есть содержание огромного романа. Дом, школа, пляж, чьи-то похороны, улицы, редакция газеты, национальная библиотека, споры о Шекспире, случайные встречи, бордель и, наконец, снова дом. Обыденная (абсурдная, примитивная, возвышенная etc.) жизнь частного человека, как в микроскоп рассматриваемая, вот что явлено нам на сцене, и наблюдать ее интересно чрезвычайно. Прежде всего это красиво и изысканно сделано. Игра с тенями на заднике, остроумно использованные металлические конструкции с винтовыми лестницами (сценография Владимира Максимова). Мизансцены легки и стремительны. Стиль меняется, как и у Джойса, с издевательской скоростью. Утонченность переходит в откровенную грубость, а пародия устремляется к драме без всякого предупреждения. И, наконец, актеры. Тут все хороши Юрий Буторин (Стивен Дедал), Анатолий Горячев (Леопольд Блум) и те, кто играет дублинцев: Андрей Казаков, Олег Любимов, Алексей Колубков, Владимир Топцов, Василий Фирсов, Роза Шмуклер. Ну и, конечно, Полина Кутепова (Молли Блум). Огромным, минут на тридцать монологом она берет на себя финал спектакля и играет его поразительно сильно, как большая актриса.
Однако мы помним, что роман Джойса был для своего времени революционен. Спектакль «Мастерской П. Фоменко», не стану спорить, никакой революции в театре не совершил, ничего нового не изобрел. Он просто хорош, и все. Стоило ли тогда Джойса ставить? Еще как стоило! Я, например, уже за сотую страницу в романе перевалила. Спасибо Каменьковичу.
«Итоги», 9.02.2009
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 2.02.2009
- Трудная роль Полины КутеповойСкибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича«Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
»«Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса»«Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене«OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важноеВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по ДжойсуМарина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- УлиссЕлена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Веселые, как детиОльга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Вам это понравитсяМарина Зайонц, «Известия (Неделя)», 16.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Пошли лесомГлеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Вильям, прости и пойНаталия Каминская, «Культура», 15.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009