Сабо для Донны Анны
Фойе театра «Мастерская Фоменко» превратилось в театральную сцену
В минувшую среду на Малой сцене театра «Мастерская П. Фоменко» состоялась премьера спектакля «Триптих» по произведениям А. С. Пушкина, которую с нетерпением ждали несколько лет. Петр Фоменко осваивает не только Малую сцену, но и все пространство своего театра.
После первых реплик трагедии «Каменный гость» занавес взлетает вверх и герои оказываются в театральном фойе. «Триптих» одна из самых лучших постановок нынешнего сезона, это фактически три спектакля в одном. В центре история о Дон Гуане. Ее обрамляют «сантиментальный анекдот в стихах» (так Фоменко определил жанр поэмы «Граф Нулин») в начале и «Сцена из Фауста», похожая на средневековые мистерии, в конце.
Сюжетно эти части никак не связаны, но их объединяет лирический герой, блестяще сыгранный Кириллом Пироговым. Он начинает «Триптих» беззаботным Сочинителем, к финалу его герой уставший от жизни Фауст. А еще он - Дон Гуан, при этом разительно отличающийся от всех сыгранных раньше на сцене и в кино Дон Гуанов.
Дон Гуан Владимира Высоцкого из фильма Михаила Швейцера, запомнившийся практически всем, и Дон Гуан Игоря Яцко из спектакля Анатолия Васильева, который видели единицы, был бунтарем и романтиком. Противопоставляя себя миру, он знал о своей трагической судьбе и бросал ей вызов, как Пушкин в последние годы жизни. Завоевывая сердце Донны Анны, этот Дон Гуан как будто вызывал на поединок Командора.
В спектакле Петра Фоменко зрители не увидят, как завоевывали Донну Анну (Галина Тюнина). В сцене свидания в ее доме она уже возлюбленная Дон Гуана.
Да и мало кому удалось бы устоять перед таким жизнелюбием, энергией и умением наслаждаться жизнью. Герой Пирогова тоже аль тер эго Пушкина. Но Пушкина юного и счастливого. А зло в этом спектакле выглядит как-то по-домашнему просто и от этого кажется еще страшнее и неотвратимее. Но жизнь в спектаклях Фоменко всегда оказывается сильнее смерти. Лаура (Мадлен Джабраилова), прибегая на могилу Дон Гуана, стучит подошвами сабо так же, как раньше Донна Анна.
Звуковая партитура спектакля сплетается из музыки и звуков стука каблуков, хлопушки сторожа и много чего еще. Его ритм точен, как в музыкальном произведении.
И вторит ритму пушкинского стиха. Партия каждого из 10 участников актерского ансамбля, играющего «Триптих», не менее важна, чем звучание инструмента в симфоническом оркестре.
Все в этом спектакле пронизано особой театральной магией. Здесь есть театральные небеса помост под колосниками, на котором возлежит в первой части Сочинитель. Земля театральное фойе, режиссер отправляет туда героя в ипостаси Дон Гуана. И театральный ад под занавес.
Театр прекрасен своей условностью, как будто говорит Фоменко. Здесь можно переиграть одну и ту же историю множество раз. Умерший сегодня воскреснет в завтрашнем представлении.
И даже ад, куда Мефистофель (Карэн Бадалов), как Вергилий, водит Фауста, на проверку оказы- вается театральной мистификацией. К финалу спектакля на сцене остаются только Гретхен, вращающая колесо прялки, будто парка, и раскрытая книга, страницы которой перелистывает Мефистофель.
Актриса Галина Тюнина: «Пока мы только в начале пути»
Освоение нового пространства стало для нас большим событием, это фактически открытие в нашем театре новой сцены. Поэтому, конечно, освоить все эти пространства достаточно сложно, даже физически. В нем довольно трудно существовать: оно не очень приспособлено для театрального спектакля, поэтому мастерам по свету и звуку пришлось немало поработать. Пока мы только в начале пути, это совсем не результат. Но у нас уже сложилась команда, которой в нашем театре всегда придавали особое значение. Концепция театра всегда одна жизнь артиста в пространстве автора. Мы работали долго, репетиции длились несколько лет, и казалось, что можно никуда не торопиться. Но Петр Наумович спровоцировал нас, ускорив процесс работы. Хотя обычно все бывает наоборот.
Ольга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 2.02.2009
- Трудная роль Полины КутеповойСкибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича«Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
»«Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса»«Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене«OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важноеВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по ДжойсуМарина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- УлиссЕлена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Веселые, как детиОльга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Вам это понравитсяМарина Зайонц, «Известия (Неделя)», 16.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Пошли лесомГлеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Вильям, прости и пойНаталия Каминская, «Культура», 15.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009