Фоменко поставил памятник Дон Жуану
О Дон Жуан! О Дона Анна! Ну про Лауру и говорить нечего бестии годок осьмнадцатый пошел, а она… Премьера Петра Фоменко в театре имени его же хоть и называется «Триптих», но вполне может быть переименована в «Мрамор, живопись, инсталляцию». Арт-параллели обеспечил не только спектакль, но и новое здание самого театра.
«Триптих» это Пушкин. Пушкин в данном случае сентиментальный анекдот «Граф №», ироническая трагедия «О Дона Анна!» и бурлеск «Мне скучно, бес…». Три акта, два антракта. Играют Пушкина на Малой сцене с архитектурным фокусом. Он заключается в том, что совершенно внезапно-неожиданно-вдруг раздвигаются стены (а может, обрушиваются?), открывая мраморное фойе, в данном случае работающее знойной Испанией, монастырским кладбищем, местом любви и преступления. Поэтому вполне справедливо соавтором «Триптиха» можно считать архитектора Сергея Гнедовского: это он дал Пушкину звенящий объем, веселящую перспективу и красоту, его достойную. А Петр Фоменко, использовав архитектурные излишества, сочинил преостроумнейшие анекдот, трагедию и бурлеск.
Вот, скажем, «О Дона Анна!», он же в девичестве «Каменный гость». Дело хоть и происходит на кладбище, от благочиния нет и следа. Смешно с самого начала, когда монахи аккуратненько прыгают между могилками (не дай бог потревожить покойных), в то время как богохульник Дон Гуан (Кирилл Пирогов) без разбору топчет чужие надгробия. Или интонации Доны Анны (Галина Тюнина), обнаруживающие под «монашкой» страстную ханжу. Ударения на последние согласные делают стих очень мужским. А паузы, о эти паузы!
Который год тебе, Лаура? спрашивает мрачный Дон Карлос и получает такую выразительную и многозначительную паузу от очаровательной вертихвостки (Марлен Джибраилова), что зал заходится в аплодисментах. Мадлен играет превосходно.
А стук деревянных башмаков вдовы по мраморному полу в тиши тонкий изыск. Как и остроумно придуманный выход самого памятника Командору. Здесь Фоменко музыкально запараллелил пафосные ноты статуи, закованной в латы, с легкомысленной музычкой четырех подгулявших типчиков, что сопровождают шествие изваяния.
Что за «Триптих» такой! Хочется пересказывать буквально каждую сцену как сделано несоответствие величия памятника и его плюгавого прототипа или знаменитое «пожатие каменной десницы» десница сия, сделанная из металла, как перчатка, остается в руках у вечного любовника. Ни Командора, ни мучительных корчей. И еще две роскошные любовные сцены: одна Лауры с Дон Жуаном буквально на трупе третьего лишнего (Дона Карлоса) и другая превращение любовников в памятник. Живописный «Граф N» («Граф Нулин») подкреплен «Тарквинием и Лукрецией» Рубенса, и купается в романсах. А бурлеск по «Сцене из Фауста» буквально тонет.
Мефистофель:
Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.
Фауст:
Всё утопить.
Мефистофель:
Сейчас.
И зал вместе со зрителями сверху буквально накрывает синяя шелковая волна. И восторга тоже.
«Триптих» это Пушкин. Пушкин в данном случае сентиментальный анекдот «Граф №», ироническая трагедия «О Дона Анна!» и бурлеск «Мне скучно, бес…». Три акта, два антракта. Играют Пушкина на Малой сцене с архитектурным фокусом. Он заключается в том, что совершенно внезапно-неожиданно-вдруг раздвигаются стены (а может, обрушиваются?), открывая мраморное фойе, в данном случае работающее знойной Испанией, монастырским кладбищем, местом любви и преступления. Поэтому вполне справедливо соавтором «Триптиха» можно считать архитектора Сергея Гнедовского: это он дал Пушкину звенящий объем, веселящую перспективу и красоту, его достойную. А Петр Фоменко, использовав архитектурные излишества, сочинил преостроумнейшие анекдот, трагедию и бурлеск.
Вот, скажем, «О Дона Анна!», он же в девичестве «Каменный гость». Дело хоть и происходит на кладбище, от благочиния нет и следа. Смешно с самого начала, когда монахи аккуратненько прыгают между могилками (не дай бог потревожить покойных), в то время как богохульник Дон Гуан (Кирилл Пирогов) без разбору топчет чужие надгробия. Или интонации Доны Анны (Галина Тюнина), обнаруживающие под «монашкой» страстную ханжу. Ударения на последние согласные делают стих очень мужским. А паузы, о эти паузы!
Который год тебе, Лаура? спрашивает мрачный Дон Карлос и получает такую выразительную и многозначительную паузу от очаровательной вертихвостки (Марлен Джибраилова), что зал заходится в аплодисментах. Мадлен играет превосходно.
А стук деревянных башмаков вдовы по мраморному полу в тиши тонкий изыск. Как и остроумно придуманный выход самого памятника Командору. Здесь Фоменко музыкально запараллелил пафосные ноты статуи, закованной в латы, с легкомысленной музычкой четырех подгулявших типчиков, что сопровождают шествие изваяния.
Что за «Триптих» такой! Хочется пересказывать буквально каждую сцену как сделано несоответствие величия памятника и его плюгавого прототипа или знаменитое «пожатие каменной десницы» десница сия, сделанная из металла, как перчатка, остается в руках у вечного любовника. Ни Командора, ни мучительных корчей. И еще две роскошные любовные сцены: одна Лауры с Дон Жуаном буквально на трупе третьего лишнего (Дона Карлоса) и другая превращение любовников в памятник. Живописный «Граф N» («Граф Нулин») подкреплен «Тарквинием и Лукрецией» Рубенса, и купается в романсах. А бурлеск по «Сцене из Фауста» буквально тонет.
Мефистофель:
Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.
Фауст:
Всё утопить.
Мефистофель:
Сейчас.
И зал вместе со зрителями сверху буквально накрывает синяя шелковая волна. И восторга тоже.
Марина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 2.02.2009
- Трудная роль Полины КутеповойСкибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича«Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
»«Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса»«Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене«OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важноеВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по ДжойсуМарина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- УлиссЕлена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Веселые, как детиОльга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Вам это понравитсяМарина Зайонц, «Известия (Неделя)», 16.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Пошли лесомГлеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Вильям, прости и пойНаталия Каминская, «Культура», 15.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009