В стране ментов и воров
Артисты «Мастерской Петра Фоменко» путешествуют по маршруту Свердловск Екатеринбург
Идею спектакля на стихи поэта Бориса Рыжего театру «Мастерская Петра Фоменко» предложил Сергей Никитин, написавший музыку для этой постановки. Жанр «музыкальное путешествие» определился в ходе репетиций в стажерской группе «Мастерской». Молодым актерам, собранным из разных стран и городов, предстояло понять время 1980-1990-х годов и жизнь в провинциальном городе, который из Свердловска стал Екатеринбургом. Понять предстояло и сам ход перемен, в результате которых гибли бандиты, алкоголики, инвалиды, менты и поэты.
Спектакль стажерской группы «Мастерской Петра Фоменко» задумывался как некая проба, домашняя радость, попытка прикоснуться ко времени, которое практически не знал, к жизни города, в котором не жил. Подзаголовок спектакля, точно определивший его настрой и стиль «как хорошо мы плохо жили», подсказал ученикам Петр Фоменко. Режиссер спектакля Юрий Буторин в предпремьерных интервью говорил о том, что сочиняли своего «Рыжего» сообща:"Наш спектакль это коллективное творчество, каждый приложил свою руку. Вместе сочиняли, дописывали, создавали новые песни, помимо тех, которые принес Сергей Никитин. И получилась такая музыкальная солянка. В спектакле использованы не только стихи, но и проза, отрывки из дневников Бориса Рыжего. Актеры признаются, как трудно было им входить в поэта, в мир Свердловска-Екатеринбурга 1980-1990-х годов («восьмидесятые, усатые, / хвостатые и полосатые. / Трамваи дребезжат бесплатные, / летят снежинки аккуратные»).
Жанр спектакля определен как «путешествие». Строгая тонконогая проводница с халой на голове объявит: «Наш поезд отправляется через пять минут, провожающих просят покинуть вагоны». Помост, на котором сидят зрители, вздрогнет, покачнется и поплывет. На остановках будет возникать островок того или иного памятного места города из стихов Бориса Рыжего: общежитие Вторчермета, Парк культуры и отдыха имени Маяковского («Флаги красные, скамейки синие, / среди говора свердловского / пили пиво в парке имени / Маяковского»), крыша, «Промзона», «Санта-Барбара». Будут возникать местные обитатели: милиционеры, музыканты, девушки, парковые статуи, бабки-торговки, пациенты наркологической клиники, пионеры, глюки, философ из сферы ритуальных услуг и печальный Ангел любимые персонажи поэта.
Юрий Буторин находит точные детали для воссоздания образа конца 1980-х: байковые халаты, пластмассовые браслеты, продранные варежки, вязаные шапки, обрезанный четырехугольный пакет из-под молока, из которого хлещут водяру. Но все натуралистические детальки странным образом только цементируют поэтическую небытовую природу сочиненного поэтом города и мира. Свердловск-Екатеринбург Бориса Рыжего соотнесен с реальным географическим пунктом примерно так же, как пушкинский «гений чистой красоты» с реальной Анной Керн. Городские задворки и парки промыты ностальгической тоской. Бомжи, проститутки, алкоголики и торгаши увидены с той нежностью, что чище любви: «И те, кого я сочинил, / плюс эти, кто взаправду жил, / и этот двор, и этот дом / летят на фоне голубом, / летят неведомо куда / красивые как никогда». Лучшие минуты «Рыжего» минуты чистой поэзии, когда алогично возникает джаз-банд милиционеров или летит над головами прямо в небеса поэт.
Лишенный сюжета спектакль держится единством поэтической интонации. В «Рыжем» молодые актеры «Мастерской» доказывают, что умеют не только пластично двигаться, петь, играть на музыкальных инструментах, читать стихи (профессиональные навыки, внушающие уважение), но способны почувствовать и понять поэта, передать самоубийственную нежность его взаимоотношений со временем и согражданами.
Эпизод сцепляется со сценкой по созвучию, медленно разворачиваясь в истории гибели поэта. Нынешние ребята пытаются понять ровесника, рано окликнувшего свою смерть: «Рубашка в клеточку, в полоску брючки / со смертью-одноклассницей под ручку / по улице иду, / целуясь на ходу». И оставившего удивительную предсмертную записку перед тем, как повеситься на собственном балконе: «Я вас всех очень люблю. Без дураков».
Поэта Бориса Рыжего играют четверо актеров «Мастерской» (как когда-то в «Послушайте!» Юрия Любимова по сцене ходило пятеро Маяковских). Каждый открывает своего Рыжего: Алкоголика, Сумасброда, Влюбленного, Психа, Кента местных бандюг, Неприкаянную душу: «ничего действительно не надо, / что ни назови: / ни чужого яблоневого сада, / ни чужой любви, / что тебя поддерживает нежно, / уронить боясь. / Лучше страшно, лучше безнадежно, / лучше рылом в грязь». И постепенно возникает образ целеустремленного самоубийцы, платящего нежностью глухому миру, в котором сам не мог дышать.
Переломные эпохи плохое время для поэтов. Их сограждане глохнут в шуме разрушающегося быта, в грохоте ломающихся жизненных пластов. Живут днем сегодняшним, не догадываясь, что единственным оправданием их существования станет главный местный поэт.
Поэтому, возможно, одна из самых радующих примет последних сезонов возвращение в репертуар театров поэтических спектаклей. Это дает надежду, что сегодняшним поэтам для того, чтобы быть услышанными, не придется расплачиваться жизнью…
Спектакль стажерской группы «Мастерской Петра Фоменко» задумывался как некая проба, домашняя радость, попытка прикоснуться ко времени, которое практически не знал, к жизни города, в котором не жил. Подзаголовок спектакля, точно определивший его настрой и стиль «как хорошо мы плохо жили», подсказал ученикам Петр Фоменко. Режиссер спектакля Юрий Буторин в предпремьерных интервью говорил о том, что сочиняли своего «Рыжего» сообща:"Наш спектакль это коллективное творчество, каждый приложил свою руку. Вместе сочиняли, дописывали, создавали новые песни, помимо тех, которые принес Сергей Никитин. И получилась такая музыкальная солянка. В спектакле использованы не только стихи, но и проза, отрывки из дневников Бориса Рыжего. Актеры признаются, как трудно было им входить в поэта, в мир Свердловска-Екатеринбурга 1980-1990-х годов («восьмидесятые, усатые, / хвостатые и полосатые. / Трамваи дребезжат бесплатные, / летят снежинки аккуратные»).
Жанр спектакля определен как «путешествие». Строгая тонконогая проводница с халой на голове объявит: «Наш поезд отправляется через пять минут, провожающих просят покинуть вагоны». Помост, на котором сидят зрители, вздрогнет, покачнется и поплывет. На остановках будет возникать островок того или иного памятного места города из стихов Бориса Рыжего: общежитие Вторчермета, Парк культуры и отдыха имени Маяковского («Флаги красные, скамейки синие, / среди говора свердловского / пили пиво в парке имени / Маяковского»), крыша, «Промзона», «Санта-Барбара». Будут возникать местные обитатели: милиционеры, музыканты, девушки, парковые статуи, бабки-торговки, пациенты наркологической клиники, пионеры, глюки, философ из сферы ритуальных услуг и печальный Ангел любимые персонажи поэта.
Юрий Буторин находит точные детали для воссоздания образа конца 1980-х: байковые халаты, пластмассовые браслеты, продранные варежки, вязаные шапки, обрезанный четырехугольный пакет из-под молока, из которого хлещут водяру. Но все натуралистические детальки странным образом только цементируют поэтическую небытовую природу сочиненного поэтом города и мира. Свердловск-Екатеринбург Бориса Рыжего соотнесен с реальным географическим пунктом примерно так же, как пушкинский «гений чистой красоты» с реальной Анной Керн. Городские задворки и парки промыты ностальгической тоской. Бомжи, проститутки, алкоголики и торгаши увидены с той нежностью, что чище любви: «И те, кого я сочинил, / плюс эти, кто взаправду жил, / и этот двор, и этот дом / летят на фоне голубом, / летят неведомо куда / красивые как никогда». Лучшие минуты «Рыжего» минуты чистой поэзии, когда алогично возникает джаз-банд милиционеров или летит над головами прямо в небеса поэт.
Лишенный сюжета спектакль держится единством поэтической интонации. В «Рыжем» молодые актеры «Мастерской» доказывают, что умеют не только пластично двигаться, петь, играть на музыкальных инструментах, читать стихи (профессиональные навыки, внушающие уважение), но способны почувствовать и понять поэта, передать самоубийственную нежность его взаимоотношений со временем и согражданами.
Эпизод сцепляется со сценкой по созвучию, медленно разворачиваясь в истории гибели поэта. Нынешние ребята пытаются понять ровесника, рано окликнувшего свою смерть: «Рубашка в клеточку, в полоску брючки / со смертью-одноклассницей под ручку / по улице иду, / целуясь на ходу». И оставившего удивительную предсмертную записку перед тем, как повеситься на собственном балконе: «Я вас всех очень люблю. Без дураков».
Поэта Бориса Рыжего играют четверо актеров «Мастерской» (как когда-то в «Послушайте!» Юрия Любимова по сцене ходило пятеро Маяковских). Каждый открывает своего Рыжего: Алкоголика, Сумасброда, Влюбленного, Психа, Кента местных бандюг, Неприкаянную душу: «ничего действительно не надо, / что ни назови: / ни чужого яблоневого сада, / ни чужой любви, / что тебя поддерживает нежно, / уронить боясь. / Лучше страшно, лучше безнадежно, / лучше рылом в грязь». И постепенно возникает образ целеустремленного самоубийцы, платящего нежностью глухому миру, в котором сам не мог дышать.
Переломные эпохи плохое время для поэтов. Их сограждане глохнут в шуме разрушающегося быта, в грохоте ломающихся жизненных пластов. Живут днем сегодняшним, не догадываясь, что единственным оправданием их существования станет главный местный поэт.
Поэтому, возможно, одна из самых радующих примет последних сезонов возвращение в репертуар театров поэтических спектаклей. Это дает надежду, что сегодняшним поэтам для того, чтобы быть услышанными, не придется расплачиваться жизнью…
Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010