Ни при чем
Стажеры «Мастерской Фоменко» поставили спектакль о поэте
«Рыжий» очень милый спектакль, он многим нравится, я знаю. Он сделан так, чтобы нравиться, и почему-то именно это настораживает.
Стажеры «Мастерской Фоменко», те самые, что ставили «Сказку Арденнского леса», теперь выпустили постановку про рано погибшего екатеринбургского поэта Бориса Рыжего в режиссуре одного из той же стажерской команды Юрия Буторина, заодно играющего тут и героя в некоторых ипостасях. (По давней традиции поэтических спектаклей герой тут размножен на многочисленные разноплановые альтер эго.) Спектакль этот подзаголовком имеет цитату из Рыжего «как хорошо мы плохо жили» и построен как «музыкальное путешествие и Екатеринбурга в Свердловск и обратно». В маленьком старом фоменковском зале зрителей компактно сажают на несколько рядов помоста, сильно накрашенная проводница противным голосом обращается к «уважаемым зрителям-пассажирам », просит не забывать билеты, выйти провожающих, предлагает чай и бутерброды по 50 руб., и помост начинает движение. Он крутится вокруг своей оси, а по периферии зала разворачивается свердловская жизнь из стихов Рыжего: девушки из общежития, милиционеры в парке, дискотека, крыша дома с Ангелом, бандиты, сомнительный район Вторчермет и т.д. Стихи главным образом не читают, а поют большей частью на музыку Сергея Никитина, иногда на какие-то знакомые мотивчики, а про смерть водителя «КамАЗа» дяди Стаса даже почему-то на твист Бабаджаняна «Королева красоты».
Борис Рыжий, родившийся в академической семье и сам окончивший аспирантуру горного института, счастливо женатый и родивший сына, к 26 годам вполне признанный поэт (вышла книжка стихов, посыпались приглашения на поэтические фестивали), по русской поэтической традиции не раз впадал в черную депрессию, уходил в запои, резал вены, лежал в психушке и в конце концов, не дожив до 27 лет, повесился. Было это в 2001-м. Такой трагически-романтический финал судьбы лег особым отсветом на спектакль: стихи Рыжего здесь сильно отдают есенинщиной в несколько декоративном виде, с Русью, шпаной и пьянством. Не то чтобы в поэзии молодого свердловского поэта этого не было совсем конечно, было, как часто встречается у выросших в плохих районах интеллигентных мальчиков восхищение уголовщиной. Но пацанский надрыв точно не был самой интересной, живой и яркой стороной стихов Рыжего. В спектакле настораживала скажу я, возвращаясь к началу, атмосфера умиления этой жизнью и поэтом, выходящим в виде разнообразных обаятельных юношей с гусиными перьями в руках. И каждый, прежде чем читать что-нибудь вроде «земная шваль бандиты и поэты», картинно проводил перышком себе по щеке, обозначая знаменитый кривой шрам Рыжего.
В милоту здесь превращается все главным образом те самые свердловские 1980-1990-е, в которые мы едем на театральном поезде. Здесь время обозначено смешными и сентиментальными банальностями доской почета, больше похожей на доску «их разыскивает милиция», надписью о Цое на заборе, очередями (за чем стоят неведомо), табличкой «учет», гипсовыми и настоящими пионерами и летней парковой эстрадой в разноцветных лампочках. Все «вообще» и похоже даже не на любой другой советский город, а на СССР глазами иностранцев. Точно так же общим местом смотрятся и 1990-е с их сувенирными бандитами в черной коже и стайкой развеселых проституток вокруг милицейской машины.
А ведь интерес к этому городу и к жизни, которая была так недавно, у стажеров был недаром так интересно читать программку, где есть и стихи Рыжего, и развернутый список реальных имен и названий, включая театральные (например, драматург Николай Коляда и театр «Провинциальные танцы»). А самое главное словарик, где объясняется множество интереснейших вещей. Например, что в строчке « и кенту с портаком ЛЕБЕДИ. ..» слово «кент» это приятель, «портак» татуировка, а ЛЕБЕДИ аббревиатура, означающая популярную татуировку со смыслом «Любить Ее Буду, Если Даже Изменит».
С другой стороны, откуда бы у создателей спектакля взяться другому взгляду? Большая часть актеров, как и режиссер, были детьми тогда. Да и воспитание «Мастерской Фоменко», от веку сторонившейся жесткости, сказывается. А жаль: Свердловск не условно-сказочный, а настоящий, депрессивный, жестокий, город мощной культурной энергии остался ни при чем.
Стажеры «Мастерской Фоменко», те самые, что ставили «Сказку Арденнского леса», теперь выпустили постановку про рано погибшего екатеринбургского поэта Бориса Рыжего в режиссуре одного из той же стажерской команды Юрия Буторина, заодно играющего тут и героя в некоторых ипостасях. (По давней традиции поэтических спектаклей герой тут размножен на многочисленные разноплановые альтер эго.) Спектакль этот подзаголовком имеет цитату из Рыжего «как хорошо мы плохо жили» и построен как «музыкальное путешествие и Екатеринбурга в Свердловск и обратно». В маленьком старом фоменковском зале зрителей компактно сажают на несколько рядов помоста, сильно накрашенная проводница противным голосом обращается к «уважаемым зрителям-пассажирам », просит не забывать билеты, выйти провожающих, предлагает чай и бутерброды по 50 руб., и помост начинает движение. Он крутится вокруг своей оси, а по периферии зала разворачивается свердловская жизнь из стихов Рыжего: девушки из общежития, милиционеры в парке, дискотека, крыша дома с Ангелом, бандиты, сомнительный район Вторчермет и т.д. Стихи главным образом не читают, а поют большей частью на музыку Сергея Никитина, иногда на какие-то знакомые мотивчики, а про смерть водителя «КамАЗа» дяди Стаса даже почему-то на твист Бабаджаняна «Королева красоты».
Борис Рыжий, родившийся в академической семье и сам окончивший аспирантуру горного института, счастливо женатый и родивший сына, к 26 годам вполне признанный поэт (вышла книжка стихов, посыпались приглашения на поэтические фестивали), по русской поэтической традиции не раз впадал в черную депрессию, уходил в запои, резал вены, лежал в психушке и в конце концов, не дожив до 27 лет, повесился. Было это в 2001-м. Такой трагически-романтический финал судьбы лег особым отсветом на спектакль: стихи Рыжего здесь сильно отдают есенинщиной в несколько декоративном виде, с Русью, шпаной и пьянством. Не то чтобы в поэзии молодого свердловского поэта этого не было совсем конечно, было, как часто встречается у выросших в плохих районах интеллигентных мальчиков восхищение уголовщиной. Но пацанский надрыв точно не был самой интересной, живой и яркой стороной стихов Рыжего. В спектакле настораживала скажу я, возвращаясь к началу, атмосфера умиления этой жизнью и поэтом, выходящим в виде разнообразных обаятельных юношей с гусиными перьями в руках. И каждый, прежде чем читать что-нибудь вроде «земная шваль бандиты и поэты», картинно проводил перышком себе по щеке, обозначая знаменитый кривой шрам Рыжего.
В милоту здесь превращается все главным образом те самые свердловские 1980-1990-е, в которые мы едем на театральном поезде. Здесь время обозначено смешными и сентиментальными банальностями доской почета, больше похожей на доску «их разыскивает милиция», надписью о Цое на заборе, очередями (за чем стоят неведомо), табличкой «учет», гипсовыми и настоящими пионерами и летней парковой эстрадой в разноцветных лампочках. Все «вообще» и похоже даже не на любой другой советский город, а на СССР глазами иностранцев. Точно так же общим местом смотрятся и 1990-е с их сувенирными бандитами в черной коже и стайкой развеселых проституток вокруг милицейской машины.
А ведь интерес к этому городу и к жизни, которая была так недавно, у стажеров был недаром так интересно читать программку, где есть и стихи Рыжего, и развернутый список реальных имен и названий, включая театральные (например, драматург Николай Коляда и театр «Провинциальные танцы»). А самое главное словарик, где объясняется множество интереснейших вещей. Например, что в строчке « и кенту с портаком ЛЕБЕДИ. ..» слово «кент» это приятель, «портак» татуировка, а ЛЕБЕДИ аббревиатура, означающая популярную татуировку со смыслом «Любить Ее Буду, Если Даже Изменит».
С другой стороны, откуда бы у создателей спектакля взяться другому взгляду? Большая часть актеров, как и режиссер, были детьми тогда. Да и воспитание «Мастерской Фоменко», от веку сторонившейся жесткости, сказывается. А жаль: Свердловск не условно-сказочный, а настоящий, депрессивный, жестокий, город мощной культурной энергии остался ни при чем.
Дина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010