«Как хорошо мы плохо жили»
Чествование юности в спектакле театра Фоменко «Рыжий»
В театре Петра Фоменко премьера музыкального спектакля. Два года работы стажерской группы с режиссерами Евгением Каменьковичем и Юрием Буториным. Первый спектакль новой эры театральной семьи, наступившей после гибели Юрия Степанова, посвящен уральскому поэту Борису Рыжему, погибшему молодым. Автор идеи спектакля, композитор Сергей Никитин соткал музыкальный воздух времени так же искусно, как когда-то в «А чой-то ты во фраке?» Райхельгауза и в «Двенадцатой ночи» «фоменок».
Под скрип репродукторов зрители и актеры уезжают в другой город, в прошлое. «Внимание-внимание! Поезд Екатеринбург Свердловск Екатеринбург отправляется с единственного пути…» Чипсы, орешки, бутерброды, шашки-нарды предлагаются тут же в зрительном зале тем, кто заскучал в дороге (при мне не интересовались…). Полсотни зрителей на поворотном круге крутятся в колесе личных воспоминаний, хотя со всех сторон обступает Свердловск 80-90-х. Наплывает социальная сеть забора жаркая полемика с переходом на личности, тут же пыхтит шмаровозка (шмар загоняют туда под бодрый баян), гипсовые «пионеры» на скамейках с прилипшими к губам бутылками перед милицейским нарядом изображают новейшую скульптурную группу. Кодекс чести промзоны «Вторчермет», кипящее страстями общежитие, промокшая от дождя и счастливых слез первая любовь на крыше, журчание «Санта-Барбары» в телевизоре, дискотечный угар. Чтобы не зависали в ностальгии, остановки на станциях памяти по пять минут. Можно целый сонет прочитать. Или кусочки дневников. Которые интересны и тем, у кого ноль ностальгии. Просто хорошо и точно сказано.
И читают. Разные Рыжие. Штук пять. Как пять Маяковских в давнем любимовском спектакле.
Чиркая гусиным пером по щеке, обозначая шрам-клеймо поэта из промзоны. Они его ножом, он их - стихом. Нежностью, лирической строфой на скрежет замков, побои, ЛТП, психушку. Ненадолго хватило нежности, но многим она запомнилась. Неспособные к стихам мужчины пьют, переживая то же острое чувство родного города, страны и любви. Перевод их тоски в стихах и этом спектакле.
Рыжий в споре с другом («Я никогда не напишу о том, как я люблю Россию») пишет: «Как некий скажем гойевский урод/красавице в любви признаться, рот/закрыв рукой, не может, только пот/лоб леденит, до дрожи рук и ног/я это чувство выразить не мог…/Теперь, припав к мертвеющей траве,/ладонь прижав к лохматой голове,/о страшном нашем думаю родстве».
Стажеры, наливаясь взглядами с осадком, смешно и достоверно разыгрывают беспричинную ненависть друг к другу, беспричинно переходящую в дружбу навзрыд. Да они и не стажеры теперь актеры «Мастерской», продолжают ветку спектаклей Каменьковича «Школа для дураков» и «Самое важное» Евгений Борисович умеет переводить поэзию и поэтическую прозу на язык театра и вовремя спешит запечатлеть в спектаклях бурлящую в молодых красоту и хрупкость взросления. Кто-то из стажеров и сам прошел вторчерметовскую переплавку новыми временами, но сохранил ДНК вольнолюбия.
Из уральского андеграунда поэзия Рыжего держит путь в большую культуру, в большой цитатник. Режиссер Буторин сыграл у Каменьковича в «Улиссе» Стивена Дедала, и - пожалуйста: прищурясь, читает из Рыжего «Иду, как по Дублину Джойс».
Любовь самого Фоменко к дворовым песням открылась с выходом дисков «Домашние радости» Петр Наумович упоенно поет городские романсы «Рафалик» и «На бульваре Гоголя». В этом театре умеют пользоваться правом актера звукоизвлекать. Извлекать поэзию из шума времени.
За магазином ввечеру
стояли, тихо говорили:
«Как хорошо мы плохо жили»,
прикуривали на ветру.
Под скрип репродукторов зрители и актеры уезжают в другой город, в прошлое. «Внимание-внимание! Поезд Екатеринбург Свердловск Екатеринбург отправляется с единственного пути…» Чипсы, орешки, бутерброды, шашки-нарды предлагаются тут же в зрительном зале тем, кто заскучал в дороге (при мне не интересовались…). Полсотни зрителей на поворотном круге крутятся в колесе личных воспоминаний, хотя со всех сторон обступает Свердловск 80-90-х. Наплывает социальная сеть забора жаркая полемика с переходом на личности, тут же пыхтит шмаровозка (шмар загоняют туда под бодрый баян), гипсовые «пионеры» на скамейках с прилипшими к губам бутылками перед милицейским нарядом изображают новейшую скульптурную группу. Кодекс чести промзоны «Вторчермет», кипящее страстями общежитие, промокшая от дождя и счастливых слез первая любовь на крыше, журчание «Санта-Барбары» в телевизоре, дискотечный угар. Чтобы не зависали в ностальгии, остановки на станциях памяти по пять минут. Можно целый сонет прочитать. Или кусочки дневников. Которые интересны и тем, у кого ноль ностальгии. Просто хорошо и точно сказано.
И читают. Разные Рыжие. Штук пять. Как пять Маяковских в давнем любимовском спектакле.
Чиркая гусиным пером по щеке, обозначая шрам-клеймо поэта из промзоны. Они его ножом, он их - стихом. Нежностью, лирической строфой на скрежет замков, побои, ЛТП, психушку. Ненадолго хватило нежности, но многим она запомнилась. Неспособные к стихам мужчины пьют, переживая то же острое чувство родного города, страны и любви. Перевод их тоски в стихах и этом спектакле.
Рыжий в споре с другом («Я никогда не напишу о том, как я люблю Россию») пишет: «Как некий скажем гойевский урод/красавице в любви признаться, рот/закрыв рукой, не может, только пот/лоб леденит, до дрожи рук и ног/я это чувство выразить не мог…/Теперь, припав к мертвеющей траве,/ладонь прижав к лохматой голове,/о страшном нашем думаю родстве».
Стажеры, наливаясь взглядами с осадком, смешно и достоверно разыгрывают беспричинную ненависть друг к другу, беспричинно переходящую в дружбу навзрыд. Да они и не стажеры теперь актеры «Мастерской», продолжают ветку спектаклей Каменьковича «Школа для дураков» и «Самое важное» Евгений Борисович умеет переводить поэзию и поэтическую прозу на язык театра и вовремя спешит запечатлеть в спектаклях бурлящую в молодых красоту и хрупкость взросления. Кто-то из стажеров и сам прошел вторчерметовскую переплавку новыми временами, но сохранил ДНК вольнолюбия.
Из уральского андеграунда поэзия Рыжего держит путь в большую культуру, в большой цитатник. Режиссер Буторин сыграл у Каменьковича в «Улиссе» Стивена Дедала, и - пожалуйста: прищурясь, читает из Рыжего «Иду, как по Дублину Джойс».
Любовь самого Фоменко к дворовым песням открылась с выходом дисков «Домашние радости» Петр Наумович упоенно поет городские романсы «Рафалик» и «На бульваре Гоголя». В этом театре умеют пользоваться правом актера звукоизвлекать. Извлекать поэзию из шума времени.
За магазином ввечеру
стояли, тихо говорили:
«Как хорошо мы плохо жили»,
прикуривали на ветру.
Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010