Небо в алмазах. Они двоятся
Чехов и Фрил в «Мастерской Петра Фоменко»
Новый спектакль «Мастерской» «После занавеса» Евгения Каменьковича. Собственно, два одноактных спектакля: бессмертный, неотвязный водевиль «Медведь» и совсем незнакомая пьеса Брайана Фрила «После занавеса».
Герои Фрила Соня из «Дяди Вани» (Полина Кутепова) и Андрей Прозоров, брат трех сестер (Никита Зверев). По авторской ремарке «Действие происходит в Москве, в привокзальном буфете, в двадцатые годы 20-го века».
В «Медведе» Вдовушку-дуэлянтку играет Наталья Курдюбова, взбешенного и влюбленного кредитора Евгений Цыганов, верного Луку Никита Тюнин. В этой инкарнации пьесы безутешная Елена Ивановна, уйдя в затвор, увековечивает покойника пластически, уж как может. Глиняные головы помещика Попова лежат по всей сцене. Его исполинский монумент глядит на скороспелую любовь уездной статуей Командора.
Наталья Курдюбова отличная актриса, с диапазоном ролей от Гедды Габлер до Огудаловой-маменьки. Водевиль, натурально, жив и изящен. И все же… «Медведя» на сцене перелицевали столько раз, что из его многострадальной шкуры трудно выкроить что-то новое. Но после финала пьесы Фрила и «Медведь» получит новый смысл.
Этот умный, лаконичный драматург чеховских кровей (и переводчик Чехова) уже значился в афишах «Мастерской». Пьесу Фрила «Танцы на праздник урожая», почти ответ «Трем сестрам» пяти сестер, хозяек разоренной ирландской фермы 1930-х, ставил в театре Петра Фоменко Прийт Педаяс (Эстония), играли сестры Кутеповы, Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Полина Агуреева, Карэн Бадалов, Кирилл Пирогов. Замечательный был спектакль! Жаль, что он довольно быстро сошел со сцены.
В «После занавеса» занавес (похоже, тот самый, что опустился над Российской империей по записи Розанова) висит в глубине сцены, меж дымным, грязным стеклом зала ожидания, запаршивевшей линией либерти, битыми витражами московского вокзала и железными путями, угольным туманом, дальними семафорами. На его белом холсте рвется и скрипит немая кинохроника: Первая мировая, Гражданская, НЭП.
Зябкая, нервная, сорокалетняя Соня ждет поезда в уезд: в Москве «решалось дело» о реквизиции ее усадьбы. Дядя Ваня давно умер. Доктор Астров пьет. Елена Андреевна в Париже. Сонин багаж заботливо упакованный саженец, нелепый и трогательный, как она сама: дом и сад вот-вот отберут, но это деревце (вишня, поди, новых сортов из столичного питомника) Соня все равно довезет и посадит в обреченной усадьбе…
Андрей в старом фраке ночует на лавке. Впрочем, он сохранил скрипку и манеры. Как раз у вокзала на скрипке он и играет, чтобы носить передачи в Бутырку Бобику. С Бобиком все просто: генеральский внук и Наташин сын попался на мелкой уголовщине.
Разбитная тетка-буфетчица необъятных размеров отрывает то Бетховена, то «Цыпленка жареного» на реквизированном фортепьяно. Недобитки философствуют. Натурально ждешь рассказов о жизнях, раздавленных революцией. Потом с изумлением понимаешь: да, раздавлены всмятку, оба. Но большевики почти ни при чем. У Сони Серебряковой и у Андрея Прозорова есть беда посерьезнее. Они ее внутри носят.
…Фрил не очень силен в наших реалиях. (Кое-что переводчик Сергей Таск и театр могли бы и поправить, скажем, реплику: «Я был чиновником второго класса при Протопопове». Чиновник второго класса действительный тайный советник, чин министерский и генерал-губернаторский, земцы под роспись чинов вовсе не подпадали. А то у зрителя возникает чувство, что все мы сами себе уже не родные, коль ничего не помним. Чувство-то привычное, но в зале «Мастерской» оно обычно и излечивается…)
Фрил плохо знает Россию 1920-х. Но суть чеховских героев понял очень точно.
Соня с недавних пор открыла для себя оптику для созерцания неба в алмазах. Только алмазы ее двоятся. Оптика простая, российская: в потрепанном портфельчике у Сони початая пол-литра. «Сила духа! восклицает она. Нужна неколебимая сила духа!»
И льется в граненые вокзальные стаканы сорокаградусное топливо ее стоицизма.
Полина Кутепова играет существо, в котором сквозь отрепья чеховской эпохи уже проступают 1970-е, предельная загнанность полуразрушенных героинь Петрушевской. Соня держит саженец, как знамя. И этому знамени верна! Верна любви к доктору Астрову потому что как же иначе? Верна своим иллюзиям. Верна тоске по тому, что не сбудется и сбыться не может. Что бы ни завязалось на ночном вокзале между ней и Андреем Соня, пошатываясь, уйдет прочь, в сизую мглу перрона, сияя рыжими кудрями, выписывая кренделя (водка развозит эту нежную душу сразу), держа флагшток саженца.
И этот последний парад на фоне грязных и битых стекол стиля модерн, медленный уход в глубину сцены, в дым Отечества наших невыносимо высоких идеалов и их печальных носителей, гибнущих под ношей своих ценностей, сделает весь спектакль.
…Право, новобрачная вдова из «Медведя» нам давно ближе и понятнее.
Герои Фрила Соня из «Дяди Вани» (Полина Кутепова) и Андрей Прозоров, брат трех сестер (Никита Зверев). По авторской ремарке «Действие происходит в Москве, в привокзальном буфете, в двадцатые годы 20-го века».
В «Медведе» Вдовушку-дуэлянтку играет Наталья Курдюбова, взбешенного и влюбленного кредитора Евгений Цыганов, верного Луку Никита Тюнин. В этой инкарнации пьесы безутешная Елена Ивановна, уйдя в затвор, увековечивает покойника пластически, уж как может. Глиняные головы помещика Попова лежат по всей сцене. Его исполинский монумент глядит на скороспелую любовь уездной статуей Командора.
Наталья Курдюбова отличная актриса, с диапазоном ролей от Гедды Габлер до Огудаловой-маменьки. Водевиль, натурально, жив и изящен. И все же… «Медведя» на сцене перелицевали столько раз, что из его многострадальной шкуры трудно выкроить что-то новое. Но после финала пьесы Фрила и «Медведь» получит новый смысл.
Этот умный, лаконичный драматург чеховских кровей (и переводчик Чехова) уже значился в афишах «Мастерской». Пьесу Фрила «Танцы на праздник урожая», почти ответ «Трем сестрам» пяти сестер, хозяек разоренной ирландской фермы 1930-х, ставил в театре Петра Фоменко Прийт Педаяс (Эстония), играли сестры Кутеповы, Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Полина Агуреева, Карэн Бадалов, Кирилл Пирогов. Замечательный был спектакль! Жаль, что он довольно быстро сошел со сцены.
В «После занавеса» занавес (похоже, тот самый, что опустился над Российской империей по записи Розанова) висит в глубине сцены, меж дымным, грязным стеклом зала ожидания, запаршивевшей линией либерти, битыми витражами московского вокзала и железными путями, угольным туманом, дальними семафорами. На его белом холсте рвется и скрипит немая кинохроника: Первая мировая, Гражданская, НЭП.
Зябкая, нервная, сорокалетняя Соня ждет поезда в уезд: в Москве «решалось дело» о реквизиции ее усадьбы. Дядя Ваня давно умер. Доктор Астров пьет. Елена Андреевна в Париже. Сонин багаж заботливо упакованный саженец, нелепый и трогательный, как она сама: дом и сад вот-вот отберут, но это деревце (вишня, поди, новых сортов из столичного питомника) Соня все равно довезет и посадит в обреченной усадьбе…
Андрей в старом фраке ночует на лавке. Впрочем, он сохранил скрипку и манеры. Как раз у вокзала на скрипке он и играет, чтобы носить передачи в Бутырку Бобику. С Бобиком все просто: генеральский внук и Наташин сын попался на мелкой уголовщине.
Разбитная тетка-буфетчица необъятных размеров отрывает то Бетховена, то «Цыпленка жареного» на реквизированном фортепьяно. Недобитки философствуют. Натурально ждешь рассказов о жизнях, раздавленных революцией. Потом с изумлением понимаешь: да, раздавлены всмятку, оба. Но большевики почти ни при чем. У Сони Серебряковой и у Андрея Прозорова есть беда посерьезнее. Они ее внутри носят.
…Фрил не очень силен в наших реалиях. (Кое-что переводчик Сергей Таск и театр могли бы и поправить, скажем, реплику: «Я был чиновником второго класса при Протопопове». Чиновник второго класса действительный тайный советник, чин министерский и генерал-губернаторский, земцы под роспись чинов вовсе не подпадали. А то у зрителя возникает чувство, что все мы сами себе уже не родные, коль ничего не помним. Чувство-то привычное, но в зале «Мастерской» оно обычно и излечивается…)
Фрил плохо знает Россию 1920-х. Но суть чеховских героев понял очень точно.
Соня с недавних пор открыла для себя оптику для созерцания неба в алмазах. Только алмазы ее двоятся. Оптика простая, российская: в потрепанном портфельчике у Сони початая пол-литра. «Сила духа! восклицает она. Нужна неколебимая сила духа!»
И льется в граненые вокзальные стаканы сорокаградусное топливо ее стоицизма.
Полина Кутепова играет существо, в котором сквозь отрепья чеховской эпохи уже проступают 1970-е, предельная загнанность полуразрушенных героинь Петрушевской. Соня держит саженец, как знамя. И этому знамени верна! Верна любви к доктору Астрову потому что как же иначе? Верна своим иллюзиям. Верна тоске по тому, что не сбудется и сбыться не может. Что бы ни завязалось на ночном вокзале между ней и Андреем Соня, пошатываясь, уйдет прочь, в сизую мглу перрона, сияя рыжими кудрями, выписывая кренделя (водка развозит эту нежную душу сразу), держа флагшток саженца.
И этот последний парад на фоне грязных и битых стекол стиля модерн, медленный уход в глубину сцены, в дым Отечества наших невыносимо высоких идеалов и их печальных носителей, гибнущих под ношей своих ценностей, сделает весь спектакль.
…Право, новобрачная вдова из «Медведя» нам давно ближе и понятнее.
Елена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010