Пять вечеров
Самая пронзительная пьеса Александра Володина в исполнении фоменок.
В Мастерской Фоменко выпустили неорганичный для этого театра спектакль. Однако ценность рыжаковского творения очевидна. Новые «Пять вечеров» как свежий ветер и для театра, и для актеров.
Виктор Рыжаков режиссер с именем и репутацией, это он поставил вырыпаевский «Кислород», и это под его предводительством проходит володинский фестиваль в городе на Неве. Кому как не ему ставить лучшую пьесу советского классика в лучшем московском театре. Тем более интересно, что ставить Рыжаков решил, открестившись от крассики, в частности, позабыв про михалковский фильм с Гурченко и Любшиным. Фирменное интеллектуальное кружево и обаяние нездешней фоменковской неспешности здесь тоже оказалось ни к месту. В итоге «Вечера» случились неожиданные, короткие и без всяких там черт эпохи.
Главной приметой этой истории всегда считался быт. Героиня Тамара живет в коммуналке, стол покрывает накрахмаленной скатертью, варит щи и смотрит маленький не цветной телевизор. Ильин в старенькой одежде и с нелепым портфелем со сменным бельем в руках вежливо сидит на краешке ее деревянного стула. «Сильные» люди несуществующей уже родины. В спектакле Рыжакова они «переехали» но не в другую эпоху, а куда-то в межвременье. Ради этой цели режиссер придумал мультимедийные декорации крохотный в масштабах сцены квадратный помост, который кружится, как старая пластинка. А вместе с ним кружится отвесная стена. На бумажных обоях оживают анимационные гвозди для одежды, радио, лампочка в парадной. Смотрится эта мультяшная сценография изысканно и трогательно. Удачная находка нарисованная дверь, которую приходится разорвать, чтобы открыть настоящую. Ту, через которую к Тамаре приходит Ильин.
Она дождалась Его, это даже не история, но миф. А мифы фоменки творят как никто. Главная звезда здесь Полина Агуреева, однако есть еще чудный Алексей Колубков (в роли Тимофеева) и многообещающий стажер Артем Цуканов (Слава). Ильина играет Игорь Гордин, отчаянную Катю Яна Гладких, а продавщицу Зою актриса Малого театра Евгения Дмитриева. По версии Рыжакова их герои простые, и значит нелепые растерянные люди. Живущие везде и во все времена.
Агуреева не стала вживаться в образ советской женщины, передовика производства, зато изобразила эксцентричную особу во фланелевой рубашке до пят, которая с трудом прощается с привычной броней из улыбок и колкостей. Ее заскорузлое одиночество читается в каждом движении, в нелепой зарядке, которую она совершает ежеутренне, надев на нелепый начес дурацкую сетку. Ильин в исполнении Гордина не молчаливый
суровый шофер, приехавший с Севера, а издерганный уставший человек, который не уверен ни в себе, ни в своих решениях. Он шатается в пальто и шляпе, как будто не знает, оставаться ему или уже уходить.
Два одиночества, которые даже когда встретились, не уверены, что это к добру. Неуверенность Рыжаков подчеркивает через внешнюю суетливость. Пластика в спектакле немного нарочитая. Тамара по-клоунски семенит ногами и склоняет голову набок, Гордин наматывает по сцене километры, Слава и Катя, как молодые кузнечики, прыгают. Кроме этого, на сцене постоянно что-то происходит: герои снимают и носят на себе двери, потом ставят цветы в вазу, уносят вазу, вытаскивают тарелки . И делают все это весело. Почти взлетая. Слава выполняет немыслимые трюки на самом верху отвесной стены, телефонистка Катя висит вниз головой и забавно кривит ноги, когда «ух как счастлива».
К такому же окрылению любовью Ильин и Тамара будут готовы только к финалу, а до него им приходится преодолевать себя и свое внезапно вернувшееся чувство. Агуреева по-детски тыкается носом в плечо Ильину, а тот неслышно обводит ее контур руками, ищет и не находит нужных слов. Самые лучшие моменты спектакля попадают на диалоги этих двоих и их обоюдное молчание. Когда Тамара срывающимся голосом запоет «Валенки», увлекаемая Ильиным в дверной проем, и вовсе перехватывает дыхание.
Эти два часа зритель имеют дело с нестандартной трактовкой вечной истории, в которой, однако, как ни крути, все просто, ясно и понятно. Так, как должно быть, когда читаешь хорошие стихи. Или смотришь бескомпромиссный, но нежный спектакль о любви.
Виктор Рыжаков режиссер с именем и репутацией, это он поставил вырыпаевский «Кислород», и это под его предводительством проходит володинский фестиваль в городе на Неве. Кому как не ему ставить лучшую пьесу советского классика в лучшем московском театре. Тем более интересно, что ставить Рыжаков решил, открестившись от крассики, в частности, позабыв про михалковский фильм с Гурченко и Любшиным. Фирменное интеллектуальное кружево и обаяние нездешней фоменковской неспешности здесь тоже оказалось ни к месту. В итоге «Вечера» случились неожиданные, короткие и без всяких там черт эпохи.
Главной приметой этой истории всегда считался быт. Героиня Тамара живет в коммуналке, стол покрывает накрахмаленной скатертью, варит щи и смотрит маленький не цветной телевизор. Ильин в старенькой одежде и с нелепым портфелем со сменным бельем в руках вежливо сидит на краешке ее деревянного стула. «Сильные» люди несуществующей уже родины. В спектакле Рыжакова они «переехали» но не в другую эпоху, а куда-то в межвременье. Ради этой цели режиссер придумал мультимедийные декорации крохотный в масштабах сцены квадратный помост, который кружится, как старая пластинка. А вместе с ним кружится отвесная стена. На бумажных обоях оживают анимационные гвозди для одежды, радио, лампочка в парадной. Смотрится эта мультяшная сценография изысканно и трогательно. Удачная находка нарисованная дверь, которую приходится разорвать, чтобы открыть настоящую. Ту, через которую к Тамаре приходит Ильин.
Она дождалась Его, это даже не история, но миф. А мифы фоменки творят как никто. Главная звезда здесь Полина Агуреева, однако есть еще чудный Алексей Колубков (в роли Тимофеева) и многообещающий стажер Артем Цуканов (Слава). Ильина играет Игорь Гордин, отчаянную Катю Яна Гладких, а продавщицу Зою актриса Малого театра Евгения Дмитриева. По версии Рыжакова их герои простые, и значит нелепые растерянные люди. Живущие везде и во все времена.
Агуреева не стала вживаться в образ советской женщины, передовика производства, зато изобразила эксцентричную особу во фланелевой рубашке до пят, которая с трудом прощается с привычной броней из улыбок и колкостей. Ее заскорузлое одиночество читается в каждом движении, в нелепой зарядке, которую она совершает ежеутренне, надев на нелепый начес дурацкую сетку. Ильин в исполнении Гордина не молчаливый
суровый шофер, приехавший с Севера, а издерганный уставший человек, который не уверен ни в себе, ни в своих решениях. Он шатается в пальто и шляпе, как будто не знает, оставаться ему или уже уходить.
Два одиночества, которые даже когда встретились, не уверены, что это к добру. Неуверенность Рыжаков подчеркивает через внешнюю суетливость. Пластика в спектакле немного нарочитая. Тамара по-клоунски семенит ногами и склоняет голову набок, Гордин наматывает по сцене километры, Слава и Катя, как молодые кузнечики, прыгают. Кроме этого, на сцене постоянно что-то происходит: герои снимают и носят на себе двери, потом ставят цветы в вазу, уносят вазу, вытаскивают тарелки . И делают все это весело. Почти взлетая. Слава выполняет немыслимые трюки на самом верху отвесной стены, телефонистка Катя висит вниз головой и забавно кривит ноги, когда «ух как счастлива».
К такому же окрылению любовью Ильин и Тамара будут готовы только к финалу, а до него им приходится преодолевать себя и свое внезапно вернувшееся чувство. Агуреева по-детски тыкается носом в плечо Ильину, а тот неслышно обводит ее контур руками, ищет и не находит нужных слов. Самые лучшие моменты спектакля попадают на диалоги этих двоих и их обоюдное молчание. Когда Тамара срывающимся голосом запоет «Валенки», увлекаемая Ильиным в дверной проем, и вовсе перехватывает дыхание.
Эти два часа зритель имеют дело с нестандартной трактовкой вечной истории, в которой, однако, как ни крути, все просто, ясно и понятно. Так, как должно быть, когда читаешь хорошие стихи. Или смотришь бескомпромиссный, но нежный спектакль о любви.
Наталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Присуждены почетные «Золотые маски»«OpenSpace», 12.12.2011
- Названы лауреаты почетных «Золотых Масок»«Газета.ru», 12.12.2011
- Петр Фоменко получит почетную «Золотую маску»«Lenta.ru», 12.12.2011
- Названы первые лауреаты фестиваля «Золотая маска»Рита Русакова, «Коммерсант-Online», 12.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Анн-Доминик Кретта : Русская актриса из кантона ВалеНадежда Сикорская, «Наша газета», 7.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- Десять главных спектаклей 2011 года«РИА-Новости», 12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- «Русский человек на рандеву»Юлия Яковлева, «Forbes», 20.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- НАДЖА МЭР: Москву я еще совсем не знаю, потому что мы все время работаемПавел Подкладов, «Культура», 1.09.2011
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Шестой вечерНина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- Шестой вечерНина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- Шестой вечерНина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- ИНОСТРАНЦЫ НА РОССИЙСКОЙ СЦЕНЕ, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНКИ В РОССИИПавел Подкладов, «Планета Красота», 05.2011
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре»Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Игорь Гордин: «Актеру нужно ходить на сторону»Марина Шимадина, «Ваш досуг», 6.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011