«Все настоящее дается трудно»
Актер Кирилл Пирогов побывал Чеховым и вот уже шесть лет пытается превратиться в носорога
Разговор с Кириллом Пироговым состоялся во время коротких гастролей в Петербурге Московского театра «Мастерская Петра Фоменко», которые продлятся до 17 октября на сцене Александринки. Пирогов занят в спектаклях «Три сестры» и «Носорог». Актер обаятелен, улыбчив, интеллигентен. Порой застенчиво улыбаясь, Пирогов очень напоминал своего героя-интеллектуала Илью Сетевого в картине «Брат-2». Не было звездности, ни грамма снобизма, которым порой грешат московские артисты. С улыбкой он говорил о серьезных вещах, связанных с искусством и философией.
Кирилл, вы, кажется, первый и единственный актер, которого Петр Фоменко взял со стороны не из ГИТИСа, где выпустил четыре курса, а из Щукинского училища. Как вы думаете, почему он вас позвал?
Никогда это не обсуждалось. Я просто влился в его дом, принял атмосферу, она стала моей. Мы еще студентами делали совместный спектакль щукинско-гитисовский «Шум и ярость» по Фолкнеру. И после этого я, естественным образом, остался у Фоменко. Но единственным человеком со стороны я уже не являюсь. Таких, как я, сегодня очень много.
Чем вас привлекает этот театр? Психологизмом, приверженностью к классике?
Нельзя сказать, нравится мне этот театр чем-то или нет. Я вырос в этом театре как актер. И у меня не было такого момента в жизни, чтобы я выбирал себе театр, работу. Все случилось само собой. Мне тут очень хорошо. И порой хочется весь мир променять на театр, работать здесь, никуда не выходя.
При этом вы достаточно интересно заявили о себе в кино: «Орел и решка» Георгия Данелии, «Брат-2» Алексея Балабанова, «Дневник убийцы» Кирилла Серебренникова Играете не только положительных героев, но и негодяев, злодеев. А главное, играете своих современников. Получается, киноролями вы стремитесь восполнить прогал, который существует в театре в смысле современного материала? Ведь тут вы заняты только в классическом репертуаре
Нет никакого прогала. Я не восполняю какую-то пустоту. Материал действительно очень разный. Но ведь дело не в том, как одет человек и какая показана эпоха важна атмосфера, пространство, в котором режиссер и актеры ищут образы, характеры, символы. В кино почти не снимают фильмы, основанные на классическом материале. Этим объясняется такая разность персонажей в кино и театре. Но везде человек остается на первом месте.
Вас пригласил кинорежиссер Виталий Мельников на роль Чехова в фильме «Львы, орлы и куропатки»
Но это не есть классическая драматургия в прямом смысле. К Чехову, к тому, как он писал, это не имеет отношения. Там в основе воспоминания чудесной писательницы Лидии Авиловой, которая испытывала к Антону Павловичу особенные романтические чувства Это ее повествование о Чехове, о его приездах в Петербург, ее личное восприятие его творчества. Виталий Вячеславович привнес многое и от себя, добавил воспоминания Бунина. Но соглашусь с вами это было очень глубокое погружение в материал другой эпохи. Я благодарен Мельникову за это приглашение. Такой режиссер большая редкость в современном кино. С ним было нестрашно пуститься в это непростое плавание. С кем угодно было бы страшно, но не с ним. Он берется за материал только тогда, когда он его действительно волнует, когда хорошо представляет, что хочет сказать.
Образ Чехова у Мельникова и образ чеховского героя в «Трех сестрах» барона Тузенбаха каким-то образом смыкаются?
Внутри меня смыкаются. Внешне, я думаю, эта связь никак не проявляется. Но вообще я заметил взаимопроникновение этих вещей. Какое-то время находясь в облике Антона Павловича, погружаясь в его мысли, представления, перенимая привычки, словесные выражения, я начинал его лучше чувствовать. А с другой стороны, и работа в театре над чеховской драматургией мне помогала, может быть подспудно, найти ключ к разгадке характера Чехова. В нем ведь можно увидеть и отзывчивого доктора, помогающего страждущим, и циничного человека, даже мизантропа, можно угадать того, кто понял многое о любви, и того, кто так и не познал этой любви в полной мере. Я рад, что Чехова сегодня сняли с пьедестала, что меньше стало ложного пафоса в его сторону. Пафос это всегда искривление, увод от истины.
Вы не знакомы с Леонидом Мозговым, который играл Чехова в картине Александра Сокурова «Камень»?
Знаком, замечательный актер, он бывал на наших спектаклях. Но я, простите, не знал, что Мозговой играл Чехова! Было бы интересно услышать его мнение о том, как мне удалось перевоплотиться в Антона Павловича. Кстати, фильм «Львы, орлы и куропатки» скоро выходит в прокат.
Вы получили литературную премию «Чайка» за роль Беранже в спектакле «Носорог» по пьесе Эжена Ионеско в постановке Ивана Поповски. Это была трудная работа?
Очень сложная для постановки вещь. Все настоящее трудно дается. Если что-то там зацеплялось, то это было большой радостью. В пьесе есть современное звучание, и вечный вопрос, который возникает перед человеком во все времена: как остаться человеком? Беранже пытается уйти к носорогам, стать таким, как они. А у него не получается. Он из последних сил пытается и не может. Пьесу считали антифашистской. Но Ионеско не хотел, чтобы ее трактовали только так. Она шире и многограннее. С каждым человеком в жизни происходят невероятные превращения. Порой помимо своей воли, порой сознательно он идет на то, о чем раньше и представления не имел.
Вы играете эту роль уже шесть лет не надоело?
Нет. Потому что роль меняется вместе со спектаклем. Спектакль постоянно находится в движении. И мне очень нравится театр абсурда. Хотя сам Ионеско не называл его так он называл это просто театром правды. Разве сегодня жизнь, которая вокруг нас, не напоминает тот же абсурд? В «Носороге», кроме перевернутых предлагаемых обстоятельств, все остальное реально… И даже полудокументально. Ионеско хотел, чтобы это не играли, а жили бы этим. Насколько я знаю, он не любил «представленческий» театр, нажимную игру.
Мне кажется, этот абсурд как правду жизни зрители хорошо почувствовали в фильме «Брат-2». Там есть правда, за которую борется Данила Багров. И есть абсурд, в котором эта правда существовать не может. А еще есть стойкое ощущение, что герои похожи на своих исполнителей.
Да, это так, мы во многом ориентировались на себя, шли от своих характеров. При этом было очень интересно поставить себя в новые обстоятельства.
Вы сдружились с Сергеем Бодровым после этого фильма?
Мы стали дружить до фильма Леша Балабанов нас познакомил раньше, уже, видно, предполагая какую-то нашу родственность. Потому и чувствуется в картине наша дружеская привязанность друг к другу. А потом уже Сережа пригласил меня в свой страшноватый фильм «Сестры», который еще больше нас сблизил.
Насколько я знаю, именно роль в «Брате-2» принесла вам известность? Наутро вы проснулись знаменитым?
Нет. Мне кажется, известность ко мне пришла чуть раньше, после картины Георгия Данелии «Орел и решка» это очень дорогая для меня картина. Первая и у такого известного режиссера!
Вы явно везунчик по жизни. В 33 года стали заслуженным артистом России. ..
Не знаю, везение ли это? Я к тому времени много работал в театре, много ролей было. Думаю, нам всем повезло всем тем, кого собрал под свое крыло Петр Наумович.
Как работается с Фоменко? В каком-то интервью вы говорили, что вначале, в первом вашем спектакле «Таня-Таня», вы его просто боялись, да и другие актеры называли Фоменко «грозовой тучей»?
Это было давно. Теперь я уже его не боюсь, наверное, вошел в другую весовую категорию. С Петром Наумовичем очень интересно и очень трудно. Нужно учиться серьезно.
Он часто бывает чем-то недоволен?
Он никогда не показывает, что ему что-то не нравится. И невозможно понять, что он думает на самом деле. Он работает и работает. Однажды его спросили: что такое творчество? И Петр Наумович ответил: «Я не знаю, что такое творчество, но я знаю, что такое работа».
Фоменко скуп на добрые слова?
Нет, он умеет хвалить других, часто говорит артистам, какие они талантливые. Он нас всех поддерживает всегда.
Какая ваша любимая роль в театре? Тузенбах, Беранже?
И та и другая очень любимые они мучительно рождались и потому, наверное, любимые. А вообще много любимых. Но лучше говорить не о ролях, а о спектаклях. Фоменко, например, очень ценит, когда артисты играют спектакли, а не роли. Он всегда нас, актеров, воспитывает в этом смысле. Мы же часто пытаемся тянуть одеяло на себя. А надо чувствовать партнера на сцене и составлять ансамбль. Мне кажется, именно это у нас хорошо получается.
// Беседовала Елена Добрякова.
Разговор с Кириллом Пироговым состоялся во время коротких гастролей в Петербурге Московского театра «Мастерская Петра Фоменко», которые продлятся до 17 октября на сцене Александринки. Пирогов занят в спектаклях «Три сестры» и «Носорог». Актер обаятелен, улыбчив, интеллигентен. Порой застенчиво улыбаясь, Пирогов очень напоминал своего героя-интеллектуала Илью Сетевого в картине «Брат-2». Не было звездности, ни грамма снобизма, которым порой грешат московские артисты. С улыбкой он говорил о серьезных вещах, связанных с искусством и философией.
Кирилл, вы, кажется, первый и единственный актер, которого Петр Фоменко взял со стороны не из ГИТИСа, где выпустил четыре курса, а из Щукинского училища. Как вы думаете, почему он вас позвал?
Никогда это не обсуждалось. Я просто влился в его дом, принял атмосферу, она стала моей. Мы еще студентами делали совместный спектакль щукинско-гитисовский «Шум и ярость» по Фолкнеру. И после этого я, естественным образом, остался у Фоменко. Но единственным человеком со стороны я уже не являюсь. Таких, как я, сегодня очень много.
Чем вас привлекает этот театр? Психологизмом, приверженностью к классике?
Нельзя сказать, нравится мне этот театр чем-то или нет. Я вырос в этом театре как актер. И у меня не было такого момента в жизни, чтобы я выбирал себе театр, работу. Все случилось само собой. Мне тут очень хорошо. И порой хочется весь мир променять на театр, работать здесь, никуда не выходя.
При этом вы достаточно интересно заявили о себе в кино: «Орел и решка» Георгия Данелии, «Брат-2» Алексея Балабанова, «Дневник убийцы» Кирилла Серебренникова Играете не только положительных героев, но и негодяев, злодеев. А главное, играете своих современников. Получается, киноролями вы стремитесь восполнить прогал, который существует в театре в смысле современного материала? Ведь тут вы заняты только в классическом репертуаре
Нет никакого прогала. Я не восполняю какую-то пустоту. Материал действительно очень разный. Но ведь дело не в том, как одет человек и какая показана эпоха важна атмосфера, пространство, в котором режиссер и актеры ищут образы, характеры, символы. В кино почти не снимают фильмы, основанные на классическом материале. Этим объясняется такая разность персонажей в кино и театре. Но везде человек остается на первом месте.
Вас пригласил кинорежиссер Виталий Мельников на роль Чехова в фильме «Львы, орлы и куропатки»
Но это не есть классическая драматургия в прямом смысле. К Чехову, к тому, как он писал, это не имеет отношения. Там в основе воспоминания чудесной писательницы Лидии Авиловой, которая испытывала к Антону Павловичу особенные романтические чувства Это ее повествование о Чехове, о его приездах в Петербург, ее личное восприятие его творчества. Виталий Вячеславович привнес многое и от себя, добавил воспоминания Бунина. Но соглашусь с вами это было очень глубокое погружение в материал другой эпохи. Я благодарен Мельникову за это приглашение. Такой режиссер большая редкость в современном кино. С ним было нестрашно пуститься в это непростое плавание. С кем угодно было бы страшно, но не с ним. Он берется за материал только тогда, когда он его действительно волнует, когда хорошо представляет, что хочет сказать.
Образ Чехова у Мельникова и образ чеховского героя в «Трех сестрах» барона Тузенбаха каким-то образом смыкаются?
Внутри меня смыкаются. Внешне, я думаю, эта связь никак не проявляется. Но вообще я заметил взаимопроникновение этих вещей. Какое-то время находясь в облике Антона Павловича, погружаясь в его мысли, представления, перенимая привычки, словесные выражения, я начинал его лучше чувствовать. А с другой стороны, и работа в театре над чеховской драматургией мне помогала, может быть подспудно, найти ключ к разгадке характера Чехова. В нем ведь можно увидеть и отзывчивого доктора, помогающего страждущим, и циничного человека, даже мизантропа, можно угадать того, кто понял многое о любви, и того, кто так и не познал этой любви в полной мере. Я рад, что Чехова сегодня сняли с пьедестала, что меньше стало ложного пафоса в его сторону. Пафос это всегда искривление, увод от истины.
Вы не знакомы с Леонидом Мозговым, который играл Чехова в картине Александра Сокурова «Камень»?
Знаком, замечательный актер, он бывал на наших спектаклях. Но я, простите, не знал, что Мозговой играл Чехова! Было бы интересно услышать его мнение о том, как мне удалось перевоплотиться в Антона Павловича. Кстати, фильм «Львы, орлы и куропатки» скоро выходит в прокат.
Вы получили литературную премию «Чайка» за роль Беранже в спектакле «Носорог» по пьесе Эжена Ионеско в постановке Ивана Поповски. Это была трудная работа?
Очень сложная для постановки вещь. Все настоящее трудно дается. Если что-то там зацеплялось, то это было большой радостью. В пьесе есть современное звучание, и вечный вопрос, который возникает перед человеком во все времена: как остаться человеком? Беранже пытается уйти к носорогам, стать таким, как они. А у него не получается. Он из последних сил пытается и не может. Пьесу считали антифашистской. Но Ионеско не хотел, чтобы ее трактовали только так. Она шире и многограннее. С каждым человеком в жизни происходят невероятные превращения. Порой помимо своей воли, порой сознательно он идет на то, о чем раньше и представления не имел.
Вы играете эту роль уже шесть лет не надоело?
Нет. Потому что роль меняется вместе со спектаклем. Спектакль постоянно находится в движении. И мне очень нравится театр абсурда. Хотя сам Ионеско не называл его так он называл это просто театром правды. Разве сегодня жизнь, которая вокруг нас, не напоминает тот же абсурд? В «Носороге», кроме перевернутых предлагаемых обстоятельств, все остальное реально… И даже полудокументально. Ионеско хотел, чтобы это не играли, а жили бы этим. Насколько я знаю, он не любил «представленческий» театр, нажимную игру.
Мне кажется, этот абсурд как правду жизни зрители хорошо почувствовали в фильме «Брат-2». Там есть правда, за которую борется Данила Багров. И есть абсурд, в котором эта правда существовать не может. А еще есть стойкое ощущение, что герои похожи на своих исполнителей.
Да, это так, мы во многом ориентировались на себя, шли от своих характеров. При этом было очень интересно поставить себя в новые обстоятельства.
Вы сдружились с Сергеем Бодровым после этого фильма?
Мы стали дружить до фильма Леша Балабанов нас познакомил раньше, уже, видно, предполагая какую-то нашу родственность. Потому и чувствуется в картине наша дружеская привязанность друг к другу. А потом уже Сережа пригласил меня в свой страшноватый фильм «Сестры», который еще больше нас сблизил.
Насколько я знаю, именно роль в «Брате-2» принесла вам известность? Наутро вы проснулись знаменитым?
Нет. Мне кажется, известность ко мне пришла чуть раньше, после картины Георгия Данелии «Орел и решка» это очень дорогая для меня картина. Первая и у такого известного режиссера!
Вы явно везунчик по жизни. В 33 года стали заслуженным артистом России. ..
Не знаю, везение ли это? Я к тому времени много работал в театре, много ролей было. Думаю, нам всем повезло всем тем, кого собрал под свое крыло Петр Наумович.
Как работается с Фоменко? В каком-то интервью вы говорили, что вначале, в первом вашем спектакле «Таня-Таня», вы его просто боялись, да и другие актеры называли Фоменко «грозовой тучей»?
Это было давно. Теперь я уже его не боюсь, наверное, вошел в другую весовую категорию. С Петром Наумовичем очень интересно и очень трудно. Нужно учиться серьезно.
Он часто бывает чем-то недоволен?
Он никогда не показывает, что ему что-то не нравится. И невозможно понять, что он думает на самом деле. Он работает и работает. Однажды его спросили: что такое творчество? И Петр Наумович ответил: «Я не знаю, что такое творчество, но я знаю, что такое работа».
Фоменко скуп на добрые слова?
Нет, он умеет хвалить других, часто говорит артистам, какие они талантливые. Он нас всех поддерживает всегда.
Какая ваша любимая роль в театре? Тузенбах, Беранже?
И та и другая очень любимые они мучительно рождались и потому, наверное, любимые. А вообще много любимых. Но лучше говорить не о ролях, а о спектаклях. Фоменко, например, очень ценит, когда артисты играют спектакли, а не роли. Он всегда нас, актеров, воспитывает в этом смысле. Мы же часто пытаемся тянуть одеяло на себя. А надо чувствовать партнера на сцене и составлять ансамбль. Мне кажется, именно это у нас хорошо получается.
// Беседовала Елена Добрякова.
«Невское время», 14.10.2011
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Присуждены почетные «Золотые маски»«OpenSpace», 12.12.2011
- Названы лауреаты почетных «Золотых Масок»«Газета.ru», 12.12.2011
- Петр Фоменко получит почетную «Золотую маску»«Lenta.ru», 12.12.2011
- Названы первые лауреаты фестиваля «Золотая маска»Рита Русакова, «Коммерсант-Online», 12.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Анн-Доминик Кретта : Русская актриса из кантона ВалеНадежда Сикорская, «Наша газета», 7.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- Десять главных спектаклей 2011 года«РИА-Новости», 12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- «Русский человек на рандеву»Юлия Яковлева, «Forbes», 20.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- НАДЖА МЭР: Москву я еще совсем не знаю, потому что мы все время работаемПавел Подкладов, «Культура», 1.09.2011
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Шестой вечерНина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- Шестой вечерНина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- Шестой вечерНина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- ИНОСТРАНЦЫ НА РОССИЙСКОЙ СЦЕНЕ, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНКИ В РОССИИПавел Подкладов, «Планета Красота», 05.2011
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре»Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Игорь Гордин: «Актеру нужно ходить на сторону»Марина Шимадина, «Ваш досуг», 6.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011