ИНОСТРАНЦЫ НА РОССИЙСКОЙ СЦЕНЕ, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНКИ В РОССИИ
Моника Санторо: Мне нравится в России душевный простор людей
Если читатель, увидев нашу рубрику решит, что речь пойдёт о гастролёрах, то он ошибется. Героиня этой публикации итальянка по национальности и гражданству служит в одном из самых знаменитых театров мира «Мастерской Петра Фоменко». Творческая судьба Моники удивительна. Она какое-то время училась музыке в Консерватории им. Джоаккино Россини в Пезаро, потом окончила Университет в Урбино, где и заразилась театральной «бациллой». А приехав изучать русскую культуру вСанкт-Петербург, «увязла» в театре навсегда: закончила актерский курс СПбГАТИ (мастерскую Ю. М. Красовского), потом попробовала себя в Театре «Особняк». Но, услышав, что Петр Фоменко объявил набор в стажерскую труппу своего театра, бросила Питер и приехала в Москву поступать. Конкурс был сумасшедший, но Моника прошла все «редуты». С тех пор прошло четыре года, в течение которых молодая итальянская актриса сыграла в «Мастерской» несколько примечательных ролей, в том числе в изумительных «Сказке Арденнского леса» и «Триптихе» Петра Фоменко, а также в спектаклях Евгения Каменьковича и Ивана Поповски. А Николай Дручек в «Белых ночах» по Ф. М. Достоевскому даже доверил ей сыграть Фёклу и Матрёну. Но в полной мере талант, темперамент и «драйв» Моники проявился в спектакле «Рыжий», сочинённом стажерской группой во главе с молодым режиссёром Юрием Буториным по стихам замечательного поэта Бориса Рыжего и песням Сергея Никитина. В этом спектакле Моника выходит на сцену в образе прекрасной дамы, обозначенной в программке как «Некто Н.», которая периодически меняет свой облик и роскошные туалеты: от изысканного застиранного халатика до изящных белых трикотажных рейтуз с резиночками. При этом она виртуозно играет на флейте и трубе и демонстрирует совё потрясающее «бель канто», распевая мировые эстрадные хиты и разухабистые песни в жанре «городского романса» на стихи Бориса Рыжего. Кстати, героиня этой публикации хорошо поет и русские народные песни, спасибо её педагогу по вокалу в СПбГАТИ Таисии Калинченко. Вот так причудливо тасуется колода: молодая итальянка, наверное, и не ведает, что эта дивная русская актриса за два года до рождения своей ученицы сыграла в пронзительном фильме Петра Наумовича Фоменко «На всю оставшуюся жизнь».
Моника, ваша творческая биография началась не с театра, а с других наук и искусств?
Да, я училась сначала в музыкальной школе и в консерватории в Пезаро, а потом в университете в Урбино. Город Пезаро знаменит тем, что там родился Джоаккино Россини, а Урбино считается мировым сокровищем, там очень хорошо сохранилась архитектура. Пезаро университетский город, в нем студентов больше, чем простых жителей. В урбинском университете я изучала иностранные языки, в том числе, русский. Вообще, мама с детства заставляла меня изучать языки, наверное, понимала, что это пригодится в дальнейшем. В университете я уже почти решила, что языки это мой путь в жизни. Но там был театральный коллектив, с которым я стала сотрудничать. Все было очень серьезно: к нам приезжали мастера и занимались с нами. Мне помогало то, что я знала языки, имела музыкальное образование. И непонятно откуда возникла настоящая страсть к театру.
А не говорили ли вам родители, что театр это «гиблое» дело?!
Мама иногда говорила что-то вроде этого. А папа нет. Он по профессии музыкант трубач, и понимал, что, если туда тянет, то ничего уже поделать нельзя. Они мне говорили: «Мы твои решения не понимаем, но делай, как хочешь». Согласились они и тогда, когда я решила уехать в Россию. Кстати, мама недавно приезжала сюда, была на наших спектаклях.
Откуда вы так хорошо знаете русский язык?
Думаю, что я выучила русский «от отчаяния». Ведь я оказалась в незнакомой стране России совершенно одна, так что деваться было некуда. Я себе сказала: «Придется учить. Ведь здесь надо будет не только жить, но и заниматься тем, чем ты хочешь!» Кроме того, мне всегда помогали хорошие люди: и в Петербурге, и в Москве. И они помогали мне в самые сложные моменты особого одиночества или когда мне казалось, что я иду по жизни неправильно.
Как вы оказались в Петербурге?
В своём университете я получила стипендию на шесть месяцев для поездки в Петербург и изучения русского языка. В Питере я училась и писала выпускную работу по русскому театру. Почти не зная язык, я стала ходить по театрам. Так я старалась связать театр с наукой. Но пошла даже дальше: в «Желтых страницах» нашла адрес Академии театрального искусства, пришла туда и попросила разрешения присутствовать на занятиях по мастерству. Я ходила ко многим педагогам, мне было очень интересно. Мне даже позволили участвовать в этюдах. И тогда всё решилось: я поступаю в Академию.
Значит, вы воспользовались государственной стипендией Италии не просто для изучения русской культуры, а для внедрения в неё и «проникновения» в российский театр?
Можно сказать так. Но по приезде в Италию я много рассказывала о культуре России, о театре, даже прочитала доклад, и всем было, по-моему, интересно. Тем более, что они стараются развивать культурные связи, и я в этом участвовала.
Были ли у вас в Академии театрального искусства роли, которые помнятся вам и сейчас?
Конечно. Не забывается первый спектакль нашего курса «Голый король», в котором я играла дирижера оркестра. Это был клоунский оркестр, который исполнял живую музыку на протяжении всего спектакля. У меня был дикий парик, огромные туфли, толщинки…
В вашем послужном списке я обнаружил роль, которая называлась «Маска Пульчинелла» в редком для нашего театра жанре commedia dell'arte. Это было интересно?
Да, очень! Мне очень повезло в Академии, что мой Мастер Юрий Михайлович Красовский был открыт для работы с мастерами, работающими в других жанрах. Когда я училась на четвертом курсе, в Петербург приехал итальянский режиссер Микеле Монетта. Он давал мастер-класс, на котором я была переводчицей. Потом его пригласили ставить спектакль, в котором он придумал маски и преподал нам основы этого жанра commedia dell'arte. «Маска Пульчинелла» очень помогла мне потом и в других ролях. Например, в роли Белой королевы в спектакле Ивана Поповски «Алиса в Зазеркалье», особенно во время превращения в овцу.
Как получилось, что вы вдруг решили поехать в Москву и поступить в стажерскую группу «Мастерской П. Фоменко»?
На четвертом курсе Академии я подумала, что с удовольствием осталась бы поработать в России. Попробовала себя в одном из театром в Петербурге, но не пошло. Узнала, что Петр Наумович Фоменко набирает стажерскую группу. Несколько раз приезжала на консультации, потом на туры. К счастью, меня приняли.
Мне кажется, что «хитрый» Петр Наумович набрал в свою стажерскую группу «разноплеменных» людей, чтобы и самому у вас чему-то поучиться.
Да. Он всегда говорит, что очень важно учиться друг у друга, беречь эту нашу общую работу. Меня потрясло, когда он сказал, что каждый человек носит свой опыт с собой. И я почувствовала, что меня здесь принимают такой, какая я есть. Он ценит то, что мы все разные. Он с нами вместе сомневается, спорит, учится. И мы иногда спорим с ним.
За четыре года вы достаточно много сыграли в спектаклях «Мастерской». Но мне хотелось бы поговорить о спектакле «Рыжий». Это была инициатива вашей команды?
Идею этого спектакля нам подарил Сергей Яковлевич Никитин. Он принес в театр свои песни на стихи Бориса Рыжего. Мы пробовали работать с этими песнями, но у нас долго ничего не получалось. Петр Наумович просил ни в коем случае не бросать это дело. В конце второго года стажировки у нас стало что-то получаться. И, в конце концов, стажерами был создан спектакль. В нем нет пьесы, тут все зависит от наших ассоциаций, мыслей, чувств.
Это спектакль о 80-х годах России, поэтому он волнует сердца россиян и, прежде всего, тех, кто жил в это время. А как чувствует эти стихи молодая итальянка?
Я воспринимаю их интуитивно. Потому что эти стихи универсальны. Для них нет границ стран или национальностей. Они сами ложатся на душу. И музыка там прекрасная.
Я слышал ваше пение и в этом спектакле, и в записи. Признайтесь честно: вы все же закончили консерваторию по классу вокала?
Нет! Я училась лишь немного по классу флейты. Потом поняла, что хорошей флейтистки из меня не получится, и решила, что флейта поможет мне в театре.
А на трубе вам часто приходится играть?
Часто. Хотя играю на ней очень плохо и репертуар у меня небольшой. Но Петр Наумович умудрился использовать мои скромные способности в спектаклях. Мы с ним вместе придумали несколько «номеров» для моей трубы.
Вам, наверное, приходится много репетировать. Соседи по дому вас ещё не побили?
Нет, потому что я репетирую в гримерке. Думаю, что коллеги-актеры скоро побьют.
Я знаю, что как-то раз вы были на фестивале и пели зонги Курта Вайля. Вам близок этот потрясающий композитор?
Да, я обожаю его музыку. Я пела его зонги в 2007 году на фестивале, который организовал замечательный музыкант Алексей Гариболь. Мне это было очень интересно.
Есть ли у вас роль-мечта?
Одной любимой роли, о которой я мечтала бы, у меня нет. Думаю, лучше пробовать много разных ролей. Но если бы пришлось когда-нибудь играть в Италии, то хотелось бы попробовать какую-нибудь пьесу Пиранделло.
Похожа ли итальянская театральная система на русскую?
Нет, там всё иначе. Группа актеров собирается на определенный спектакль, его играют какое-то время, потом люди расходятся. Спектакль в репертуаре театра редко остается. Поэтому у итальянских актеров ситуация сложнее, чем у российских. Надо постоянно создавать себе работу, искать её, «прыгать» из одного проекта в другой. Это трудно, но заставляет быть постоянно в форме. В Италии сейчас очень хорошее молодое поколение актеров.
Однажды будучи в Италии в маленьком городке я услышал жуткие крики и ругань. Казалось, что идет кровавая разборка. Но, подойдя, я убедился в том, что люди «мирно» разговаривают друг с другом, сидя за столом, попивая винцо и размахивая руками. Судя по вашему пению и некоторым ролям, у вас истинно итальянский темперамент. Приходилось ли вам, живя в России, «приструнивать» свою энергию?
Постоянно! Дело в том, что у нас дома принято общаться именно так: мой папа с юга, из Неаполя. Поэтому «градус» нашего семейного общения гораздо выше, чем в среднем по Италии. Иногда на меня обижаются коллеги: «Что ты на нас кричишь!» Я им пытаюсь объяснить, что это просто моя манера общения. Но они мне верят не всегда! Поэтому я учусь себя успокаивать.
Что вас держит в этой стране, которую «умом не понять», где такие зимы, что ваше южное сердце должно было давно превратиться в ледышку?
Меня что-то притягивает к России. Мне здесь очень многое нравится. Прежде всего, её просторы. А самое главное мне нравится в России душевный простор людей. Повторю, что меня в России всегда окружали замечательные люди. А что касается холодов, то я купила себе дубленку и теперь ничего не боюсь! А снег я просто люблю с детства!
Можете ли остаться здесь навсегда?
Жизнь подскажет. Пока что я чувствую себя на своём месте.
Моника, ваша творческая биография началась не с театра, а с других наук и искусств?
Да, я училась сначала в музыкальной школе и в консерватории в Пезаро, а потом в университете в Урбино. Город Пезаро знаменит тем, что там родился Джоаккино Россини, а Урбино считается мировым сокровищем, там очень хорошо сохранилась архитектура. Пезаро университетский город, в нем студентов больше, чем простых жителей. В урбинском университете я изучала иностранные языки, в том числе, русский. Вообще, мама с детства заставляла меня изучать языки, наверное, понимала, что это пригодится в дальнейшем. В университете я уже почти решила, что языки это мой путь в жизни. Но там был театральный коллектив, с которым я стала сотрудничать. Все было очень серьезно: к нам приезжали мастера и занимались с нами. Мне помогало то, что я знала языки, имела музыкальное образование. И непонятно откуда возникла настоящая страсть к театру.
А не говорили ли вам родители, что театр это «гиблое» дело?!
Мама иногда говорила что-то вроде этого. А папа нет. Он по профессии музыкант трубач, и понимал, что, если туда тянет, то ничего уже поделать нельзя. Они мне говорили: «Мы твои решения не понимаем, но делай, как хочешь». Согласились они и тогда, когда я решила уехать в Россию. Кстати, мама недавно приезжала сюда, была на наших спектаклях.
Откуда вы так хорошо знаете русский язык?
Думаю, что я выучила русский «от отчаяния». Ведь я оказалась в незнакомой стране России совершенно одна, так что деваться было некуда. Я себе сказала: «Придется учить. Ведь здесь надо будет не только жить, но и заниматься тем, чем ты хочешь!» Кроме того, мне всегда помогали хорошие люди: и в Петербурге, и в Москве. И они помогали мне в самые сложные моменты особого одиночества или когда мне казалось, что я иду по жизни неправильно.
Как вы оказались в Петербурге?
В своём университете я получила стипендию на шесть месяцев для поездки в Петербург и изучения русского языка. В Питере я училась и писала выпускную работу по русскому театру. Почти не зная язык, я стала ходить по театрам. Так я старалась связать театр с наукой. Но пошла даже дальше: в «Желтых страницах» нашла адрес Академии театрального искусства, пришла туда и попросила разрешения присутствовать на занятиях по мастерству. Я ходила ко многим педагогам, мне было очень интересно. Мне даже позволили участвовать в этюдах. И тогда всё решилось: я поступаю в Академию.
Значит, вы воспользовались государственной стипендией Италии не просто для изучения русской культуры, а для внедрения в неё и «проникновения» в российский театр?
Можно сказать так. Но по приезде в Италию я много рассказывала о культуре России, о театре, даже прочитала доклад, и всем было, по-моему, интересно. Тем более, что они стараются развивать культурные связи, и я в этом участвовала.
Были ли у вас в Академии театрального искусства роли, которые помнятся вам и сейчас?
Конечно. Не забывается первый спектакль нашего курса «Голый король», в котором я играла дирижера оркестра. Это был клоунский оркестр, который исполнял живую музыку на протяжении всего спектакля. У меня был дикий парик, огромные туфли, толщинки…
В вашем послужном списке я обнаружил роль, которая называлась «Маска Пульчинелла» в редком для нашего театра жанре commedia dell'arte. Это было интересно?
Да, очень! Мне очень повезло в Академии, что мой Мастер Юрий Михайлович Красовский был открыт для работы с мастерами, работающими в других жанрах. Когда я училась на четвертом курсе, в Петербург приехал итальянский режиссер Микеле Монетта. Он давал мастер-класс, на котором я была переводчицей. Потом его пригласили ставить спектакль, в котором он придумал маски и преподал нам основы этого жанра commedia dell'arte. «Маска Пульчинелла» очень помогла мне потом и в других ролях. Например, в роли Белой королевы в спектакле Ивана Поповски «Алиса в Зазеркалье», особенно во время превращения в овцу.
Как получилось, что вы вдруг решили поехать в Москву и поступить в стажерскую группу «Мастерской П. Фоменко»?
На четвертом курсе Академии я подумала, что с удовольствием осталась бы поработать в России. Попробовала себя в одном из театром в Петербурге, но не пошло. Узнала, что Петр Наумович Фоменко набирает стажерскую группу. Несколько раз приезжала на консультации, потом на туры. К счастью, меня приняли.
Мне кажется, что «хитрый» Петр Наумович набрал в свою стажерскую группу «разноплеменных» людей, чтобы и самому у вас чему-то поучиться.
Да. Он всегда говорит, что очень важно учиться друг у друга, беречь эту нашу общую работу. Меня потрясло, когда он сказал, что каждый человек носит свой опыт с собой. И я почувствовала, что меня здесь принимают такой, какая я есть. Он ценит то, что мы все разные. Он с нами вместе сомневается, спорит, учится. И мы иногда спорим с ним.
За четыре года вы достаточно много сыграли в спектаклях «Мастерской». Но мне хотелось бы поговорить о спектакле «Рыжий». Это была инициатива вашей команды?
Идею этого спектакля нам подарил Сергей Яковлевич Никитин. Он принес в театр свои песни на стихи Бориса Рыжего. Мы пробовали работать с этими песнями, но у нас долго ничего не получалось. Петр Наумович просил ни в коем случае не бросать это дело. В конце второго года стажировки у нас стало что-то получаться. И, в конце концов, стажерами был создан спектакль. В нем нет пьесы, тут все зависит от наших ассоциаций, мыслей, чувств.
Это спектакль о 80-х годах России, поэтому он волнует сердца россиян и, прежде всего, тех, кто жил в это время. А как чувствует эти стихи молодая итальянка?
Я воспринимаю их интуитивно. Потому что эти стихи универсальны. Для них нет границ стран или национальностей. Они сами ложатся на душу. И музыка там прекрасная.
Я слышал ваше пение и в этом спектакле, и в записи. Признайтесь честно: вы все же закончили консерваторию по классу вокала?
Нет! Я училась лишь немного по классу флейты. Потом поняла, что хорошей флейтистки из меня не получится, и решила, что флейта поможет мне в театре.
А на трубе вам часто приходится играть?
Часто. Хотя играю на ней очень плохо и репертуар у меня небольшой. Но Петр Наумович умудрился использовать мои скромные способности в спектаклях. Мы с ним вместе придумали несколько «номеров» для моей трубы.
Вам, наверное, приходится много репетировать. Соседи по дому вас ещё не побили?
Нет, потому что я репетирую в гримерке. Думаю, что коллеги-актеры скоро побьют.
Я знаю, что как-то раз вы были на фестивале и пели зонги Курта Вайля. Вам близок этот потрясающий композитор?
Да, я обожаю его музыку. Я пела его зонги в 2007 году на фестивале, который организовал замечательный музыкант Алексей Гариболь. Мне это было очень интересно.
Есть ли у вас роль-мечта?
Одной любимой роли, о которой я мечтала бы, у меня нет. Думаю, лучше пробовать много разных ролей. Но если бы пришлось когда-нибудь играть в Италии, то хотелось бы попробовать какую-нибудь пьесу Пиранделло.
Похожа ли итальянская театральная система на русскую?
Нет, там всё иначе. Группа актеров собирается на определенный спектакль, его играют какое-то время, потом люди расходятся. Спектакль в репертуаре театра редко остается. Поэтому у итальянских актеров ситуация сложнее, чем у российских. Надо постоянно создавать себе работу, искать её, «прыгать» из одного проекта в другой. Это трудно, но заставляет быть постоянно в форме. В Италии сейчас очень хорошее молодое поколение актеров.
Однажды будучи в Италии в маленьком городке я услышал жуткие крики и ругань. Казалось, что идет кровавая разборка. Но, подойдя, я убедился в том, что люди «мирно» разговаривают друг с другом, сидя за столом, попивая винцо и размахивая руками. Судя по вашему пению и некоторым ролям, у вас истинно итальянский темперамент. Приходилось ли вам, живя в России, «приструнивать» свою энергию?
Постоянно! Дело в том, что у нас дома принято общаться именно так: мой папа с юга, из Неаполя. Поэтому «градус» нашего семейного общения гораздо выше, чем в среднем по Италии. Иногда на меня обижаются коллеги: «Что ты на нас кричишь!» Я им пытаюсь объяснить, что это просто моя манера общения. Но они мне верят не всегда! Поэтому я учусь себя успокаивать.
Что вас держит в этой стране, которую «умом не понять», где такие зимы, что ваше южное сердце должно было давно превратиться в ледышку?
Меня что-то притягивает к России. Мне здесь очень многое нравится. Прежде всего, её просторы. А самое главное мне нравится в России душевный простор людей. Повторю, что меня в России всегда окружали замечательные люди. А что касается холодов, то я купила себе дубленку и теперь ничего не боюсь! А снег я просто люблю с детства!
Можете ли остаться здесь навсегда?
Жизнь подскажет. Пока что я чувствую себя на своём месте.
Павел Подкладов, «Планета Красота», 05.2011
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Присуждены почетные «Золотые маски»«OpenSpace», 12.12.2011
- Названы лауреаты почетных «Золотых Масок»«Газета.ru», 12.12.2011
- Петр Фоменко получит почетную «Золотую маску»«Lenta.ru», 12.12.2011
- Названы первые лауреаты фестиваля «Золотая маска»Рита Русакова, «Коммерсант-Online», 12.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Анн-Доминик Кретта : Русская актриса из кантона ВалеНадежда Сикорская, «Наша газета», 7.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- Десять главных спектаклей 2011 года«РИА-Новости», 12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- «Русский человек на рандеву»Юлия Яковлева, «Forbes», 20.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- НАДЖА МЭР: Москву я еще совсем не знаю, потому что мы все время работаемПавел Подкладов, «Культура», 1.09.2011
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Шестой вечерНина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- Шестой вечерНина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- Шестой вечерНина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- ИНОСТРАНЦЫ НА РОССИЙСКОЙ СЦЕНЕ, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНКИ В РОССИИПавел Подкладов, «Планета Красота», 05.2011
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре»Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Игорь Гордин: «Актеру нужно ходить на сторону»Марина Шимадина, «Ваш досуг», 6.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011