О чем молчат «Записки сумасшедшего»
Моноспектакль Мастерской Петра Фоменко «Он был титулярный советник» я видела 1,5 раза. Так уж получилось, что во второй мой приход Анатолий Горячев, исполняющий роль Поприщина, не смог доиграть роль. Ближе к концу действия в яростном порыве он ударился лбом о железный выступ и, как ни пытался продолжить не смог из-за хлеставшей крови. Что-то заставило меня прийти именно на этот спектакль во второй раз, несмотря на то, что очередь на бесплатный проход в Мастерскую нужно занимать за 2 часа.
Серая тюремная гамма, вечный полумрак малого зала, Поприщин, укутанный в старую шинель, парики на шестах почти под ногами первого ряда. Герой бросается от наглухо зарешеченного окна к огромной тени своего родителя Гоголя и молит о спасении. Молит и не может понять, за что же его сделали обычным титулярным советником: «Дай-ка мне ручевский фрак, сшитый по моде, да повяжи я себе такой же, как ты, галстук, тебе тогда не стать мне и в подметки. Достатков нет вот беда».
Вот где сила великого Гоголя почти двести лет прошло, а проблема не менее актуальна. Не те же ли вопросы задает себе современный «титулярный советник» служащий скромного достатка, мечтающий жить по навязываемым обществом стандартам? Разве не о том же вопрошает молодой человек любого города за МКАДом, без денег и связей, каждый день наблюдая с мертвых экранов бездушную, но яркую жизнь? Блеск, радость, красота казалось бы, все это так близко, но он всего лишь титулярный советник.
«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» сколько в этом вопросе боли и обиды не на себя, а на судьбу. Когда нет больше сил бороться с начальством, которое за эти два века разве что сменило очиняемые перья на позолоченные авторучки да карету на ВМW; с системой которую как ни старайся, а без нужных знакомств, полученных изво╛ротливостью души и тела, не получить. Да и воровать, как делают все, не позволяет (к сожалению?) уже не современное чувство совесть. Россия осталась Россией, как будто так и должно быть.
Из мира, словно потустороннего, доносятся до нас голоса генерала, кухарки, звучит и песенка «Он был титулярный советник, она генеральская дочь», звонкая и хрупкая, она точно режет сердце настолько сюжет ее правдив. Несмотря на свое низкое положение, Поприщин уверен, что дочь генерала, у которого он служит, неравнодушна к его маленькой, но гордой персоне. И свой надушенный платок, от которого «так и дышит генеральством», уронила она перед ним не случайно. Дочь генерала Ею ли он бредит все это время или теми хрусталями и пуховыми подушками, которые таятся за плотно закрытой дверью ее спальни? Бредит ли он?
На сцене лестница символически карьерная, по которой герой так мечтает забраться в жизни реальной, превратившись из титулярного советника в генерала. В конце у него это получается он забрался, он наверху, но мир вокруг уже нереальный. Это мир его фантазий, его сумасшествия. И взобрался он по шаткой лестнице и стал тем, кем так мечтал, ценой рассудка. Но какой мир реальней тот, где человек всего лишь незаметная пешка, или тот, что дарит исполнение мечты хоть и мнимое? Где вместо золотой короны ведро с выбитым дном, а вместо прекрасной мантии рваный кусок алого атласа.
Сумасшествие частный случай, обычно все происходит более привычно для общества одиноче╛ство заливается горьким градусом, к сожалению, не делающим жизнь хоть на минуту слаще. Невозможность достичь общепринятых идеалов (а судьи кто в их принятии?), когда, вместо дерзкой блондинки в шоколаде, девушка просто умна и мила и вече╛ром ждет ее не отвязная вечеринка в модном клубе, а суп и кот. Но встает вопрос что из этого лучше на самом деле? Трудно вовремя закрыть глаза и создать собственные идеалы для счастливой жизни они имеют свойство разбиваться с грохотом и скрежетом о бампер летящего на зеленый тонированного джипа.
Поприщин же - титулярный советник, посмевший стать чем-то большим, не уведомив об этом общество. Тонкая грань разделяет просто маленького человека с комплексами и неудачами от сумасшедшего уже уверенного в себе и в своем мире. Эту эволюцию актер на сцене прописывает ревностно и цепляющее. Так что даже не знаешь, жалеть ли его героя. И если да, то по какую сторону границы.
«Спасите меня! возьмите меня!.. Мать ли моя сидит перед окном? Матушка, спаси своего бедного сына ». Мольба о помощи, ждать которую неоткуда. Последний крик тонущего, шлюпку которому уже не сбросят. Спа╛сти себя мог только он, этот совсем маленький человек, величие которого просыпается лишь в безумии.
Серая тюремная гамма, вечный полумрак малого зала, Поприщин, укутанный в старую шинель, парики на шестах почти под ногами первого ряда. Герой бросается от наглухо зарешеченного окна к огромной тени своего родителя Гоголя и молит о спасении. Молит и не может понять, за что же его сделали обычным титулярным советником: «Дай-ка мне ручевский фрак, сшитый по моде, да повяжи я себе такой же, как ты, галстук, тебе тогда не стать мне и в подметки. Достатков нет вот беда».
Вот где сила великого Гоголя почти двести лет прошло, а проблема не менее актуальна. Не те же ли вопросы задает себе современный «титулярный советник» служащий скромного достатка, мечтающий жить по навязываемым обществом стандартам? Разве не о том же вопрошает молодой человек любого города за МКАДом, без денег и связей, каждый день наблюдая с мертвых экранов бездушную, но яркую жизнь? Блеск, радость, красота казалось бы, все это так близко, но он всего лишь титулярный советник.
«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» сколько в этом вопросе боли и обиды не на себя, а на судьбу. Когда нет больше сил бороться с начальством, которое за эти два века разве что сменило очиняемые перья на позолоченные авторучки да карету на ВМW; с системой которую как ни старайся, а без нужных знакомств, полученных изво╛ротливостью души и тела, не получить. Да и воровать, как делают все, не позволяет (к сожалению?) уже не современное чувство совесть. Россия осталась Россией, как будто так и должно быть.
Из мира, словно потустороннего, доносятся до нас голоса генерала, кухарки, звучит и песенка «Он был титулярный советник, она генеральская дочь», звонкая и хрупкая, она точно режет сердце настолько сюжет ее правдив. Несмотря на свое низкое положение, Поприщин уверен, что дочь генерала, у которого он служит, неравнодушна к его маленькой, но гордой персоне. И свой надушенный платок, от которого «так и дышит генеральством», уронила она перед ним не случайно. Дочь генерала Ею ли он бредит все это время или теми хрусталями и пуховыми подушками, которые таятся за плотно закрытой дверью ее спальни? Бредит ли он?
На сцене лестница символически карьерная, по которой герой так мечтает забраться в жизни реальной, превратившись из титулярного советника в генерала. В конце у него это получается он забрался, он наверху, но мир вокруг уже нереальный. Это мир его фантазий, его сумасшествия. И взобрался он по шаткой лестнице и стал тем, кем так мечтал, ценой рассудка. Но какой мир реальней тот, где человек всего лишь незаметная пешка, или тот, что дарит исполнение мечты хоть и мнимое? Где вместо золотой короны ведро с выбитым дном, а вместо прекрасной мантии рваный кусок алого атласа.
Сумасшествие частный случай, обычно все происходит более привычно для общества одиноче╛ство заливается горьким градусом, к сожалению, не делающим жизнь хоть на минуту слаще. Невозможность достичь общепринятых идеалов (а судьи кто в их принятии?), когда, вместо дерзкой блондинки в шоколаде, девушка просто умна и мила и вече╛ром ждет ее не отвязная вечеринка в модном клубе, а суп и кот. Но встает вопрос что из этого лучше на самом деле? Трудно вовремя закрыть глаза и создать собственные идеалы для счастливой жизни они имеют свойство разбиваться с грохотом и скрежетом о бампер летящего на зеленый тонированного джипа.
Поприщин же - титулярный советник, посмевший стать чем-то большим, не уведомив об этом общество. Тонкая грань разделяет просто маленького человека с комплексами и неудачами от сумасшедшего уже уверенного в себе и в своем мире. Эту эволюцию актер на сцене прописывает ревностно и цепляющее. Так что даже не знаешь, жалеть ли его героя. И если да, то по какую сторону границы.
«Спасите меня! возьмите меня!.. Мать ли моя сидит перед окном? Матушка, спаси своего бедного сына ». Мольба о помощи, ждать которую неоткуда. Последний крик тонущего, шлюпку которому уже не сбросят. Спа╛сти себя мог только он, этот совсем маленький человек, величие которого просыпается лишь в безумии.
Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Присуждены почетные «Золотые маски»«OpenSpace», 12.12.2011
- Названы лауреаты почетных «Золотых Масок»«Газета.ru», 12.12.2011
- Петр Фоменко получит почетную «Золотую маску»«Lenta.ru», 12.12.2011
- Названы первые лауреаты фестиваля «Золотая маска»Рита Русакова, «Коммерсант-Online», 12.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Анн-Доминик Кретта : Русская актриса из кантона ВалеНадежда Сикорская, «Наша газета», 7.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- Десять главных спектаклей 2011 года«РИА-Новости», 12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- «Русский человек на рандеву»Юлия Яковлева, «Forbes», 20.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- НАДЖА МЭР: Москву я еще совсем не знаю, потому что мы все время работаемПавел Подкладов, «Культура», 1.09.2011
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Шестой вечерНина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- Шестой вечерНина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- Шестой вечерНина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- ИНОСТРАНЦЫ НА РОССИЙСКОЙ СЦЕНЕ, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНКИ В РОССИИПавел Подкладов, «Планета Красота», 05.2011
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре»Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Игорь Гордин: «Актеру нужно ходить на сторону»Марина Шимадина, «Ваш досуг», 6.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011