Цензура попеняла форму
Популярный актер Евгений Цыганов о современном кинопроцессе
На завершившейся в Челябинске фестивальной киноакции «Виват Оболенский!» Евгений Цыганов представлял картину Александра Гордона «Огни притона».
Сам же Евгений в представлениях не нуждается. Известный актер, снявшийся более чем в двадцати фильмах, поговорил с корреспондентом «ЮП» о продюсерской цензуре, российском кинообразовании и немного о семье.
Со временем люди меняются
Вы как-то говорили, что раньше иногда соглашались сниматься в фильмах по дружбе. Сейчас это еще практикуете?
Видите ли, кинематографическое пространство очень плотное. И так получается, что вроде бы со всеми понемножку знаком.
Да, я бы хотел сниматься у друзей. Но под друзьями я подразумеваю не тех людей, с которыми ходил в первый класс. А тех, с которыми общаюсь сегодня, с которыми стараюсь изменить современный кинопроцесс. Ведь очень хочется, чтобы появлялись действительно интересные, содержательные и зрелищные фильмы.
А есть ли режиссеры, с которыми вы категорически отказываетесь работать?
Я бы не стал кого-то так называть. Понятно, что со временем люди меняются. Бывает, что человек снимает блестящий фильм, а потом блуждает в потемках. А бывает наоборот. Много лет снимает «Особенности национальных…» не знаю чего там (что, в принципе, тоже неплохо), а потом выстреливает замечательным фильмом «Кукушка».
Вообще, как вы думаете: насколько у современных режиссеров, по сравнению с прошлыми поколениями, больше свободы и в плане самовыражения, и во всем остальном?
Знаете, достаточно сложно сравнивать. Просто раньше цензура была правительственной. А сейчас она стала продюсерской.
То есть, получается, цензура просто поменяла форму.
Да, с политики партии она перешла на политику рынка. Стала менее определенной, но не менее мягкой. А, возможно, даже более жесткой. Существует ли у меня какая-то внутренняя цензура? Нет.
Нет места для диалога
У вас большая семья, в связи с этим хотелось бы спросить…
Откуда берутся дети?
Нет, как вы с этой семьей управляетесь?
Честно говоря, я не готов это обсуждать. Ну как управляюсь? С трудом. Это достаточно хлопотливо.
Возвращаясь к рыночным отношениям. В январе этого года в России запускается сразу два крупных голливудских журнала о кино: Variety и Hollywood Reporter. Как вы думаете, насколько целесообразно выпускать журналы о киноиндустрии в стране, где киноиндустрии как таковой не существует?
Увы, я ничего не знаю об этих журналах. Поэтому мне сложно это комментировать. Видимо, это какие-то продюсерские дела. Если владельцам этих журналов не жалко леса, который вырубается под бумагу, значит, это им вернется в какой-то другой бумаге.
Вообще же, к сожалению, у нас в России нет такого киножурнала, который можно было бы поставить в пример. Нет места для диалога. Возможно, где-нибудь в Интернете оно есть, но на уровне печатных изданий его нет. И это проблема. Не меньшая, впрочем, проблема преследует кинообразование. Свердловская киностудия практически не функционирует, потому что нет образования. Откуда тогда появятся люди, которые будут снимать кино?
Взять, например, Германию. Она поделена на земли, каждая из которых имеет свой киноинститут. И эти институты соревнуются друг с другом. У Штутгартского для съемок есть вертолет, а у Мюнхенского бассейн. Под это выделяются деньги, потому что власть понимает, что это важно. А в России, если вы поступите во ВГИК, то поймете, что он не обладает никакой практической базой для получения образования.
На пресс-конференции, открывающей киноакцию, вскользь была затронута тема торрентов. Вы вообще как сами относитесь к файлообменным сетям?
Я скорее за. Когда, например, группа Radioheаd выкладывает в Интернет свой новый альбом, понятно, что это не выгодно для продюсеров и бизнеса. Зато для масс, интересующихся потребителей это великолепно.
Недавно, кстати, прочитал новость, что в Швеции файлообмену присвоили статус религии. Последователи этого течения видят в копировании информации сакральное значение, мотивируя это тем, что жизнь на Земле появилась в результате того, что молекулы ДНК научились копировать сами себя.
Знаете, я был в храме Джона Леннона, поэтому меня в этом смысле сложно чем-то удивить. Наверное, тут стоит просто посмотреть скандинавское кино фильмы Лукаса Мудиссона, Ларса фон Триера, чтобы понять, что на севере людям тоже бывает холодно и скучно.
Сам же Евгений в представлениях не нуждается. Известный актер, снявшийся более чем в двадцати фильмах, поговорил с корреспондентом «ЮП» о продюсерской цензуре, российском кинообразовании и немного о семье.
Со временем люди меняются
Вы как-то говорили, что раньше иногда соглашались сниматься в фильмах по дружбе. Сейчас это еще практикуете?
Видите ли, кинематографическое пространство очень плотное. И так получается, что вроде бы со всеми понемножку знаком.
Да, я бы хотел сниматься у друзей. Но под друзьями я подразумеваю не тех людей, с которыми ходил в первый класс. А тех, с которыми общаюсь сегодня, с которыми стараюсь изменить современный кинопроцесс. Ведь очень хочется, чтобы появлялись действительно интересные, содержательные и зрелищные фильмы.
А есть ли режиссеры, с которыми вы категорически отказываетесь работать?
Я бы не стал кого-то так называть. Понятно, что со временем люди меняются. Бывает, что человек снимает блестящий фильм, а потом блуждает в потемках. А бывает наоборот. Много лет снимает «Особенности национальных…» не знаю чего там (что, в принципе, тоже неплохо), а потом выстреливает замечательным фильмом «Кукушка».
Вообще, как вы думаете: насколько у современных режиссеров, по сравнению с прошлыми поколениями, больше свободы и в плане самовыражения, и во всем остальном?
Знаете, достаточно сложно сравнивать. Просто раньше цензура была правительственной. А сейчас она стала продюсерской.
То есть, получается, цензура просто поменяла форму.
Да, с политики партии она перешла на политику рынка. Стала менее определенной, но не менее мягкой. А, возможно, даже более жесткой. Существует ли у меня какая-то внутренняя цензура? Нет.
Нет места для диалога
У вас большая семья, в связи с этим хотелось бы спросить…
Откуда берутся дети?
Нет, как вы с этой семьей управляетесь?
Честно говоря, я не готов это обсуждать. Ну как управляюсь? С трудом. Это достаточно хлопотливо.
Возвращаясь к рыночным отношениям. В январе этого года в России запускается сразу два крупных голливудских журнала о кино: Variety и Hollywood Reporter. Как вы думаете, насколько целесообразно выпускать журналы о киноиндустрии в стране, где киноиндустрии как таковой не существует?
Увы, я ничего не знаю об этих журналах. Поэтому мне сложно это комментировать. Видимо, это какие-то продюсерские дела. Если владельцам этих журналов не жалко леса, который вырубается под бумагу, значит, это им вернется в какой-то другой бумаге.
Вообще же, к сожалению, у нас в России нет такого киножурнала, который можно было бы поставить в пример. Нет места для диалога. Возможно, где-нибудь в Интернете оно есть, но на уровне печатных изданий его нет. И это проблема. Не меньшая, впрочем, проблема преследует кинообразование. Свердловская киностудия практически не функционирует, потому что нет образования. Откуда тогда появятся люди, которые будут снимать кино?
Взять, например, Германию. Она поделена на земли, каждая из которых имеет свой киноинститут. И эти институты соревнуются друг с другом. У Штутгартского для съемок есть вертолет, а у Мюнхенского бассейн. Под это выделяются деньги, потому что власть понимает, что это важно. А в России, если вы поступите во ВГИК, то поймете, что он не обладает никакой практической базой для получения образования.
На пресс-конференции, открывающей киноакцию, вскользь была затронута тема торрентов. Вы вообще как сами относитесь к файлообменным сетям?
Я скорее за. Когда, например, группа Radioheаd выкладывает в Интернет свой новый альбом, понятно, что это не выгодно для продюсеров и бизнеса. Зато для масс, интересующихся потребителей это великолепно.
Недавно, кстати, прочитал новость, что в Швеции файлообмену присвоили статус религии. Последователи этого течения видят в копировании информации сакральное значение, мотивируя это тем, что жизнь на Земле появилась в результате того, что молекулы ДНК научились копировать сами себя.
Знаете, я был в храме Джона Леннона, поэтому меня в этом смысле сложно чем-то удивить. Наверное, тут стоит просто посмотреть скандинавское кино фильмы Лукаса Мудиссона, Ларса фон Триера, чтобы понять, что на севере людям тоже бывает холодно и скучно.
Евгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…»Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людейИгорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012