Культурная революция!
Столичные театры пытаются подстроиться под быстро меняющуюся реальность; в театральную жизнь врываются высокие технологии; как это отразится на зрителях?
Кстати, именно купонные сервисы один из самых популярных способов приобретения билетов на спектакли и представления. Высокие технологии, как выясняется, проникают и в эту, доселе весьма консервативную среду. Столичным театрам сейчас вообще приходится подстраиваться под быстро меняющийся окружающий мир. Пульс столичной театральной жизни прощупала Юлия Богоманшина.
Каждый раз в 7 часов вечера они открывают двери в другую жизнь. В ту, что из века в век игра. И притягивает тысячи зрителей.
Сюда хотела очень давно, так наслышана, просто вот до дрожи, очень хочу посмотреть.
Для многих театр храм!
Редко уже встретишь в этом храме искусства мужчин в костюмах, а женщин в вечерних платьях. Тем не менее, для многих и сейчас театр это выход в свет.
Обязательно в театре только в чистой обуви!
Конечно, нужно, переобуваться, нужно наряжаться!
Только платья сегодня надели!
Просто заранее у меня создается хорошее настроение от того, что я пойду в театр.
Столичные театры еще с советских времен бренд! И по-прежнему они мечта командировочных и туристов. Да и среднестатистический москвич бывает в них хотя бы раз в год. Говорят, посещаемость не падает, а даже растет. Впрочем, ситуация везде разная.
Юлия Богоманшина, корреспондент:
Это театр «Мастерская Петра Фоменко». Среда. Будний день. Играют «Войну и мир». Спектакль в репертуаре уже больше 10 лет. Тем не менее, все билеты проданы.
Это театр имени Гоголя. Тоже будний день, четверг. Играют пьесу Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермер». Причем, спектакль этот редко встретишь в афише других театров. Но зал заполнен на 2/3.
Сергей Капков, руководитель Департамента культуры Москвы:
Есть театры, где заполняемость и меньше 50%. Мы с этими театрами будем отдельно смотреть всю историю. Потому что заполняемость, конечно, это не главный критерий оценки работы театра.
В борьбе за зрителя все имеет значение качество репертуара, медийные лица, скандальность, реклама, местоположение и, конечно, имя.
Анатолий Шлаустас, директор театра им. Н. В. Гоголя:
Есть же театры, которые всей историей, своим существованием, такие как театр Вахтангова это уже имя, которое работает! А вот театр Гоголя имя работает против, потому что в свое время его продавали в нагрузку. Уже все изменилось, уже здесь другие спектакли, другой режиссер и вообще все другое, а вот это все тянется.
Как выстраивать отношения со зрителем личное дело каждого театра. Несколько лет назад в «Вахтанговском» зрителей просили проголосовать рублем за понравившийся спектакль каждому выдавали в конверте по 50 рублей.
Если вам спектакль понравился, то вы можете доложить в этот конверт от 10 до 50 рублей. Если он вам не понравился, вы можете забрать из этого конверта от 10 до 50 рублей.
Вы доплатили деньги или взяли оттуда?
Доплатила.
Сколько?
Не скажу.
Акция была шумной, но продолжения не имела. А в «Мастерской Петра Фоменко», давняя традиция воспитывать своего зрителя: студентов, если есть места, пускают бесплатно.
Андрей Воробьев, директор театра «Мастерская Петра Фоменко»:
Собирается живая очередь из студентов, администратор проверяет наличие студенческого билета, его подлинность и этого достаточно для того, чтобы пропустить студента на спектакль.
Сделать вход в театры, как в музеи, бесплатным хотя бы на день, конечно, нереально. Но для 600 000 школьников в этом году столичные власти выкупят билеты.
Сергей Капков, руководитель Департамента культуры Москвы:
Эти билеты мы будем распространять, раздавать бесплатно в течение театрального сезона для определенных классов, когда класс вместе с классным руководителем приезжает на одну или другую постановку.
Главное же - создать в городе удобную систему продажи билетов.
Раньше эти билеты были доступнее с точки зрения просто локации, можно было подойти там в метро в театральной кассе, еще где-то и купить, а сейчас это проблема стала.
Тем не менее, во многих московских театрах билеты можно бронировать на сайтах, заказывать доставку. А в «Вахтанговском» через он-лайн кассу даже купить электронные как на самолет.
Вот видите, вот осталось всего 4 билета, вот я как пользователь их выбираю, они становятся красными.
Впрочем, даже в самый доступный театр зритель пойдет только при одном условии.
Кирилл Крок, директор театра им. Е. Вахтангова:
Новая форма привлечения зрителя новый хороший спектакль. Ничего эффективнее, чем хороший качественный спектакль быть в театре не может.
Театр между тем, готов и сам прийти к зрителю на дом. Теперь спектакли можно смотреть в Интернете. Идея принадлежит двум столичным департаментам «культуры» и «рекламы и СМИ». В качестве эксперимента пока выложили на “Youtube” 3 видео-версии «Ревизор», «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» и «Троянской войны не будет». За 3 недели получили 26 000 просмотров!
Андрей Воробьев, директор театра «Мастерская Петра Фоменко»:
Мне кажется, это хорошо, вы же понимаете, мы живем в Москве, а это не вся Россия, есть огромное количество людей, которые не имеют физической возможности приехать в Москву и посмотреть наши спектакли здесь.
Продолжение обязательно будет. Что еще попадет в золотую коллекцию в ближайшее время обсудят с театрами.
Владимир Черников, руководитель Департамента СМИ и рекламы г. Москвы:
Что приоритетнее, что важнее показать те спектакли, которые могут уйти со сцены по разным причинам? Либо может премьеры спектаклей, которые могут привлечь зрителей в театры?
Преимущества интернет-спектакля очевидны бесплатно, не понравилось можно выключить, или же наоборот пересмотреть полюбившийся отрывок. Но даже интернет по большому счету лишь современная форма, привлекающая людей в театр. Ведь ту самую «атмосферу» и пресловутое дыхание зала по-настоящему можно почувствовать только «вживую» и только там, где каждый вечер жизнь, превращается в игру.
Юлия Богоманшина, Георгий Сытник, Сергей Сенченков, Владислав Подымский. «ТВ Центр».
Кстати, именно купонные сервисы один из самых популярных способов приобретения билетов на спектакли и представления. Высокие технологии, как выясняется, проникают и в эту, доселе весьма консервативную среду. Столичным театрам сейчас вообще приходится подстраиваться под быстро меняющийся окружающий мир. Пульс столичной театральной жизни прощупала Юлия Богоманшина.
Каждый раз в 7 часов вечера они открывают двери в другую жизнь. В ту, что из века в век игра. И притягивает тысячи зрителей.
Сюда хотела очень давно, так наслышана, просто вот до дрожи, очень хочу посмотреть.
Для многих театр храм!
Редко уже встретишь в этом храме искусства мужчин в костюмах, а женщин в вечерних платьях. Тем не менее, для многих и сейчас театр это выход в свет.
Обязательно в театре только в чистой обуви!
Конечно, нужно, переобуваться, нужно наряжаться!
Только платья сегодня надели!
Просто заранее у меня создается хорошее настроение от того, что я пойду в театр.
Столичные театры еще с советских времен бренд! И по-прежнему они мечта командировочных и туристов. Да и среднестатистический москвич бывает в них хотя бы раз в год. Говорят, посещаемость не падает, а даже растет. Впрочем, ситуация везде разная.
Юлия Богоманшина, корреспондент:
Это театр «Мастерская Петра Фоменко». Среда. Будний день. Играют «Войну и мир». Спектакль в репертуаре уже больше 10 лет. Тем не менее, все билеты проданы.
Это театр имени Гоголя. Тоже будний день, четверг. Играют пьесу Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермер». Причем, спектакль этот редко встретишь в афише других театров. Но зал заполнен на 2/3.
Сергей Капков, руководитель Департамента культуры Москвы:
Есть театры, где заполняемость и меньше 50%. Мы с этими театрами будем отдельно смотреть всю историю. Потому что заполняемость, конечно, это не главный критерий оценки работы театра.
В борьбе за зрителя все имеет значение качество репертуара, медийные лица, скандальность, реклама, местоположение и, конечно, имя.
Анатолий Шлаустас, директор театра им. Н. В. Гоголя:
Есть же театры, которые всей историей, своим существованием, такие как театр Вахтангова это уже имя, которое работает! А вот театр Гоголя имя работает против, потому что в свое время его продавали в нагрузку. Уже все изменилось, уже здесь другие спектакли, другой режиссер и вообще все другое, а вот это все тянется.
Как выстраивать отношения со зрителем личное дело каждого театра. Несколько лет назад в «Вахтанговском» зрителей просили проголосовать рублем за понравившийся спектакль каждому выдавали в конверте по 50 рублей.
Если вам спектакль понравился, то вы можете доложить в этот конверт от 10 до 50 рублей. Если он вам не понравился, вы можете забрать из этого конверта от 10 до 50 рублей.
Вы доплатили деньги или взяли оттуда?
Доплатила.
Сколько?
Не скажу.
Акция была шумной, но продолжения не имела. А в «Мастерской Петра Фоменко», давняя традиция воспитывать своего зрителя: студентов, если есть места, пускают бесплатно.
Андрей Воробьев, директор театра «Мастерская Петра Фоменко»:
Собирается живая очередь из студентов, администратор проверяет наличие студенческого билета, его подлинность и этого достаточно для того, чтобы пропустить студента на спектакль.
Сделать вход в театры, как в музеи, бесплатным хотя бы на день, конечно, нереально. Но для 600 000 школьников в этом году столичные власти выкупят билеты.
Сергей Капков, руководитель Департамента культуры Москвы:
Эти билеты мы будем распространять, раздавать бесплатно в течение театрального сезона для определенных классов, когда класс вместе с классным руководителем приезжает на одну или другую постановку.
Главное же - создать в городе удобную систему продажи билетов.
Раньше эти билеты были доступнее с точки зрения просто локации, можно было подойти там в метро в театральной кассе, еще где-то и купить, а сейчас это проблема стала.
Тем не менее, во многих московских театрах билеты можно бронировать на сайтах, заказывать доставку. А в «Вахтанговском» через он-лайн кассу даже купить электронные как на самолет.
Вот видите, вот осталось всего 4 билета, вот я как пользователь их выбираю, они становятся красными.
Впрочем, даже в самый доступный театр зритель пойдет только при одном условии.
Кирилл Крок, директор театра им. Е. Вахтангова:
Новая форма привлечения зрителя новый хороший спектакль. Ничего эффективнее, чем хороший качественный спектакль быть в театре не может.
Театр между тем, готов и сам прийти к зрителю на дом. Теперь спектакли можно смотреть в Интернете. Идея принадлежит двум столичным департаментам «культуры» и «рекламы и СМИ». В качестве эксперимента пока выложили на “Youtube” 3 видео-версии «Ревизор», «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» и «Троянской войны не будет». За 3 недели получили 26 000 просмотров!
Андрей Воробьев, директор театра «Мастерская Петра Фоменко»:
Мне кажется, это хорошо, вы же понимаете, мы живем в Москве, а это не вся Россия, есть огромное количество людей, которые не имеют физической возможности приехать в Москву и посмотреть наши спектакли здесь.
Продолжение обязательно будет. Что еще попадет в золотую коллекцию в ближайшее время обсудят с театрами.
Владимир Черников, руководитель Департамента СМИ и рекламы г. Москвы:
Что приоритетнее, что важнее показать те спектакли, которые могут уйти со сцены по разным причинам? Либо может премьеры спектаклей, которые могут привлечь зрителей в театры?
Преимущества интернет-спектакля очевидны бесплатно, не понравилось можно выключить, или же наоборот пересмотреть полюбившийся отрывок. Но даже интернет по большому счету лишь современная форма, привлекающая людей в театр. Ведь ту самую «атмосферу» и пресловутое дыхание зала по-настоящему можно почувствовать только «вживую» и только там, где каждый вечер жизнь, превращается в игру.
Юлия Богоманшина, Георгий Сытник, Сергей Сенченков, Владислав Подымский. «ТВ Центр».
29.01.2012
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…»Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людейИгорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012