Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»
В первой декаде февраля в Петербурге прошел восьмой театральный фестиваль имени Александра Володина. «Парад вечеров» так метко окрестили организаторы программу нынешнего года. И не случайно. В этот короткий промежуток времени состоялся показ трех спектаклей по пьесе «Пять вечеров». Причем, спектакль «Мастерской Петра Фоменко» показывали три раза. Еще были спектакли «Старший сын» и «Портрет с дождем». В символичные пять вечеров фестиваль не уместился.
Представителю Peterburg2 посчастливилось побывать сразу на двух постановках пьесы «Пять вечеров», спектаклях противоречивых, очень разных, но неизменно человечных и настоящих. Как и творчество русского драматурга, которое преодолевает границы времени и удивительным образом раскрывается в наши дни.
«Пять вечеров» это история встречи двух людей через много лет, воссоединения влюбленных, потерявших друг друга. Встречи, которая способна все изменить. Пьеса «Пять вечеров» впервые была поставлена в конце пятидесятых, но звучит так, будто была написана сегодня.
Первый спектакль, который открыл фестиваль, привезли к нам из русского театра Эстонии. Его поставил для камерной сцены петербургский режиссер Александр Кладько. Поставил, следуя за автором вплоть до интонаций, учитывая все нюансы, не забывая про приметы эпохи.
Пестрые платья актрис и советский быт в декорациях создали атмосферу ожившего доброго советского кино. Но важнее всех нарядов, причесок, всего вместе взятого реквизита и воспоминаний старины неподдельная правдивость постановки и искренность актеров.
Главные роли в этих «Пяти вечерах» исполняют Лариса Саванкова и Александр Ивашкевич. Тамара в исполнении Ларисы Саванковой получилась открытой, неравнодушной, ранимой, по-женски заботливой, отзывчивой, терпеливой и очень доброй. Ильин в исполнении Александра Ивашкевича немного отстраненный, интеллигентный, выглядящий по-деловому в своем длинном плаще, черной шляпе и с портфелем в руках стал героем неоднозначным, полным сомнений, переживающим, но в итоге обретшим себя.
Ярко и запоминающееся сыграли Славу и Катю Дмитрий Кордас и Татьяна Егорушкина, ставшие в этой постановке отражением Тамары и Ильина. Их трогательное исполнение зарождения первой любви, которая проявляется в обоюдных «подколах», сыграно с задором и долей юмора. Это, несомненно, мостик к сердцам молодых зрителей.
Продавщица Зоя, «соперница» Тамары, играет ее Елена Тарасенко, здесь веселая, самодостаточная, почти счастливая, независтливая. В этой постановке ревнивицей и соперницей она почти не является. Режиссер примиряет ее с Тамарой, причем ни на реплику не отходя от текста. Героини в одной из мизансцен поют песню «Миленький ты мой», сходятся посередине зала, обнимают друг друга. Ведь, по сути, у них одна проблема беда женщин, чью молодость пересекла война. И вот только сейчас, уже в зрелом возрасте обретается (или не обретается) настоящее счастье.
Именно в этой постановке очень ясно читается то, что по понятным причинам осталось почти за скобками пьесы Володина. Не только война, не только обделенность героев, но и лагеря. Возможно, именно лагерь явился причиной того, что так долго не возвращался (вплоть до момента, когда это возвращение стало почти невероятным) к любимой женщине Ильин.
Шестой герой, которого еще не упомянули здесь, Тимофеев. В исполнении Сергея Черкасова он выглядит как порядочный и достойный человек. Тимофеев очень хочет помочь Тамаре, но, в то же время, не может предать Ильина.
Замечательна музыка и звуковое оформление спектакля. Самые важные слова из пьесы Володина звучат в записи увековеченные, неизменные, прекрасные. И тем самым немножко оторванные от реальности и от контекста.
Пьеса сыграна интересно, красиво, реалистично, с ноткой ностальгии и с теплотой. В постановке Александра Кладько она получилась местами грустной, местами смешной, но очень светлой и доброй. Эта обыкновенная история затягивает так, что забываешь, что спектакль (между прочим, очень долгий, четырехчасовой) рано или поздно подойдет к концу.
В финале мы видим искусственный снег, падающий хлопьями на сцену, гуляющих под ним героев, и наконец, уходящих от нас, скрывающихся за стеклом бутафорского окошка, наблюдать оттуда за снегопадом. Из динамиков якобы советского приемника звучат красивые и поэтичные строки. Ощущаешь, что сейчас настоящая история только началась и «кончится еще нескоро». И что скоро все будет хорошо.
Второй спектакль фестиваля, который совершенно не похож на первый, «Пять Вечеров» в постановке режиссера и директора фестиваля Виктора Рыжакова. Его привезли нам из Москвы, из театра «Мастерская Петра Фоменко». Каждой реплике этого спектакля присуще звучание современности. И это при том, что режиссер точно следует володинскому тексту. Критики сходятся во мнении, что Рыжаков поставил «вечера» как новую драму. Режиссер оставил только основу, убрал все ненужные приметы времени, использовал современные постановочные принципы.
С первых минут спектакля понятно на сцене происходит что-то необычное. На фоне стены и дверного проема, где условно, штрихами нарисован радиоприемник и вешалка для одежды, появляется женщина в длинной ночной сорочке и начинает то ли танцевать, то ли делать непривычную вечернюю зарядку. В ней мы узнаем Тамару.
Главную героиню исполняет молодая актриса Полина Агуреева, которой удалось невероятное внутреннее перевоплощение в одинокую, верную, полную надежд и в данной постановке смешную Тамару. Ее движения резкие, напуганные, дерганные, геометричные, голос напевный, протяжный, с дрожью. А главное, действия и слова этой Тамары совершенно не соответствуют друг другу. Вот она говорит Ильину, собравшемуся уходить: «Я вас уговаривать не собираюсь». И в тот же момент заслоняет хрупкими руками входную дверь. Образ получился трагикомичным. Зрителям сложно сдерживать смех, но в то же время до боли жалко героиню. Не от счастья стала женщина всеми силами пытаться скрыть самые искренние и самые неподдельные чувства.
Главного героя играет Игорь Гордин. Ильин получился беззаветно влюбленным, уверенным. Он вламывается в жизнь Тамары через запечатанную входную дверь, и изменяет все в ее жизни. В женщине начинает высвечиваться то, что раньше было скрыто под маской равнодушия. Дверь и стена еще не раз появятся в спектакле в качестве связующего звена или разделяющего препятствия между героями. А также ширмы, за которой можно скрыться от чувств.
Примечателен дуэт Кати и Славы. Катю энергично и неординарно играет юная актриса Яна Гладких. Славу с присущей этому герою иронией играет Артём Цуканов. Здесь молодое поколение, как и следовало ожидать, не очень похоже на героев ретро-постановок Володина.
Совсем нестандартными, иными, интересными и комичными предстают оставшиеся два персонажа. Зоя в исполнении Евгении Дмитриевой тоже, как и Тамара, появляется в ночной сорочке, но другой, короткой. В сцене объяснения Рыжаков сделал их с Тамарой очень похожими, одинаковыми. Но это сходство внешнее. Зоя в спектакле предстает распущенной, вульгарной. Ей не досталось резких движений Тамары, которая отталкивает руки Ильина.
Тимофеев здесь становится стеснительным, нелепым, тайным влюбленным, который является к Тамаре словно бы не по делу, а чтобы скрасить ее прекрасное одиночество. Кстати, в этом спектакле тоже появятся снежинки, но это будет не снегопад, а только лишь два больших бумажных круга, которые поймает печальный Тимофеев.
Сюжет пьесы в интерпретации Рыжакова стал почти что вечным, от него осталась только структура, маски, образы, чувства, ситуации актуальные во все времена, сопровождающие воссоединение влюбленных. Из одной и той же пьесы у разных режиссеров получились абсолютно разные и несущие разную ценность спектакли. И это только две постановки. А сколько еще было, есть, будет. Володин поистине не перестает волновать. История началась «задолго до этих пяти вечеров и кончится еще нескоро». Это касается и фестиваля, который повторится через год.
На восьмом фестивале имени Володина состоялись показы пьесы «Пять вечеров» из Москвы, Талина и Саратова, показ пьесы Александра Вампилова «Старший сын» из Вологды, прошел спектакль Льва Додина «Портрет с дождем» по сценарию Александра Володина.
Кроме уже готовых спектаклей в рамках программы состоялась режиссерская лаборатория «Молодые ставят Володина» с эскизами спектаклей и программа «Первая читка» новых пьес.
В театрах царила традиционная душевная атмосфера ушедшей эпохи. Работал всеми любимый буфет Клавы с советскими ценами и ассортиментом. Театр «На Литейном», где открылся фестиваль, был художественно оформлен в духе конца пятидесятых: старые карты, календари, герои, газеты. В дни фестиваля прошло празднование дня рождения Александра Володина.
Представителю Peterburg2 посчастливилось побывать сразу на двух постановках пьесы «Пять вечеров», спектаклях противоречивых, очень разных, но неизменно человечных и настоящих. Как и творчество русского драматурга, которое преодолевает границы времени и удивительным образом раскрывается в наши дни.
«Пять вечеров» это история встречи двух людей через много лет, воссоединения влюбленных, потерявших друг друга. Встречи, которая способна все изменить. Пьеса «Пять вечеров» впервые была поставлена в конце пятидесятых, но звучит так, будто была написана сегодня.
Первый спектакль, который открыл фестиваль, привезли к нам из русского театра Эстонии. Его поставил для камерной сцены петербургский режиссер Александр Кладько. Поставил, следуя за автором вплоть до интонаций, учитывая все нюансы, не забывая про приметы эпохи.
Пестрые платья актрис и советский быт в декорациях создали атмосферу ожившего доброго советского кино. Но важнее всех нарядов, причесок, всего вместе взятого реквизита и воспоминаний старины неподдельная правдивость постановки и искренность актеров.
Главные роли в этих «Пяти вечерах» исполняют Лариса Саванкова и Александр Ивашкевич. Тамара в исполнении Ларисы Саванковой получилась открытой, неравнодушной, ранимой, по-женски заботливой, отзывчивой, терпеливой и очень доброй. Ильин в исполнении Александра Ивашкевича немного отстраненный, интеллигентный, выглядящий по-деловому в своем длинном плаще, черной шляпе и с портфелем в руках стал героем неоднозначным, полным сомнений, переживающим, но в итоге обретшим себя.
Ярко и запоминающееся сыграли Славу и Катю Дмитрий Кордас и Татьяна Егорушкина, ставшие в этой постановке отражением Тамары и Ильина. Их трогательное исполнение зарождения первой любви, которая проявляется в обоюдных «подколах», сыграно с задором и долей юмора. Это, несомненно, мостик к сердцам молодых зрителей.
Продавщица Зоя, «соперница» Тамары, играет ее Елена Тарасенко, здесь веселая, самодостаточная, почти счастливая, независтливая. В этой постановке ревнивицей и соперницей она почти не является. Режиссер примиряет ее с Тамарой, причем ни на реплику не отходя от текста. Героини в одной из мизансцен поют песню «Миленький ты мой», сходятся посередине зала, обнимают друг друга. Ведь, по сути, у них одна проблема беда женщин, чью молодость пересекла война. И вот только сейчас, уже в зрелом возрасте обретается (или не обретается) настоящее счастье.
Именно в этой постановке очень ясно читается то, что по понятным причинам осталось почти за скобками пьесы Володина. Не только война, не только обделенность героев, но и лагеря. Возможно, именно лагерь явился причиной того, что так долго не возвращался (вплоть до момента, когда это возвращение стало почти невероятным) к любимой женщине Ильин.
Шестой герой, которого еще не упомянули здесь, Тимофеев. В исполнении Сергея Черкасова он выглядит как порядочный и достойный человек. Тимофеев очень хочет помочь Тамаре, но, в то же время, не может предать Ильина.
Замечательна музыка и звуковое оформление спектакля. Самые важные слова из пьесы Володина звучат в записи увековеченные, неизменные, прекрасные. И тем самым немножко оторванные от реальности и от контекста.
Пьеса сыграна интересно, красиво, реалистично, с ноткой ностальгии и с теплотой. В постановке Александра Кладько она получилась местами грустной, местами смешной, но очень светлой и доброй. Эта обыкновенная история затягивает так, что забываешь, что спектакль (между прочим, очень долгий, четырехчасовой) рано или поздно подойдет к концу.
В финале мы видим искусственный снег, падающий хлопьями на сцену, гуляющих под ним героев, и наконец, уходящих от нас, скрывающихся за стеклом бутафорского окошка, наблюдать оттуда за снегопадом. Из динамиков якобы советского приемника звучат красивые и поэтичные строки. Ощущаешь, что сейчас настоящая история только началась и «кончится еще нескоро». И что скоро все будет хорошо.
Второй спектакль фестиваля, который совершенно не похож на первый, «Пять Вечеров» в постановке режиссера и директора фестиваля Виктора Рыжакова. Его привезли нам из Москвы, из театра «Мастерская Петра Фоменко». Каждой реплике этого спектакля присуще звучание современности. И это при том, что режиссер точно следует володинскому тексту. Критики сходятся во мнении, что Рыжаков поставил «вечера» как новую драму. Режиссер оставил только основу, убрал все ненужные приметы времени, использовал современные постановочные принципы.
С первых минут спектакля понятно на сцене происходит что-то необычное. На фоне стены и дверного проема, где условно, штрихами нарисован радиоприемник и вешалка для одежды, появляется женщина в длинной ночной сорочке и начинает то ли танцевать, то ли делать непривычную вечернюю зарядку. В ней мы узнаем Тамару.
Главную героиню исполняет молодая актриса Полина Агуреева, которой удалось невероятное внутреннее перевоплощение в одинокую, верную, полную надежд и в данной постановке смешную Тамару. Ее движения резкие, напуганные, дерганные, геометричные, голос напевный, протяжный, с дрожью. А главное, действия и слова этой Тамары совершенно не соответствуют друг другу. Вот она говорит Ильину, собравшемуся уходить: «Я вас уговаривать не собираюсь». И в тот же момент заслоняет хрупкими руками входную дверь. Образ получился трагикомичным. Зрителям сложно сдерживать смех, но в то же время до боли жалко героиню. Не от счастья стала женщина всеми силами пытаться скрыть самые искренние и самые неподдельные чувства.
Главного героя играет Игорь Гордин. Ильин получился беззаветно влюбленным, уверенным. Он вламывается в жизнь Тамары через запечатанную входную дверь, и изменяет все в ее жизни. В женщине начинает высвечиваться то, что раньше было скрыто под маской равнодушия. Дверь и стена еще не раз появятся в спектакле в качестве связующего звена или разделяющего препятствия между героями. А также ширмы, за которой можно скрыться от чувств.
Примечателен дуэт Кати и Славы. Катю энергично и неординарно играет юная актриса Яна Гладких. Славу с присущей этому герою иронией играет Артём Цуканов. Здесь молодое поколение, как и следовало ожидать, не очень похоже на героев ретро-постановок Володина.
Совсем нестандартными, иными, интересными и комичными предстают оставшиеся два персонажа. Зоя в исполнении Евгении Дмитриевой тоже, как и Тамара, появляется в ночной сорочке, но другой, короткой. В сцене объяснения Рыжаков сделал их с Тамарой очень похожими, одинаковыми. Но это сходство внешнее. Зоя в спектакле предстает распущенной, вульгарной. Ей не досталось резких движений Тамары, которая отталкивает руки Ильина.
Тимофеев здесь становится стеснительным, нелепым, тайным влюбленным, который является к Тамаре словно бы не по делу, а чтобы скрасить ее прекрасное одиночество. Кстати, в этом спектакле тоже появятся снежинки, но это будет не снегопад, а только лишь два больших бумажных круга, которые поймает печальный Тимофеев.
Сюжет пьесы в интерпретации Рыжакова стал почти что вечным, от него осталась только структура, маски, образы, чувства, ситуации актуальные во все времена, сопровождающие воссоединение влюбленных. Из одной и той же пьесы у разных режиссеров получились абсолютно разные и несущие разную ценность спектакли. И это только две постановки. А сколько еще было, есть, будет. Володин поистине не перестает волновать. История началась «задолго до этих пяти вечеров и кончится еще нескоро». Это касается и фестиваля, который повторится через год.
На восьмом фестивале имени Володина состоялись показы пьесы «Пять вечеров» из Москвы, Талина и Саратова, показ пьесы Александра Вампилова «Старший сын» из Вологды, прошел спектакль Льва Додина «Портрет с дождем» по сценарию Александра Володина.
Кроме уже готовых спектаклей в рамках программы состоялась режиссерская лаборатория «Молодые ставят Володина» с эскизами спектаклей и программа «Первая читка» новых пьес.
В театрах царила традиционная душевная атмосфера ушедшей эпохи. Работал всеми любимый буфет Клавы с советскими ценами и ассортиментом. Театр «На Литейном», где открылся фестиваль, был художественно оформлен в духе конца пятидесятых: старые карты, календари, герои, газеты. В дни фестиваля прошло празднование дня рождения Александра Володина.
Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…»Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людейИгорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012