Все краски акварели
Галина Тюнина безупречно воплощает фирменный «фоменковский» стиль актерской игры: максимум выразительности при минимуме изобразительных средств
За двадцать лет работы в театре и кино Тюнина в совершенстве овладела искусством играть, не играя тем, чему учит своих артистов Петр Фоменко, а именно при создании образов не прибегать к сочным краскам, пользоваться акварелью. И понимать, что пышная демонстрация в одной роли разом всех лицедейских приспособлений патентованная театральная пошлость.
Сыграв на сцене «Мастерской П. Фоменко» Глафиру в «Волках и овцах», Орели в «Безумной из Шайо», три роли в инсценировке начальных глав «Войны и мира», Ольгу в «Трех сестрах», императрицу Феодору в «Отравленной тунике», воплотив в кино балерину Ольгу Спесивцеву, Веру Бунину, Марину Цветаеву, Тюнина доказала всем, кто еще в этом сомневался, что талант артиста, обладающего богатой изобразительной палитрой, это талант отбора красок.
Мы беседовали в театре, после репетиции.
Что репетируете?
Галина Тюнина: «Театральный роман» Булгакова. Началось все с показа самостоятельных работ. В театре два-три раза в год мы проводим «вечер проб и ошибок», где любой может что-то сыграть, поставить, попробовать себя в качестве режиссера.
Перенести на сцену «Театральный роман» это было чье-то предложение?
Галина Тюнина: Когда-то, еще в Питере, Петр Наумович собирался поставить «Театральный роман». Эта идея возникла вновь, когда нам показалось, что мы можем взглянуть на театр сквозь призму Булгакова, с самоиронией что ли. Начинали работу пять-шесть человек. В итоге обросли хозяйством в двадцать пять артистов и принялись работать уже со сценической композицией, которая сочинялась по ходу репетиций. Над спектаклем работают старшая группа артистов, средняя и младшая. Участвуют даже стажеры второго года обучения. Тут смешение поколений, и мы рады, что оно происходит на этом материале.
Поколенческий водораздел у вас в театре существует?
Галина Тюнина: Да, и это естественно. Но смешение поколений в работе должно происходить, без этого театр не может существовать. И чем явственней разрыв поколений, тем острее потребность друг в друге.
Через год вашему театру исполнится двадцать лет. Нет ощущения некой исчерпанности?
Галина Тюнина: Нет. Если ты исчерпался, ты перестаешь этим заниматься. Исчерпанность связана с апатией, с потерей интереса к миру и людям все это плохо совместимо с актерской работой. Хочется думать, что человек по ходу дела развивается. Каждый спектакль требует нового подхода, с ним что-то сценически приобретаешь. И этот новый опыт предполагает твое развитие.
Дух студийности, овевавший «Мастерскую Петра Фоменко» в пору ее рождения и становления, жив ли еще? И нужен ли он театру, достигшему творческого совершеннолетия?
Галина Тюнина: Студийность идет из театральных школ. Люди, приходя в театр, приносят с собой этот опыт своего студенчества. Дух студийности живет в репетициях по ночам, в самостоятельных пробах, когда не задумываешься о результате, и в любви к ошибкам больше, чем к успеху. Искусственно его поддерживать нельзя. Но память детства, счастливого актерского детства, каким оно было у нас в ГИТИСе, наверное, существует. Артисты взрослеют и, мягко говоря, не молодеют. И нам всегда радостно окунуться в такую оголтелую работу, как в свою молодость.
В фоменковской труппе лидируют женщины, мужской же состав, где тоже немало хороших артистов, пребывает как бы в тени прекрасных дам. Скажите, Фоменко (а он, судя по его спектаклям, тонко и точно чувствует женскую природу) нарочно выстраивает репертуар так, чтобы блистали Галина Тюнина, сестры Кутеповы, Полина Агуреева, Мадлен Джабраилова?
Галина Тюнина: Внимание мужчины к женщине на сцене, которого добивается Петр Наумович, полагая, что в жизни оно так и бывает, может создавать такое ощущение. Но ведь только настоящие мужчины могут позволить себе подобную роскошь дать женщинам возможность чувствовать себя главными.
У вас есть любимые партнеры по сцене?
Галина Тюнина: Любимый партнер это тот, с кем ты сегодня работаешь, и тот, с кем путем нелегких притираний ты сумел что-то внутренне выстроить. Если ты не любишь партнера, ты не можешь выйти на сцену, но до любви надо доработаться. Наверное, нет понятия «любимый партнер», есть те или иные связи с людьми, есть люди, с которыми пройден огромный путь в театре, с кем мы вместе начинали. С возрастом появилось ощущение, что мы стали больше сбиваться в кучу, возникло ощущение родства. Мы можем подчас раздражать друг друга, можем ссориться, но, когда выходим на сцену, все отступает
У вас нет худсовета. Значит, театр творчески управляется исключительно волей Фоменко?
Галина Тюнина: Театр управляется волей, направленной на создание спектакля. Все подчинено этому. Коллективное занятие, имеющее общую цель, не нуждается во внутреннем парламенте. Но в какие-то моменты Петр Наумович может сказать: «Это решение я приму сам». Потому что есть решения, ответственность за которые невозможно поделить на всех. Кто-то должен эту ответственность взять на себя. Иначе возникнет хаос.
В процессе репетиций Фоменко снимал вас с какой-нибудь роли?
Галина Тюнина: Нет.
Неужели ни разу не было, чтобы он ошибся с назначением на роль?
Галина Тюнина: Он из ошибочного выбора может сделать безошибочный: на противодействии гораздо чаще возникает неожиданный результат, нежели на формальном попадании артиста в «свою» роль. Иногда тебе предлагают такой обескураживающий материал, что ты поначалу впадаешь в недоумение, но со временем оказывается, что полезно поменять стереотип, даже в восприятии себя.
К «Мастерской Петра Фоменко», на ваш взгляд, применимо понятие «театр-дом»?
Галина Тюнина: Да.
А само это понятие оно не кажется вам архаичным?
Галина Тюнина: Дом, семья. У каждого в семье своя роль, и всегда связи более сильные. А на сцене самое главное, чтобы люди друг друга чувствовали. Может быть, когда слишком хорошо знаешь друг друга, исчезает элемент неожиданности? Театр вообще архаическая организация. Архаичность театра-дома не нами придумана и не нам ее отменять. Мне пришла в голову фраза из эпиграммы Александра Володина: «А новое так отрицает старое!/ что, не успев заметить, станет старым». Я говорю сейчас не о сценическом языке, он должен обязательно обновляться, но есть что-то неотъемлемое, на что театр опирался во все времена, и до сих пор опирается.
Репертуарный театр по-вашему, тоже полезная архаика, которую не грех сохранить? Сегодня почти повсюду эта модель организации театрального дела переживает кризис. «Мастерская Петра Фоменко», правда, доказывает, что репертуарный театр вполне способен быть обиталищем искусства.
Галина Тюнина: Мне трудно ставить диагноз, находясь внутри. Идея обновления а в обмен на что? В репертуарном театре для меня важны единство стиля, выучка, общее представление об эстетике А кризис придумали те, кто не знает, что делать с репертуарным театром. Репертуарный театр это большой труд и умение подчинить себя общему делу. Конечно, гораздо удобней решать лично свою судьбу, чем беспокоиться за судьбу театра. Гораздо спокойней поставить спектакль и через два месяца о нем забыть, нежели в течение десяти лет его поддерживать в надлежащем состоянии. Гораздо легче эксплуатировать двадцатилетних артистов, чем разделять с ними ответственность за их дальнейшую судьбу и думать о том, что они будут играть, когда им стукнет пятьдесят.
«Волки и овцы» у вас идут почти двадцать лет, «Семейное счастие» почти двенадцать, «Война и мир. Начало романа» одиннадцать Вы ощущаете моральную изношенность этих и других, тоже не столь уж «молодых» спектаклей?
Галина Тюнина: Не ощущаю. Отведенное спектаклю время никто не знает. Спектакли живут вместе с артистом, взрослеют, стареют Залог жизни театра движение внутри спектакля.
Моральную изношенность театральной формы вы здесь в расчет не берете?
Галина Тюнина: А что, бывает а-моральная изношенность? Моральное старение по-моему, термин технический, инженерный. Так можно сказать о машине, самолете, искусство же длительно. Мне кажется, что содержание нельзя убить формой. Форма, подчиненная содержанию, всегда пластична. Работа над спектаклем не заканчивается с премьерой. Эта работа продолжается все время, поэтому спектакль и живет. Процесс обновления трудный, болезненный, но профессия артиста это предполагает. Меняется твой личный опыт, ты смотришь по-другому на людей и роль меняется.
Что такое «фоменковская» манера игры? Как бы вы ее определили?
Галина Тюнина: Фоменко против любой «манеры» игры. Артист должен уметь работать с текстом, его содержанием, и все понятое суметь сделать слышимым. Партитура расписывается им как музыкальная. С паузами, кантиленами, лигами. Музыкальность одна из составляющих его режиссуры, где режиссер это почти дирижер. Как музыкант за нотами слышит музыку, актер за словами должен угадывать действие. Его задача обнаружить действенную природу слова и мысли.
Вам было бы интересно поработать с другим режиссером?
Галина Тюнина: Это все равно что спросить: «А вам было бы интересно выйти замуж за кого-нибудь еще?» Наверное, интересно. Но потребности нет. А из театральных режиссеров я работала с Декланом Донелланом на «Трех сестрах». У него заболела актриса, и на роль Ольги ввели меня.
Это был разовый ввод?
Галина Тюнина: Да, пять гастрольных спектаклей.
Как мне представляется, Фоменко выращивает роль в актере, а, скажем, Додин «силовой» режиссер.
Галина Тюнина: А что значит «силовой»? Я не знаю, это тема для людей, изучающих театр, пусть они этим и занимаются.
Почему вы мало снимаетесь? В сериалах стыдно, как я понимаю. А в кино?
Галина Тюнина: Я снимаюсь, но редко. Для меня кино счастливая случайность, если оно есть, а театр каждый день в 11.00.
А в «Дозорах» зачем снимались?
Галина Тюнина: Мне было интересно работать с Тимуром Бекмамбетовым. Передо мной стояла новая задача, с которой раньше не приходилось сталкиваться. Я до сих пор рада, что состоялось наше сотрудничество.
Что-нибудь изменилось в вашем характере с тех пор, как вы стали актрисой?
Галина Тюнина: Эта профессия коварна по отношению к характеру. Она проявляет его достаточно сильно, увеличивая достоинства и укрупняя недостатки. И часто непонятно, чего в тебе уже больше и что нужно изменить. Да, еще с годами развивается непростительная болтливость особенно при даче интервью.
За двадцать лет работы в театре и кино Тюнина в совершенстве овладела искусством играть, не играя тем, чему учит своих артистов Петр Фоменко, а именно при создании образов не прибегать к сочным краскам, пользоваться акварелью. И понимать, что пышная демонстрация в одной роли разом всех лицедейских приспособлений патентованная театральная пошлость.
Сыграв на сцене «Мастерской П. Фоменко» Глафиру в «Волках и овцах», Орели в «Безумной из Шайо», три роли в инсценировке начальных глав «Войны и мира», Ольгу в «Трех сестрах», императрицу Феодору в «Отравленной тунике», воплотив в кино балерину Ольгу Спесивцеву, Веру Бунину, Марину Цветаеву, Тюнина доказала всем, кто еще в этом сомневался, что талант артиста, обладающего богатой изобразительной палитрой, это талант отбора красок.
Мы беседовали в театре, после репетиции.
Что репетируете?
Галина Тюнина: «Театральный роман» Булгакова. Началось все с показа самостоятельных работ. В театре два-три раза в год мы проводим «вечер проб и ошибок», где любой может что-то сыграть, поставить, попробовать себя в качестве режиссера.
Перенести на сцену «Театральный роман» это было чье-то предложение?
Галина Тюнина: Когда-то, еще в Питере, Петр Наумович собирался поставить «Театральный роман». Эта идея возникла вновь, когда нам показалось, что мы можем взглянуть на театр сквозь призму Булгакова, с самоиронией что ли. Начинали работу пять-шесть человек. В итоге обросли хозяйством в двадцать пять артистов и принялись работать уже со сценической композицией, которая сочинялась по ходу репетиций. Над спектаклем работают старшая группа артистов, средняя и младшая. Участвуют даже стажеры второго года обучения. Тут смешение поколений, и мы рады, что оно происходит на этом материале.
Поколенческий водораздел у вас в театре существует?
Галина Тюнина: Да, и это естественно. Но смешение поколений в работе должно происходить, без этого театр не может существовать. И чем явственней разрыв поколений, тем острее потребность друг в друге.
Через год вашему театру исполнится двадцать лет. Нет ощущения некой исчерпанности?
Галина Тюнина: Нет. Если ты исчерпался, ты перестаешь этим заниматься. Исчерпанность связана с апатией, с потерей интереса к миру и людям все это плохо совместимо с актерской работой. Хочется думать, что человек по ходу дела развивается. Каждый спектакль требует нового подхода, с ним что-то сценически приобретаешь. И этот новый опыт предполагает твое развитие.
Дух студийности, овевавший «Мастерскую Петра Фоменко» в пору ее рождения и становления, жив ли еще? И нужен ли он театру, достигшему творческого совершеннолетия?
Галина Тюнина: Студийность идет из театральных школ. Люди, приходя в театр, приносят с собой этот опыт своего студенчества. Дух студийности живет в репетициях по ночам, в самостоятельных пробах, когда не задумываешься о результате, и в любви к ошибкам больше, чем к успеху. Искусственно его поддерживать нельзя. Но память детства, счастливого актерского детства, каким оно было у нас в ГИТИСе, наверное, существует. Артисты взрослеют и, мягко говоря, не молодеют. И нам всегда радостно окунуться в такую оголтелую работу, как в свою молодость.
В фоменковской труппе лидируют женщины, мужской же состав, где тоже немало хороших артистов, пребывает как бы в тени прекрасных дам. Скажите, Фоменко (а он, судя по его спектаклям, тонко и точно чувствует женскую природу) нарочно выстраивает репертуар так, чтобы блистали Галина Тюнина, сестры Кутеповы, Полина Агуреева, Мадлен Джабраилова?
Галина Тюнина: Внимание мужчины к женщине на сцене, которого добивается Петр Наумович, полагая, что в жизни оно так и бывает, может создавать такое ощущение. Но ведь только настоящие мужчины могут позволить себе подобную роскошь дать женщинам возможность чувствовать себя главными.
У вас есть любимые партнеры по сцене?
Галина Тюнина: Любимый партнер это тот, с кем ты сегодня работаешь, и тот, с кем путем нелегких притираний ты сумел что-то внутренне выстроить. Если ты не любишь партнера, ты не можешь выйти на сцену, но до любви надо доработаться. Наверное, нет понятия «любимый партнер», есть те или иные связи с людьми, есть люди, с которыми пройден огромный путь в театре, с кем мы вместе начинали. С возрастом появилось ощущение, что мы стали больше сбиваться в кучу, возникло ощущение родства. Мы можем подчас раздражать друг друга, можем ссориться, но, когда выходим на сцену, все отступает
У вас нет худсовета. Значит, театр творчески управляется исключительно волей Фоменко?
Галина Тюнина: Театр управляется волей, направленной на создание спектакля. Все подчинено этому. Коллективное занятие, имеющее общую цель, не нуждается во внутреннем парламенте. Но в какие-то моменты Петр Наумович может сказать: «Это решение я приму сам». Потому что есть решения, ответственность за которые невозможно поделить на всех. Кто-то должен эту ответственность взять на себя. Иначе возникнет хаос.
В процессе репетиций Фоменко снимал вас с какой-нибудь роли?
Галина Тюнина: Нет.
Неужели ни разу не было, чтобы он ошибся с назначением на роль?
Галина Тюнина: Он из ошибочного выбора может сделать безошибочный: на противодействии гораздо чаще возникает неожиданный результат, нежели на формальном попадании артиста в «свою» роль. Иногда тебе предлагают такой обескураживающий материал, что ты поначалу впадаешь в недоумение, но со временем оказывается, что полезно поменять стереотип, даже в восприятии себя.
К «Мастерской Петра Фоменко», на ваш взгляд, применимо понятие «театр-дом»?
Галина Тюнина: Да.
А само это понятие оно не кажется вам архаичным?
Галина Тюнина: Дом, семья. У каждого в семье своя роль, и всегда связи более сильные. А на сцене самое главное, чтобы люди друг друга чувствовали. Может быть, когда слишком хорошо знаешь друг друга, исчезает элемент неожиданности? Театр вообще архаическая организация. Архаичность театра-дома не нами придумана и не нам ее отменять. Мне пришла в голову фраза из эпиграммы Александра Володина: «А новое так отрицает старое!/ что, не успев заметить, станет старым». Я говорю сейчас не о сценическом языке, он должен обязательно обновляться, но есть что-то неотъемлемое, на что театр опирался во все времена, и до сих пор опирается.
Репертуарный театр по-вашему, тоже полезная архаика, которую не грех сохранить? Сегодня почти повсюду эта модель организации театрального дела переживает кризис. «Мастерская Петра Фоменко», правда, доказывает, что репертуарный театр вполне способен быть обиталищем искусства.
Галина Тюнина: Мне трудно ставить диагноз, находясь внутри. Идея обновления а в обмен на что? В репертуарном театре для меня важны единство стиля, выучка, общее представление об эстетике А кризис придумали те, кто не знает, что делать с репертуарным театром. Репертуарный театр это большой труд и умение подчинить себя общему делу. Конечно, гораздо удобней решать лично свою судьбу, чем беспокоиться за судьбу театра. Гораздо спокойней поставить спектакль и через два месяца о нем забыть, нежели в течение десяти лет его поддерживать в надлежащем состоянии. Гораздо легче эксплуатировать двадцатилетних артистов, чем разделять с ними ответственность за их дальнейшую судьбу и думать о том, что они будут играть, когда им стукнет пятьдесят.
«Волки и овцы» у вас идут почти двадцать лет, «Семейное счастие» почти двенадцать, «Война и мир. Начало романа» одиннадцать Вы ощущаете моральную изношенность этих и других, тоже не столь уж «молодых» спектаклей?
Галина Тюнина: Не ощущаю. Отведенное спектаклю время никто не знает. Спектакли живут вместе с артистом, взрослеют, стареют Залог жизни театра движение внутри спектакля.
Моральную изношенность театральной формы вы здесь в расчет не берете?
Галина Тюнина: А что, бывает а-моральная изношенность? Моральное старение по-моему, термин технический, инженерный. Так можно сказать о машине, самолете, искусство же длительно. Мне кажется, что содержание нельзя убить формой. Форма, подчиненная содержанию, всегда пластична. Работа над спектаклем не заканчивается с премьерой. Эта работа продолжается все время, поэтому спектакль и живет. Процесс обновления трудный, болезненный, но профессия артиста это предполагает. Меняется твой личный опыт, ты смотришь по-другому на людей и роль меняется.
Что такое «фоменковская» манера игры? Как бы вы ее определили?
Галина Тюнина: Фоменко против любой «манеры» игры. Артист должен уметь работать с текстом, его содержанием, и все понятое суметь сделать слышимым. Партитура расписывается им как музыкальная. С паузами, кантиленами, лигами. Музыкальность одна из составляющих его режиссуры, где режиссер это почти дирижер. Как музыкант за нотами слышит музыку, актер за словами должен угадывать действие. Его задача обнаружить действенную природу слова и мысли.
Вам было бы интересно поработать с другим режиссером?
Галина Тюнина: Это все равно что спросить: «А вам было бы интересно выйти замуж за кого-нибудь еще?» Наверное, интересно. Но потребности нет. А из театральных режиссеров я работала с Декланом Донелланом на «Трех сестрах». У него заболела актриса, и на роль Ольги ввели меня.
Это был разовый ввод?
Галина Тюнина: Да, пять гастрольных спектаклей.
Как мне представляется, Фоменко выращивает роль в актере, а, скажем, Додин «силовой» режиссер.
Галина Тюнина: А что значит «силовой»? Я не знаю, это тема для людей, изучающих театр, пусть они этим и занимаются.
Почему вы мало снимаетесь? В сериалах стыдно, как я понимаю. А в кино?
Галина Тюнина: Я снимаюсь, но редко. Для меня кино счастливая случайность, если оно есть, а театр каждый день в 11.00.
А в «Дозорах» зачем снимались?
Галина Тюнина: Мне было интересно работать с Тимуром Бекмамбетовым. Передо мной стояла новая задача, с которой раньше не приходилось сталкиваться. Я до сих пор рада, что состоялось наше сотрудничество.
Что-нибудь изменилось в вашем характере с тех пор, как вы стали актрисой?
Галина Тюнина: Эта профессия коварна по отношению к характеру. Она проявляет его достаточно сильно, увеличивая достоинства и укрупняя недостатки. И часто непонятно, чего в тебе уже больше и что нужно изменить. Да, еще с годами развивается непростительная болтливость особенно при даче интервью.
Валерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…»Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людейИгорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012