«В театре единоначалие лучше демократии»
10 апреля «Мастерская П. Фоменко» представит премьеру «Театрального романа» в постановке Петра Фоменко и Кирилла Пирогова одну из самых интригующих постановок нынешнего сезона. Накануне спектакля корреспондент «Известий» встретилась с ведущей актрисой «Мастерской» Мадлен Джабраиловой.
Герой романа Булгакова Московский художественный театр. А ваш театр мог бы дать повод для книги?
Думаю, любой театр мог бы стать поводом для литературного произведения. И наш не исключение. Но зрителю, как правило, незаметны внутренние разногласия. Он видит уже результат верхушку айсберга. Когда рождается спектакль, личные амбиции подчиняются общей цели чтобы поднять бревно, нужна не одна пара рук. Булгаков не понаслышке знал, что происходит за кулисами. И гениально это описал. Только в театре все растянуто во времени, а у него сжато, спрессовано.
В книге много совпадений с театральной повседневностью?
Абсолютно все про театр. И атмосфера, и поведение людей и то, как репетируется спектакль. Человек, не знакомый с театральным процессом, может многого не понять в романе, просто прочитает как некий анекдот. Или, как главный герой романа Максудов, окажется в растерянности.
Максудов чужой в театральном мире?
Скорее, новичок. Ему, как Алисе, оказавшейся в Зазеркалье, на новой «клеточке шахматной доски», объясняют устройство этого мира, некоторые правила поведения. И «этот мир» ему нравится. Да, он полон загадок, как говорит сам Максудов, но он вызывает интерес. И к нему самому, как к автору, интерес колоссальный. В «Мастерской П. Фоменко» были случаи, когда авторы читали нам свои пьесы, но дальше читки дело не двигалось. А тут Максудов приглашается после читки к главному режиссеру, позднее пьесу будут репетировать на Основной сцене. Другое дело, что возникают по ходу дела недоразумения и препятствия но это та самая «театральная кухня». Для автора, возможно, процесс мучительный, но для театра естественный. Булгаков в этом смысле хитрый писатель, коробочка в коробочке, секрет в секрете. Он описывал себя по отношению к театру, и себя же высмеивал. Мне кажется, «Театральный роман» не о трагедии отверженного человека и театра, который его растаптывает, а о чем-то посложнее.
Максудова постоянно унижают. Достаточно вспомнить хотя бы сцену подписания договора.
А когда мы в кино подписываем контракты? Очень похожая ситуация, торги те же самые. Особенно с начинающими артистами. «Какой вы замечательный актер! Но у нас так мало денег».
Почему театральное пространство непосвященным всегда кажется загадочным?
Может быть, дело в особой атмосфере. Магия театра завораживает люди занимаются каким-то увлекательным делом и иногда непонятно «из какого сора» сплетается результат.
Вы еще в детстве попали за кулисы Театра на Таганке, где в то время играл ваш отец Расми Джабраилов. Помните свои впечатления?
Я понимала, что мир театра отличается от обычной жизни, но не удивлялась. Разве ребенка удивляет игра? В детстве настолько естественно одно перетекает в другое, что возможно оживить любой предмет. Я пошла по стопам папы, а не стала журналисткой, как мама. Играющие в увлекательно-непонятную игру люди или печатная машинка и кипа листков. Что интереснее ребенку? Естественно, театр. Так я его и запомнила в атмосфере общего дела, в котором участвует много людей, абсолютно разных. Сейчас они сидят и пьют чай, и вдруг куда-то побежали, и почему-то на сцене они уже совершенно другие.
В «Театральном романе» вы играете Августу Менажраки. Булгаков изобразил в ней секретаря Станиславского Рипсиме Таманцову. А современные прототипы у вашей роли есть?
Так как роль немногословная, я сделала акцент на внешности. Когда думала о своей героине, вспоминала об английской актрисе Хелене Бонэм Картер с ее непослушной гривой волос, как будто из головы торчат какие-то пружинки. Менажраки греческая фамилия. Надо было придумать запоминающийся образ.
Она властная женщина, командирша?
Такой мы ее видим в момент, описанный Булгаковым, и не знаем, какая она в других ситуациях. Думаю, она человек серьезный. Станиславский (в романе Иван Васильевич) слушает всего трех человек, в том числе и ее. На таких людях и стоит театр. Она дышит театром, живет им - абсолютно театральный человек.
Булгаков рассказывает о театральном двоевластии, но в каждом лагере «Независимого» (то есть Художественного) театра выстроена четкая иерархическая система со своим монархом во главе. Монархия в театре необходима?
В театре единоначалие лучше демократии. Это один из тех организмов, где необходимо подчинение. Собственно, художественный руководитель и задает тон работы в театре. Почти все события связаны с его образом мыслей и вкусами.
Кто придумал поставить «Театральный роман» в «Мастерской П. Фоменко»?
У нас в театре бывают показы самостоятельных работ. Некоторые стали поводом для спектаклей. Иногда сам Петр Наумович предлагает посмотреть тот или иной материал. Кирилл Пирогов заинтересовался «Театральным романом» из его списка, показал небольшой отрывок. Петр Наумович попросил продолжить. Работа стала разрастаться. В какой то момент к работе подключился и сам Фоменко.
У произведений Булгакова странная слава. Говорят, в них не стоит глубоко погружаться.
Да, непростой автор. Энергетический заряд романа провоцирует круговерть в жизни. Часто описанное в «Театральном романе» с буквальной точностью происходило в жизни. Да и в том, что мы так долго, полтора года, делали этот спектакль, есть тоже что-то от булгаковской фантасмагории.
Герой романа Булгакова Московский художественный театр. А ваш театр мог бы дать повод для книги?
Думаю, любой театр мог бы стать поводом для литературного произведения. И наш не исключение. Но зрителю, как правило, незаметны внутренние разногласия. Он видит уже результат верхушку айсберга. Когда рождается спектакль, личные амбиции подчиняются общей цели чтобы поднять бревно, нужна не одна пара рук. Булгаков не понаслышке знал, что происходит за кулисами. И гениально это описал. Только в театре все растянуто во времени, а у него сжато, спрессовано.
В книге много совпадений с театральной повседневностью?
Абсолютно все про театр. И атмосфера, и поведение людей и то, как репетируется спектакль. Человек, не знакомый с театральным процессом, может многого не понять в романе, просто прочитает как некий анекдот. Или, как главный герой романа Максудов, окажется в растерянности.
Максудов чужой в театральном мире?
Скорее, новичок. Ему, как Алисе, оказавшейся в Зазеркалье, на новой «клеточке шахматной доски», объясняют устройство этого мира, некоторые правила поведения. И «этот мир» ему нравится. Да, он полон загадок, как говорит сам Максудов, но он вызывает интерес. И к нему самому, как к автору, интерес колоссальный. В «Мастерской П. Фоменко» были случаи, когда авторы читали нам свои пьесы, но дальше читки дело не двигалось. А тут Максудов приглашается после читки к главному режиссеру, позднее пьесу будут репетировать на Основной сцене. Другое дело, что возникают по ходу дела недоразумения и препятствия но это та самая «театральная кухня». Для автора, возможно, процесс мучительный, но для театра естественный. Булгаков в этом смысле хитрый писатель, коробочка в коробочке, секрет в секрете. Он описывал себя по отношению к театру, и себя же высмеивал. Мне кажется, «Театральный роман» не о трагедии отверженного человека и театра, который его растаптывает, а о чем-то посложнее.
Максудова постоянно унижают. Достаточно вспомнить хотя бы сцену подписания договора.
А когда мы в кино подписываем контракты? Очень похожая ситуация, торги те же самые. Особенно с начинающими артистами. «Какой вы замечательный актер! Но у нас так мало денег».
Почему театральное пространство непосвященным всегда кажется загадочным?
Может быть, дело в особой атмосфере. Магия театра завораживает люди занимаются каким-то увлекательным делом и иногда непонятно «из какого сора» сплетается результат.
Вы еще в детстве попали за кулисы Театра на Таганке, где в то время играл ваш отец Расми Джабраилов. Помните свои впечатления?
Я понимала, что мир театра отличается от обычной жизни, но не удивлялась. Разве ребенка удивляет игра? В детстве настолько естественно одно перетекает в другое, что возможно оживить любой предмет. Я пошла по стопам папы, а не стала журналисткой, как мама. Играющие в увлекательно-непонятную игру люди или печатная машинка и кипа листков. Что интереснее ребенку? Естественно, театр. Так я его и запомнила в атмосфере общего дела, в котором участвует много людей, абсолютно разных. Сейчас они сидят и пьют чай, и вдруг куда-то побежали, и почему-то на сцене они уже совершенно другие.
В «Театральном романе» вы играете Августу Менажраки. Булгаков изобразил в ней секретаря Станиславского Рипсиме Таманцову. А современные прототипы у вашей роли есть?
Так как роль немногословная, я сделала акцент на внешности. Когда думала о своей героине, вспоминала об английской актрисе Хелене Бонэм Картер с ее непослушной гривой волос, как будто из головы торчат какие-то пружинки. Менажраки греческая фамилия. Надо было придумать запоминающийся образ.
Она властная женщина, командирша?
Такой мы ее видим в момент, описанный Булгаковым, и не знаем, какая она в других ситуациях. Думаю, она человек серьезный. Станиславский (в романе Иван Васильевич) слушает всего трех человек, в том числе и ее. На таких людях и стоит театр. Она дышит театром, живет им - абсолютно театральный человек.
Булгаков рассказывает о театральном двоевластии, но в каждом лагере «Независимого» (то есть Художественного) театра выстроена четкая иерархическая система со своим монархом во главе. Монархия в театре необходима?
В театре единоначалие лучше демократии. Это один из тех организмов, где необходимо подчинение. Собственно, художественный руководитель и задает тон работы в театре. Почти все события связаны с его образом мыслей и вкусами.
Кто придумал поставить «Театральный роман» в «Мастерской П. Фоменко»?
У нас в театре бывают показы самостоятельных работ. Некоторые стали поводом для спектаклей. Иногда сам Петр Наумович предлагает посмотреть тот или иной материал. Кирилл Пирогов заинтересовался «Театральным романом» из его списка, показал небольшой отрывок. Петр Наумович попросил продолжить. Работа стала разрастаться. В какой то момент к работе подключился и сам Фоменко.
У произведений Булгакова странная слава. Говорят, в них не стоит глубоко погружаться.
Да, непростой автор. Энергетический заряд романа провоцирует круговерть в жизни. Часто описанное в «Театральном романе» с буквальной точностью происходило в жизни. Да и в том, что мы так долго, полтора года, делали этот спектакль, есть тоже что-то от булгаковской фантасмагории.
Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…»Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людейИгорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012