Путеводитель по театральным страстям
«Театральный роман» Михаила Булгакова поставили в «Мастерской Петра Фоменко»
Он написан в сложные для писателя 30-е годы прошлого века и насквозь пронизан иронией. Как когда-то писатель взглянул на театр и себя в нем через это сочинение, так сегодня фоменковцы пытаются увидеть себя сквозь призму Булгакова.
Как сложно воплотить на сцене такого автора, как Михаил Булгаков, знают все, кто хоть раз попытался это сделать. Но «Театральный роман» сочинение особенное. Это своего рода энциклопедия опасностей, подстерегающих обитателей театра на ниве творчества. Роман тесно связан со своим временем и с Художественным театром того периода. Постоянный страх, порожденный тоталитарной системой сталинского правления, с одной стороны, и действующая в театре «однопартийная» система, связанная с теорией Станиславского, с другой, главные его приметы.
Главный герой романа Максудов как раз и восстает против незыблемости системы Станиславского, на фоне которой уничтожались другие театральные школы. В чем-то «Театральный роман» отразил ситуацию самого автора. Обстоятельства его написания в 1936 году были для писателя довольно драматичными.
Постановка пьесы «Мольер» после пяти лет репетиций и всего нескольких представлений была снята из репертуара МХАТа. Там же после генеральной репетиции была запрещена пьеса «Иван Васильевич». Это было фактическое уничтожение «театрального» Булгакова. И в «Театральном романе» автор описал ведущий театр страны тех лет, расколотый на два лагеря и раздираемый интригами патриархов Немировича-Данченко и Станиславского. «Театральный роман» помог нам найти смешное и грустное в нас самих, рассказал один из авторов спектакля, актер Кирилл Пирогов:
«Вообще это про всех артистов. Все артисты себя в этом узнают. Так что тут мало что нужно придумывать, если честно. Мы не хотели ни в коем случае, чтобы это было бы шаржем и пародией. Потому что в этих людях есть любые артисты. И нам очень дорога эта работа».
Казалось бы, зачем этот ироничный роман о театре понадобился самой «живой» и успешной московской труппе под руководством Петра Фоменко? В театре уверены, что самоирония Булгакова помогает преодолеть слишком важное отношение к себе, которое всегда сопутствует успеху. И Булгаков возник в репертуаре театра, конечно, не случайно. По словам исполнителя главной роли Кирилла Пирогова, руководитель театра много лет подталкивал артистов труппы к этому названию:
«У нас в театре есть практика делаются самостоятельные работы артистов, как в институтах, то есть артисты делают все что хотят. Однажды Петр Наумович Фоменко участвовал в этом самостоятельном показе наравне с другими. И был вечер, когда мы сделали пробу по этому произведению. Это витало в воздухе. Петр Наумович нам все время говорит: а вот это посмотрите, вот то. Много лет подряд говорит разные названия. Это, в общем-то, все случай, но мы очень хотели сделать вещь о театре».
В театре служат живые люди, и им свойственны недостатки, считает исполнительница роли Поликсены Васильевны Торопецкой актриса Галина Тюнина. Ее героиня трогательная и одновременно смешная. Актриса рассказала, где она находила краски для своего образа:
«Из Булгакова, из истории Художественного театра, из писем Бакшанской к Немировичу-Данченко. Масса материала. И, конечно, из отношения к театру. Потому что, любя театр, можно найти в любом персонаже и нежность, и трепетность, и желание сохранить то, что очень легко сломать без любви. Поэтому это все-таки о любви к театру».
Публика приняла спектакль восторженно. Увидеть изнанку театральных будней втайне мечтает каждый зритель. А когда ему позволяют еще и смеяться над ней до слез и самозабвения, эта мечта сбывается. Словом, спектакль стал настоящим праздником для всех, кто по-настоящему любит театр.
Как сложно воплотить на сцене такого автора, как Михаил Булгаков, знают все, кто хоть раз попытался это сделать. Но «Театральный роман» сочинение особенное. Это своего рода энциклопедия опасностей, подстерегающих обитателей театра на ниве творчества. Роман тесно связан со своим временем и с Художественным театром того периода. Постоянный страх, порожденный тоталитарной системой сталинского правления, с одной стороны, и действующая в театре «однопартийная» система, связанная с теорией Станиславского, с другой, главные его приметы.
Главный герой романа Максудов как раз и восстает против незыблемости системы Станиславского, на фоне которой уничтожались другие театральные школы. В чем-то «Театральный роман» отразил ситуацию самого автора. Обстоятельства его написания в 1936 году были для писателя довольно драматичными.
Постановка пьесы «Мольер» после пяти лет репетиций и всего нескольких представлений была снята из репертуара МХАТа. Там же после генеральной репетиции была запрещена пьеса «Иван Васильевич». Это было фактическое уничтожение «театрального» Булгакова. И в «Театральном романе» автор описал ведущий театр страны тех лет, расколотый на два лагеря и раздираемый интригами патриархов Немировича-Данченко и Станиславского. «Театральный роман» помог нам найти смешное и грустное в нас самих, рассказал один из авторов спектакля, актер Кирилл Пирогов:
«Вообще это про всех артистов. Все артисты себя в этом узнают. Так что тут мало что нужно придумывать, если честно. Мы не хотели ни в коем случае, чтобы это было бы шаржем и пародией. Потому что в этих людях есть любые артисты. И нам очень дорога эта работа».
Казалось бы, зачем этот ироничный роман о театре понадобился самой «живой» и успешной московской труппе под руководством Петра Фоменко? В театре уверены, что самоирония Булгакова помогает преодолеть слишком важное отношение к себе, которое всегда сопутствует успеху. И Булгаков возник в репертуаре театра, конечно, не случайно. По словам исполнителя главной роли Кирилла Пирогова, руководитель театра много лет подталкивал артистов труппы к этому названию:
«У нас в театре есть практика делаются самостоятельные работы артистов, как в институтах, то есть артисты делают все что хотят. Однажды Петр Наумович Фоменко участвовал в этом самостоятельном показе наравне с другими. И был вечер, когда мы сделали пробу по этому произведению. Это витало в воздухе. Петр Наумович нам все время говорит: а вот это посмотрите, вот то. Много лет подряд говорит разные названия. Это, в общем-то, все случай, но мы очень хотели сделать вещь о театре».
В театре служат живые люди, и им свойственны недостатки, считает исполнительница роли Поликсены Васильевны Торопецкой актриса Галина Тюнина. Ее героиня трогательная и одновременно смешная. Актриса рассказала, где она находила краски для своего образа:
«Из Булгакова, из истории Художественного театра, из писем Бакшанской к Немировичу-Данченко. Масса материала. И, конечно, из отношения к театру. Потому что, любя театр, можно найти в любом персонаже и нежность, и трепетность, и желание сохранить то, что очень легко сломать без любви. Поэтому это все-таки о любви к театру».
Публика приняла спектакль восторженно. Увидеть изнанку театральных будней втайне мечтает каждый зритель. А когда ему позволяют еще и смеяться над ней до слез и самозабвения, эта мечта сбывается. Словом, спектакль стал настоящим праздником для всех, кто по-настоящему любит театр.
Елена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…»Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людейИгорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012